Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 689130-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 689130-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) в связи с изменениями, предусмотренными законопроектом N 689101-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект N 689101-7) в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" и содержит следующие основные новации:
1. Выделение в самостоятельные нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) положений, касающихся налогообложения участников СПИК. Действующей редакцией пункта 2 статьи 25.9 Налогового кодекса налогоплательщики - участники СПИК приравнены в целях Налогового кодекса к налогоплательщикам - участникам региональных инвестиционных проектов. Законопроектом часть первая Налогового кодекса дополняется статьей 25.16 "Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов", в соответствии с которой налогоплательщиком - участником специального инвестиционного контракта признается инвестор, являющийся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Проектируемой статьей также определяются даты приобретения, утраты и основания утраты инвестором статуса налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта.
2. В настоящее время срок применения участниками СПИК пониженных ставок налога на прибыль организаций, установленных субъектами Российской Федерации для указанной категории налогоплательщиков, и, соответственно, нулевой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, ограничен 2025 годом.
Рассматриваемым законопроектом предлагается продлить срок применения льготных ставок по налогу на прибыль организаций на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, до момента, когда совокупный объем расходов бюджетов всех уровней, осуществленных в целях поддержки указанного инвестиционного проекта, превысит 50 процентов объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК.
3. Налогоплательщикам - участникам СПИК предоставляется право на применение льготных ставок по налогу на прибыль организаций к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.
Налогоплательщик, уже заключивший специальный инвестиционный контракт на дату вступления федерального закона в силу, сможет воспользоваться указанным правом при условии, что его доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, по итогам хотя бы одного налогового периода составили не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом сохраняется право на применение льготных ставок по налогу на прибыль организаций ко всей налоговой базе, в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пунктом 4 проектируемой статьи 284.8 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика исчислить и уплатить сумму налога на прибыль организаций, не уплаченную в связи с применением пониженных ставок, в случае расторжения специального инвестиционного контракта по решению суда или во внесудебном порядке при существенном нарушении налогоплательщиком своих обязательств по контракту.
В тоже время, как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации, такого основания для расторжения специального инвестиционного контракта во внесудебном порядке, как существенное нарушение инвестором своих обязательств по контракту, законопроектом N 689101-7 не предусмотрено. В этой связи, представляется целесообразным дополнительно обсудить, в каких случаях у налогоплательщика будет возникать обязанность по уплате указанной суммы налога на прибыль организаций.
Предлагаемые законопроектом меры направлены на создание более благоприятного по сравнению с действующим налогового режима для участников СПИК и будут способствовать привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты.
Законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемый законопроект поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 689130-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.