Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7
Международное сотрудничество
7.1. Международный компонент прав человека
2018 год был ознаменован 70-летием Всеобщей декларации прав человека - международного документа, имеющего непреходящее значение для всего мирового сообщества, первой консолидированной системы универсальных международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека и гражданина, которая многие годы обеспечивала морально-ценностное единство государств - членов ООН.
Юбилей Всеобщей декларации стал дополнительным импульсом в осмыслении процессов, происходящих в области прав человека как на национальном уровне, так и на международном. В связи с празднованием юбилея в России и за рубежом прошли многочисленные конференции и круглые столы по крупномасштабным темам защиты прав человека, проблемам современности и их решениям, по упреждению рисков.
По инициативе Уполномоченного и при его участии состоялись международные конференции в Москве и Саратове, совместные парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федерации.
В качестве ключевых выводов на форумах отмечалось, что принятие Всеобщей декларации прав человека символизировало наступление новой эпохи в истории человеческой цивилизации в отношении личности. Последовательное соблюдение ее норм и принципов позволило избежать 3-й мировой войны и уберечь мир от хаоса. Она послужила главным камертоном при формировании национального законодательства и выстраивания механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также создании эффективных инструментариев восстановления нарушенных прав.
Однако сегодня наблюдаются признаки эрозии международной системы защиты прав человека, выхолащивание ее основополагающих принципов, появление двойных стандартов в оценках тех или иных событий, политизированность темы прав человека.
Все более ощутимыми становятся такие вызовы и угрозы правам человека в планетарном масштабе, как нелегальная миграция, терроризм и экстремизм, обострение территориальных и межэтнических конфликтов, кибератаки, нелегальные тюрьмы, жестокость и насилие, расслоение общества на бедных и богатых, снятие обязательств по предотвращению гонки вооружений и т.д.
В странах, относящих себя к историческому ареалу западной цивилизации, десятилетиями сохраняется феномен массового безгражданства, допускается дискриминация населения Крыма по признаку места жительства, в основе которой лежат политические причины.
Такие выводы сделаны не только спикерами на форумах, Уполномоченным, российскими учеными и практиками, но также многими зарубежными экспертами. Специалистами в области международных отношений отмечается меняющийся характер современного международного гуманитарного права - отказ от единых принципов в толковании правовых актов в пользу ситуативных объяснений, разрушение системы международной безопасности, девальвации прав человека.
В этой связи уместно обратиться к оценкам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, который, выступая на заседании 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отметил, что миропорядок становится все более хаотичным: "Менее очевидно соотношение сил. Постепенно разрушаются универсальные ценности. Демократические принципы и верховенство права оказались под угрозой. Отдельные лидеры и целые государства переходят границы дозволенного у себя дома и на международной арене при полной безнаказанности".
В данных условиях принципиальное значение приобретают системные действия, направленные на сохранение и упрочение "единой правовой ткани" международной системы прав человека. Немаловажную роль в выполнении этой задачи играют национальные учреждения защиты прав человека - омбудсмены, уполномоченные по правам человека, национальные комиссии по правам человека, в функции которых, в соответствии с принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижскими принципами), входит обеспечение связи национальных правовых систем с международной системой защиты прав человека. Возрастает и роль коммуникаций правозащитников различных государств друг с другом. Омбудсменам жизненно необходимо сплотиться на основе приверженности универсальным демократическим ценностям, провозглашенным Всеобщей декларацией. Исходя из этих целеполаганий, Уполномоченным существенно расширены формы и содержание взаимодействия с международными организациями, интеграционными сообществами омбудсменов, двустороннее сотрудничество.
7.2. Взаимодействие с международными организациями
В 2018 году Уполномоченный продолжила и укрепила взаимодействие с международными организациями универсального и регионального уровней по защите прав и свобод человека и гражданина, реализации совместных проектов: договорными органами по правам человека ООН (Комитетом ООН по правам инвалидов, Комитетом ООН против пыток), Рабочей группой Универсального периодического обзора Совета по правам человека ООН, Рабочей группой открытого состава Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам старения, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Генеральным Секретариатом Совета Европы и офисом Комиссара Совета Европы по правам человека, представителем ОБСЕ по свободе СМИ.
Одной из новых форм взаимодействия с договорными органами по правам человека ООН явилось представление Уполномоченным альтернативных к официальным государственным докладам Российской Федерации докладов, в которых она изложила свой независимый взгляд на ситуацию с правами человека в определенной сфере общественных отношений. Так, в январе 2018 года Уполномоченный направила альтернативный доклад к первоначальному докладу Российской Федерации о выполнении обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов для последующего представления в ходе 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов, а в июле 2018 года - альтернативный доклад к докладу Российской Федерации о выполнении обязательств по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, который был представлен в Комитете ООН против пыток на его 64-й сессии.
Наряду с этим Уполномоченный направила альтернативный доклад Рабочей группе Универсального периодического обзора (далее - УПО) в рамках 3-го цикла прохождения УПО Российской Федерацией, представила свои рекомендации в ходе процедуры принятия итоговых рекомендаций, а также направила материалы в Рабочую группу открытого состава Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам старения, касающиеся деятельности Уполномоченного по защите и продвижению прав пожилых людей в Российской Федерации.
В преддверии рассмотрения Договорными органами ООН по правам человека докладов Российской Федерации о выполнении обязательств по соответствующим конвенциям или пактам проходили встречи Уполномоченного с членами комитетов, в ходе которых им давалась оценка результатов выполнения положений вышеуказанных международных договоров органами государственной власти Российской Федерации и представлялись предложения по совершенствованию системы государственной защиты прав человека. Итоги этих встреч, а также информация, представленная в альтернативных докладах Уполномоченного, ложились в основу общей оценки договорными органами ООН по правам человека выполнения Российской Федерацией своих обязательств, а также в текст заключительных замечаний комитетов.
В частности, в своих заключительных замечаниях Комитет ООН по правам инвалидов затронул вопросы, отмеченные в Альтернативном докладе Уполномоченного относительно мер, направленных на создание условий для ведения инвалидами самостоятельного образа жизни (образование, трудоустройство, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации), а Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ ООН) прокомментировало мнение Уполномоченного по вопросам бытовых условий пребывания инвалидов в местах принудительного содержания.
Члены Комитета ООН против пыток в ходе рассмотрения доклада Российской Федерации о выполнении обязательств по Конвенции неоднократно обращались к Альтернативному докладу Уполномоченного и опыту национального института защиты прав человека Российской Федерации по вопросам рассмотрения обращений относительно условий содержания в следственных изоляторах и исправительных колониях, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, перевода в иные учреждения, расположенные ближе к месту жительства родственников осужденных лиц и т.д.
По итогам обсуждения и принимая во внимание положения Альтернативного доклада Уполномоченного, члены Комитета высказали рекомендации Российской Федерации о целесообразности учреждения национального превентивного механизма (далее - НПМ), который должен быть создан с целью предупреждения и выявления фактов пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем проведения мониторинга соблюдения прав и законных интересов граждан, а также лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Уполномоченный полагает, что учреждение подобной модели национального превентивного механизма, при которой его мандат выполняется офисом Омбудсмена совместно с представителями неправительственных организаций и организаций гражданского общества (модель "омбудсмен+"), без присоединения Российской Федерации к соответствующему факультативному протоколу Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, позволило бы осуществить практическую апробацию НПМ на территории России, существенно повысив уровень защиты прав, свобод и законных интересов осужденных.
Особый интерес членов Рабочей группы Универсального периодического обзора в рамках 3-го цикла УПО Российской Федерации вызвали рекомендации Уполномоченного относительно совершенствования механизма обеспечения пенсионных прав иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, усиления гарантий законности деятельности правоохранительных органов (в том числе более широкое использование средств фото- и видеофиксации процессуальных действий, а также законодательное установление предельных сроков содержания лиц под стражей в качестве меры пресечения и на стадии судебного разбирательства дела).
В 2018 году совместно с представительством УВКПЧ ООН продолжалось осуществление совместных проектов и разрабатывались планы на перспективу. Велось сотрудничество в рамках реализации учебной Магистерской программы по правам человека. Так, в июле 2018 года в Екатеринбурге прошла VI Летняя школа по правам человека, организованная Консорциумом российских вузов. Летняя школа, являясь важным компонентом Магистерской программы по правам человека, проводится ежегодно на базе одного из вузов - участников Консорциума. VI Школа была приурочена к кампании УВКПЧ ООН по случаю 70-летия Всеобщей декларации прав человека и посвящена вопросам ее наследия и вызовам современности.
Уполномоченный принимала также участие в проведении программы стажировок для представителей коренных народов на русском языке, проходящей ежегодно в городе Москве на базе Российского университета дружбы народов. По данной теме в июне 2018 года в Аппарате Уполномоченного состоялся обучающий семинар.
Одной из характерных черт современного общества является то, что права человека видятся через призму актуальных событий. Именно поэтому в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года в России важным направлением сотрудничества Уполномоченного с УВКПЧ ООН стали вопросы профилактики нарушения прав человека в спорте. Целью Уполномоченного было создание недискриминационной среды во время проведения чемпионата, что дало возможность показать всему миру Россию в качестве гостеприимного хозяина, продемонстрировав стабильность межнационального и межконфессионального климата в нашей стране.
В рамках приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации с Советом Европы в течение 2018 года разрабатывался объемный план мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (далее - Стратегия), где Уполномоченный, наряду с Советом Европы и Минтрудом России, выступает одним из главных партнеров. Стратегия является новаторским документом, предусматривающим основные направления государственной политики в отношении женщин по реализации принципа равных прав и свобод мужчины и женщины, созданию благоприятных условий для исполнения семейных обязанностей.
Начиная с января 2019 года, в течение 18 месяцев будет реализован план мероприятий, направленных как на правовое просвещение, так и на исследовательскую работу, которая позволит выработать соответствующие рекомендации органам государственной власти по повышению уровня гарантий прав женщин в Российской Федерации.
Помимо доведения информации о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также реализации совместных программ Уполномоченный сотрудничала с международными организациями с целью защиты прав конкретных граждан России, находящихся за рубежом.
Действуя в рамках своего мандата, Уполномоченный обращалась в защиту прав граждан России, проживающих на Украине, в Литве, США и других государствах, в универсальные и региональные международные органы по правам человека. В том числе Уполномоченный неоднократно направляла в адрес Верховного комиссара ООН по правам человека, специального докладчика ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, в Комитет ООН против пыток, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, представителя ОБСЕ по свободе СМИ, Генерального секретаря Совета Европы, Комиссара Совета Европы по правам человека и других полномочных должностных лиц ходатайства в защиту прав граждан России: волонтера Елены Одновол (арестована и осуждена на Украине), журналиста и главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского (арестован и обвиняется в измене родине на Украине), капитана и членов команды рыболовецкого судна "Норд" (удерживались на территории Украины), общественного деятеля Александра Гапоненко (был арестован в Латвии), летчика Константина Ярошенко (необоснованно осужден за незаконный оборот наркотиков в США), студентки Марии Бутиной (арестованной и необоснованно обвиняемой в нарушении законодательства об организациях, отнесенных к числу иностранных агентов в США), Петра Левашова (арестован по запросу в США и обвиняется в кибермошенничестве), Станислава Лисова (арестован по запросу в США и обвиняется в кибермошенничестве), Романа Селезнева (арестован по запросу в США и обвиняется в кибермошенничестве), Виктора Бута (необоснованно осужден за незаконную торговлю оружием и поддержку терроризма в США) и многих других.
Во взаимодействии с МИД России и другими органами государственной власти Уполномоченный постоянно проводила работу по защите этих и других граждан России: подвергнутых преследованию и репрессиям в зарубежных государствах без достаточных к тому оснований. Встречаясь с главами дипломатических миссий зарубежных государств, Уполномоченный привлекала внимание к случаям нарушений прав российских граждан в соответствующих странах, обращаясь через Чрезвычайных и полномочных послов к компетентным органам их правительств в защиту нарушенных прав российских граждан.
Не оставались в стороне и Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А. Дезир, Комиссар Совета Европы по правам человека Д. Миятович, которые выражали понимание важности решения этих гуманитарных проблем. Хочется надеяться, что активизировавшийся диалог Уполномоченного с главами компетентных органов иностранных государств и международными организациями будет и дальше реализовываться в направлении восстановления прав конкретных граждан Российской Федерации за рубежом.
Конечно, конструктивное взаимодействие, которое существует между Уполномоченным и международными организациями, подразумевает в том числе и внимательное отношение к их обращениям и просьбам относительно гуманитарных аспектов, подпадающих под действие мандата Уполномоченного.
Так, в 2018 году Уполномоченный неоднократно получала обращения со стороны международных структур относительно условий содержания и состояния здоровья осужденного и отбывающего наказание в России Олега Сенцова. Этот вопрос становился предметом обсуждения в ходе переговоров, в том числе с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом и Комиссаром по правам человека Совета Европы Д. Миятович. Уполномоченный взяла под свой личный контроль гуманитарные вопросы содержания заключенного - лично посещала О. Сенцова в местах заключения, а также осуществляла мониторинг условий его содержания и оказания медицинской помощи с целью обеспечения их полного соответствия национальным и международным стандартам содержания в местах лишения свободы. В этой работе Уполномоченному оказывали помощь ее коллеги, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации - А.И. Сак, Л.Е. Лубина.
Наличие конструктивного диалога с международными и зарубежными партнерами подчеркивает важную роль института Уполномоченного как в упрочении международного гуманитарного пространства, так и обеспечении единых стандартов прав человека на всей территории России с учетом социально-политических и экономических особенностей ее регионов, многообразия исторических, национальных, религиозных и культурных традиций.
7.3. Сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран и деятельность в рамках их объединений
Взаимодействие с зарубежными омбудсменами в двустороннем и многостороннем формате, как показала практика, является одним из наиболее эффективных каналов гуманитарной кооперации между странами, позволяющим обеспечить защиту прав человека, порой, несмотря на трудности межгосударственных отношений.
Профессиональное общение государственных правозащитников не только взаимно обогащает соответствующие институты через обмен опытом, позволяет внедрить лучшие практики коллег в области правового регулирования и правоприменительной практики, но и работает как метод упреждения, профилактики нарушений прав человека.
Отсутствие бюрократического лабиринта, который зачастую является непреодолимым препятствием в решении проблем реализации прав граждан, прямые рабочие контакты между омбудсменами оказываются эффективным инструментом помощи людям вне зависимости от их гражданства или национальной принадлежности.
7 марта 2018 г. к Уполномоченному поступило обращение Омбудсмена Грузии Н. Ломджария с просьбой оказать содействие в передаче тела умершего в Республике Южная Осетия гражданина Грузии Т. его семье, а также в разрешении гражданам Грузии К. и П., сопровождавшим погибшего Т. и задержанным 22 февраля 2018 г. в пункте пропуска Республики Южная Осетия, выехать на территорию Грузии. В целях восстановления нарушенных прав Уполномоченный обратилась к Генеральному прокурору Республики Южная Осетия. В результате принятых мер тело Т. передано представителям Международного комитета Красного Креста для дальнейшей передачи родственникам и представителям Грузии; задержанные освобождены из-под стражи, личные вещи им возвращены, и они смогли вернуться на родину.
Значимым событием стало первое заседание нового многостороннего сообщества - Евразийского Альянса Омбудсменов (далее - ЕАО или альянс), учрежденного в 2017 году в Москве, которое состоялось 9 ноября 2018 года.
В 2018 году альянс продолжил эффективную работу и расширился. В рамках ЕАО, объединившего омбудсменов Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Армения, Исламской Республики Иран и Монголии, его участники получили возможность обмениваться информацией и направлять запросы в целях защиты прав заявителей на территориях стран-участниц и других государств. В результате между членами ЕАО налажено эффективное сотрудничество в области обеспечения, соблюдения и защиты прав человека.
К Уполномоченному обратился заместитель Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в связи с заявлением гражданки М. в защиту имущественных прав несовершеннолетней дочери, отец которой, гражданин Российской Федерации Н., уклонялся от уплаты алиментов. С момента принятия судебного решения о взыскании алиментов денег на содержание дочери Н. не давал. За это время долг достиг 748 тыс. руб. Уполномоченный направила мотивированный запрос в ФССП России, в результате чего должнику назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 часов. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника, также Н. был временно ограничен выезд из Российской Федерации.
Наряду с сотрудничеством в целях защиты нарушенных прав граждан омбудсмены осуществляют взаимодействие посредством участия в совместных мероприятиях как на площадках Российской Федерации, так и на территориях зарубежных стран.
Так, 18 декабря 2018 года омбудсмены Армении и Сербии приняли участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе на тему "25 лет Конституции Российской Федерации и института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: итоги и перспективы развития", где обсудили вопросы соблюдения прав граждан России в ряде иностранных государств, общие проблемы, стоящие перед мировым правозащитным сообществом, а также пути их преодоления.
Нельзя не отметить возрастающий интерес зарубежных национальных правозащитных институтов к новому евразийскому формату взаимодействия в области защиты прав человека, который ставит перед собой новые цели и задачи в условиях противодействия глобальным вызовам и угрозам сегодняшнего дня.
Подписанный 9 ноября 2018 года в Москве членами ЕАО Протокол о статусе наблюдателя при Евразийском Альянсе Омбудсменов позволит расширить круг его участников.
В качестве основных задач ЕАО на 2019 год определены распространение знаний о способах защиты прав и свобод человека и гражданина, сотрудничество в сфере обеспечения поощрения их защиты, взаимодействие с международными универсальными и региональными правозащитными организациями, зарубежными омбудсменами и их ассоциациями.
В числе планов на будущее члены альянса предусматривают также расширение медийного пространства, в том числе путем создания сайта ЕАО, проведение приема граждан с применением видео-конференц-связи, двустороннее обсуждение важных вопросов в этом формате, участие в совместных просветительских проектах, проведение международной молодежной правозащитной смены в рамках Всероссийского образовательного летнего форума "Территории смыслов", тематические конференции по актуальным вопросам защиты прав человека в государствах-участниках.
Продолжилось взаимодействие Уполномоченного с омбудсменами зарубежных государств на основе двусторонних соглашений (меморандумов) о сотрудничестве.
В 2018 году подписаны меморандумы о сотрудничестве с омбудсменами Казахстана, Сербии, Греции и Монголии. Данный формат договорных отношений существенно повышает уровень защищенности граждан России и стран-партнеров, а также способствует улучшению информированности о законодательстве государств - участников меморандума и юридических путях решения возникающих проблем, обмену лучшими практиками, расширению форм правового просвещения.
Всего в настоящее время заключено 18 соглашений и меморандумов с национальными институтами защиты прав человека и уполномоченными по правам человека (омбудсменами) зарубежных государств. Практика их реализации позволила поднять на новый уровень оказание помощи людям, права которых были нарушены.
Уполномоченный в рамках Меморандума о сотрудничестве между институтами российского и турецкого омбудсменов от 3 марта 2017 г. направила Главному Омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу обращение относительно снятия запрета на въезд в Турцию гражданки У., наложенный на нее в 2008 г. Такая помощь Ш. Малкочем была оказана, запрет был отменен.
К Уполномоченному обратился заместитель Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики с просьбой оказать содействие гражданке Киргизии М. в предоставлении копии утраченного свидетельства о рождении ее сына в России. Благодаря принятым мерам искомый документ был найден и передан родственникам М.
В 2018 году Уполномоченному от зарубежных омбудсменов поступило 159 обращений по вопросам соблюдения и защиты прав граждан их государств.
Наибольшее количество обращений касалось вопросов уголовного преследования и исполнения уголовного наказания. Они затрагивали проблемы реализации права на защиту, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, сроков содержания под стражей, собирания доказательств, пересмотра приговоров, определений и постановлений и др.
Одним из системных вопросов, выявленных в ходе двустороннего сотрудничества омбудсменов, является обеспечение исполнения алиментных обязательств в ситуации, когда должник проживает отдельно от семьи на территории иного государства. В результате конструктивного взаимодействия Уполномоченного с зарубежными коллегами удается восстановить нарушенные права на получение алиментов.
Особняком выделяется проблема взаимодействия между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека. Наибольшее количество обращений поступило именно от украинского омбудсмена. В ее адрес Уполномоченным было также направлено более 80 обращений. Они касались, в частности, судьбы восьми российских и восьми украинских рыбаков, задержанных вместе с их рыбацкими судами соответственно в водах Украины и России. Более полугода они не имели возможности вернуться в свои семьи: российские рыбаки - в Керчь, украинские рыбаки - в Очаков. Другие обращения касались граждан, которые содержатся в СИЗО, колониях и тюрьмах на территории Украины и России.
К сожалению, начавшийся в июне 2018 года диалог по взаимному мониторингу и подписанию "дорожной карты" посещений данных граждан не был завершен. Украинскому омбудсмену было предложено заключить меморандум о взаимных посещениях уполномоченными лиц, находящихся в местах принудительного содержания, построенный на принципах взаимности, паритетности, синхронности. Обе стороны обменялись списками лиц, которых планировалось посетить в рамках взаимного мониторинга. Но договориться о последовательности и механизме посещения обвиняемых и осужденных не удалось.
Поездка Уполномоченного в Киев с целью посетить гражданина России М. Одинцова и проверить условия его содержания в СИЗО не увенчалась успехом. Ни консул Российской Федерации, ни Уполномоченный не были допущены к осужденному, несмотря на то, что по просьбе Уполномоченного украинский консул посетил гражданина Д. Штыбликова, который находился в украинском списке для посещения. Данные действия были расценены как нарушение дипломатической этики; они противоречили представлениям о человеческой порядочности и повлекли за собой замораживание дальнейших совместных действий на этом направлении. Уполномоченный выражает надежду, что желание помочь людям возобладает и диалог вернется в конструктивное русло.
Данная ситуация подвигла российского омбудсмена к поиску новых возможностей для конструктивных действий на других площадках. Успехом увенчались его усилия во взаимодействии с другими компетентными органами власти по возвращению на Родину экипажа рыбацкого судна "Норд".
Уполномоченный неоднократно заявляла о том, что необходимо как можно скорее вернуть домой российских рыбаков, задержанных украинскими властями в марте 2018 г. по надуманным основаниям. Российский омбудсмен встречалась с рыбаками и их родственниками, обращалась в международные организации, к зарубежным правозащитникам с призывом побудить украинские власти к соблюдению норм международного права. С этой же просьбой Уполномоченный обращалась и к своей украинской коллеге, которая сообщила, что российские рыбаки могут вернуться только по украинским паспортам. Однако рыбаки были гражданами России и не собирались менять гражданство, они категорически отказались получать украинские паспорта. Уполномоченный продолжала поиск путей решения вопроса. В результате взаимодействия с вице-президентом Европейского института омбудсмена 30 октября 2018 г. на границе с Украиной в пункте пропуска "Армянск" российские и украинские моряки смогли пересечь границу и вернуться домой.
Это важное событие, в котором Уполномоченный принимала непосредственное участие, стало возможным благодаря поддержке Президента Российской Федерации, главы Республики Крым, российских правоохранительных органов, здоровых сил украинского общества, международных институтов. Уполномоченный надеется, что это событие - первый шаг к налаживанию гуманитарного сотрудничества с украинской стороной.
Многостороннее сотрудничество Уполномоченного с зарубежными коллегами продолжалось в рамках собраний и конференций Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека (ГАНРИ).
В феврале 2018 года Уполномоченный в ходе рабочего визита в Женеву приняла участие в Ежегодной конференции ГАНРИ, которая была посвящена вопросам защиты прав пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также встретилась с Комитетом ООН по правам инвалидов, где был представлен Альтернативный доклад российского омбудсмена. Представители правозащитных национальных институтов уделили особое внимание созданию безбарьерной среды, обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, вопросам участия лиц с ограниченными возможностями в избирательных кампаниях, проблемам совершенствования законодательства в указанной сфере. Являясь площадкой для международного сотрудничества, ГАНРИ выступает также организатором иных мероприятий, направленных на многосторонний обмен опытом и обсуждение проблем правозащитных институтов.
Одним из таких мероприятий стала XIII Международная конференция национальных правозащитных учреждений "Расширение гражданского пространства, продвижение и защита деятельности правозащитников (в том числе женщин-правозащитников): роль национальных правозащитных учреждений", состоявшаяся 10-12 октября 2018 года в Марракеше (Королевство Марокко). Наряду с ГАНРИ организаторами мероприятия стали Национальный совет по правам человека Марокко и Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. В ходе выступления на конференции представитель российского Уполномоченного поделился накопленной практикой, осветил аспекты взаимодействия с правозащитным сообществом при обеспечении соблюдения и защиты прав граждан.
Уполномоченный использовала возможности различных дискуссионных площадок в целях обмена опытом, а также представления мировому сообществу объективной информации о ситуации с правами человека в России, новых формах работы института государственного правозащитника.
Так, активное обсуждение среди российских и иностранных экспертов вызвало выступление Уполномоченного на Международной научно-практической конференции "Права человека - индикатор современного развития государства" (Саратов, сентябрь 2018 года), в котором были рассмотрены вопросы практического применения системы индикаторов Целей в области устойчивого развития как комплексного мониторингового инструмента по любой из Целей, представляющих интерес для института государственного правозащитника.
Представители ООН, Совета Европы, неправительственных международных организаций, коллеги-омбудсмены из зарубежных стран, собравшиеся в ноябре 2018 года на представительной Международной конференции, посвященной 10-летию деятельности Защитника прав человека Республики Армения в качестве национального превентивного механизма, с большим вниманием восприняли выступление российского Уполномоченного, посвященное вопросам защиты прав женщин, находящихся в местах принудительного содержания.
Уполномоченный намерена и впредь наращивать и укреплять на двусторонней и многосторонней основе сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран в целях выстраивания эффективных механизмов восстановления прав граждан. Планируются подписание меморандумов о сотрудничестве с национальными институтами защиты прав человека ряда стран Большой Евразии; участие Уполномоченного в ежегодных мероприятиях и рабочих группах ГАНРИ и его Европейской сети, деятельности органов и механизмов ООН и Совета Европы; дальнейшая интеграция российского института государственной правозащиты в международные объединения омбудсменов; выработка новых механизмов оказания помощи, связанной с соблюдением условий содержания под стражей и возвращением на родину, а также медицинской помощи лицам, имеющим де-факто одновременно гражданство России и Украины и находящимся в пенитенциарных учреждениях двух стран.
7.4. Защита прав болельщиков в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года
В 2018 году Россия стала страной-хозяйкой одного из самых популярных спортивных мероприятий - чемпионата мира по футболу (далее также - ЧМ-2018, Чемпионат), который прошел в 11 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Сочи. Президент Международной федерации футбола (FIFA) Джанни Инфантино назвал его лучшим в истории. Эти слова нашли подтверждение в спортивных результатах и качестве инфраструктуры, посещаемости матчей и большом количестве туристов, организации соревнований и поддержке высокого уровня безопасности в стране, антидискриминационной доброжелательной атмосфере и комплексе мер по соблюдению прав болельщиков.
Для России ЧМ-2018 стал не просто праздником спорта, но и возможностью продемонстрировать российскую реальность в сфере борьбы с расизмом и дискриминацией и тем самым изменить в лучшую сторону отношение мирового сообщества к нашей стране.
Сегодня борьба против расовой и иных видов дискриминации является целью всех демократических государств, что нашло отражение в ряде международных соглашений универсального и регионального характера, к которым присоединилась и Российская Федерация. Запрет дискриминации отражен и в национальном законодательстве большинства стран мира, включая Россию, где указанный принцип получил закрепление в пункте 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Футбол относится к видам спорта, характеризующимся частыми случаями неспортивного поведения со стороны фанатов. Как правило, эта форма агрессии проявляется в виде расизма и шовинизма. Именно поэтому защита гостей от любых возможных проявлений противоправного поведения стала одним из главных направлений работы Уполномоченного во время проведения чемпионата.
По ходатайству Уполномоченного главы всех субъектов Российской Федерации, принимавших футбольные матчи, включили региональных уполномоченных по правам человека в состав организационных комитетов по подготовке и проведению ЧМ-2018.
Деятельность Уполномоченного и его Аппарата в период подготовки и в ходе проведения чемпионата осуществлялась по трем направлениям: 1) участие в мероприятиях, проводимых оргкомитетами (круглые столы в городах Санкт-Петербурге и Москве); 2) прием обращений граждан посредством организации горячей линии для болельщиков; 3) обеспечение прав задержанных болельщиков в местах принудительного содержания.
В рамках работы организационных комитетов по подготовке и проведению ЧМ-2018 в марте и сентябре 2017 года в городах Санкт-Петербурге и Москве Уполномоченный приняла участие в заседании круглого стола на тему "Содействие разнообразию и созданию свободной от дискриминации среды во время Чемпионата мира по футболу 2018 года", где футбольные эксперты проинформировали участников о ситуации в сфере дискриминации в спорте, а руководители объединений футбольных фанатов рассказали о проводимой внутри сообществ работе по пресечению проявлений дискриминации.
31 мая 2018 года Уполномоченный приняла участие в работе круглого стола "Содействие разнообразию и созданию свободной от дискриминации среды в городах, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 - роль и задачи Москвы". Итогом мероприятия стало обсуждение проекта "Наследие чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации по созданию среды, свободной от дискриминации".
В рамках своих полномочий Уполномоченный получала и рассматривала сообщения о нарушениях прав российских и иностранных граждан во время ЧМ-2018.
Для оперативного реагирования на все случаи проявления дискриминации в период проведения чемпионата в Аппарате Уполномоченного была создана группа по мониторингу соблюдения прав граждан. В рамках ее деятельности был организован прием в течение 24 часов звонков по горячей линии на русском, английском и испанском языках. Осуществлялась оперативная связь с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, принимавших ЧМ-2018, в целях скорейшего решения возникавших вопросов и обмена информацией с компетентными международными и российскими органами.
За период с 14 июня по 15 июля на телефон горячей линии поступило более 200 звонков. Большая часть из них содержала жалобы на немотивированный отказ в оформлении паспорта болельщика либо на аннулирование его без объяснения причин. Во взаимодействии с организационными комитетами, другими органами и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации часть ходатайств была удовлетворена.
На горячую линию поступил звонок от проживающего в г. Самаре гражданина К. с жалобой на отказ в оформлении персонифицированной карты зрителя (паспорта болельщика). Уполномоченным было направлено обращение в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в результате чего заявителю был выдан паспорт болельщика.
К Уполномоченному по горячей линии обратился гражданин Д., сообщивший о необоснованном ограничении его права на свободу передвижения. Заявитель вместе с детьми отправился в п. Лазаревское (Краснодарский край) на оплаченный отдых, однако по пути на посту ДПС Магри они были остановлены сотрудниками полиции, которые заявили, что дальнейший проезд невозможен, так как Д., ранее получившему отказ в выдаче паспорта болельщика, запрещен въезд на территорию г. Сочи в период проведения ЧМ-2018. Благодаря содействию Уполномоченного и уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае вопрос был решен, и Д. со своей семьей благополучно продолжил свой путь.
В числе заявителей, обратившихся к Уполномоченному в период проведения ЧМ-2018, значительную часть составили иностранные граждане. Так, на англоязычную и испаноязычную горячие линии поступило более 100 звонков. Необходимо отметить, что жалоб со стороны иностранных гостей ЧМ-2018 относительно проявлений дискриминации или ксенофобии не поступало. Обращения в основном носили информационно-справочный характер.
Уполномоченный также принимала участие в защите прав болельщиков от противоправных посягательств.
К Уполномоченному обратился болельщик Х. из Колумбии, который пострадал от мошенников. Он забронировал и оплатил квартиру в г. Самаре через известную систему онлайн-бронирования Booking.com, однако, прибыв на место, обнаружил, что хозяин квартиры не отвечает на телефонные звонки. Сотрудники Аппарата Уполномоченного оперативно отреагировали на обращение: связались с офисом уполномоченного по правам человека в Самарской области для привлечения к разрешению проблемной ситуации правоохранительных органов, а также с представительством FIFA в г. Самаре, сотрудники которого подобрали новое жилье для колумбийского болельщика и его друзей.
Не остались без внимания и те болельщики, которые в связи с совершением преступлений (как правило, краж) оказались в СИЗО. В рамках установленной законом компетенции Уполномоченный и сотрудники его Аппарата оказывали им необходимую гуманитарную помощь.
20 июня 2018 г. Уполномоченный посетила ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве, где встретилась с гражданами Мексики, Перу и Ирана, прибывшими в нашу страну по паспортам болельщиков и нарушившими российское законодательство. Как выяснилось, во время избрания меры пресечения иностранным гражданам, не владеющим русским языком, не были обеспечены услуги переводчика. Ситуация, связанная с нахождением вышеназванных граждан в местах принудительного содержания, осложнялась отсутствием у них денежных средств, которые были изъяты в ходе предварительного расследования. В результате указанные иностранные граждане не могли пользоваться магазином учреждения и услугами адвокатов по соглашению.
При этом граждане иностранных государств В. и К. в ходе общения с Уполномоченным пожаловались на плохое самочувствие. К ним немедленно были направлены медицинские работники, которые провели осмотр, поставили диагноз и назначили необходимые медикаменты. Уполномоченный направила обращения в посольства стран, гражданами которых являются задержанные, председателю Генеральной инспекции Исламской Республики Иран Н. Серажу, а также в МВД России, Генеральную прокуратуру России, Следственный комитет России с просьбой оказать им консультативную и иную помощь. Такая помощь задержанным была оказана, что подтверждено письмами, поступившими к Уполномоченному из посольств иностранных государств.
Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в заключительных замечаниях по 23-му и 24-му периодическим докладам Российской Федерации выразил беспокойство в связи с тем, что проявления расизма по-прежнему глубоко укоренены среди футбольных болельщиков, в частности в отношении лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, и лиц африканского происхождения. Эти опасения не оправдались. В период проведения ЧМ-2018 конфликтные ситуации, связанные с дискриминацией по расовому признаку, были сведены к нулю, а права и безопасность как граждан России, так и прибывших гостей максимально соблюдены.
В Аппарате Уполномоченного проводился мониторинг информации о возможных проявлениях расовой дискриминации, в том числе через региональных уполномоченных по правам человека, который показал стабильность ситуации в сфере межнациональных отношений и общее снижение количества случаев проявления ксенофобии и расовой нетерпимости.
Во время чемпионата нашей страной продемонстрирована объединяющая и вдохновляющая роль спорта в жизни общества, обеспечено равное отношение как к спортсменам, так и к зрителям, приложены усилия для максимально комфортного присутствия в городах России всех участников грандиозного события.
В перспективе ожидается, что государства и спортивные организации будут использовать спорт, в частности футбол, в интересах содействия уважению разнообразия, терпимости, поощрению и защите прав жертв расовой дискриминации, ксенофобии, в том числе мигрантов и лиц, принадлежащих к различным меньшинствам, а также в качестве инструмента социальной интеграции.
Опыт проведения масштабного спортивного мероприятия в нашей стране показал, что обеспечение прав болельщиков вне зависимости от их гражданства, пола, расы, вероисповедания, физических возможностей или ограничений - это задача выполнимая, но требующая постоянной правовой и практической поддержки, консолидации усилий различных органов власти, среди которых немаловажная роль принадлежит Уполномоченному и его коллегам из регионов. После ЧМ-2018 необходимо продолжить межведомственную работу по созданию свободной от дискриминации среды, разработать с учетом позитивного опыта "наследие без дискриминации" с тем, чтобы укрепить государственную политику в данной сфере.
В контексте темы большого мирового спорта нельзя обойти вопрос о ратификации Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями (далее - Конвенция). Документ направлен на противодействие коррупции в сфере спорта путем совершенствования государственного регулирования деятельности спортивных и букмекерских организаций.
О важности включения положений Конвенции в российскую правовую систему, несмотря на ряд неопределенных норм, что усложняет их имплементацию, уже говорилось в Докладе о деятельности Уполномоченного за 2017 год, где содержалась рекомендация Правительству Российской Федерации о разработке соответствующего федерального закона. К началу 2019 года сдвиги в решении данного вопроса есть: утвержден план по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями; назначен координатор выполнения указанного плана - Минспорт России, но в Государственную Думу проект закона о ратификации Конвенции пока не внесен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.