Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение ООО, в части вопросов, относящихся к своей компетенции, сообщает следующее.
Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 статьи 306 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 статьи 306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Принимая во внимание изложенное, если исходя из фактических обстоятельств осуществления иностранной организацией хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, такая деятельность будет приводить к образованию постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения, иностранная организация будет являться плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Из Вашего интернет-обращения следует, что иностранным организациям по исполнению вступивших в силу судебных решений, а также во внесудебном порядке, индивидуальными предпринимателями и российскими организациями выплачиваются суммы компенсаций за нарушение интеллектуальных прав и незаконное использование товарных знаков.
При этом в интернет-обращении отмечается, что интересы иностранных компаний в Российской Федерации по вопросам, относящимся к защите прав на объекты интеллектуальной собственности/прав на товарный знак на основании доверенностей представляют российские организации, а также отдельные физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.
В случае если российские юридические и физические лица на основании выданных им доверенностей представляют интересы иностранных организаций в Российской Федерации исключительно в рамках юридических действий по вопросам, относящимся к защите прав на объекты интеллектуальной собственности/прав на товарный знак в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве, и не заключают от имени иностранной организации контрактов с контрагентами, не согласовывают их существенных условий, реализация таких прав юридическими и физическими лицами не рассматривается в качестве деятельности зависимого агента в рамках положений пункта 9 статьи 306 НК РФ.
При этом пунктом 1 статьи 309 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ определены виды доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), подлежащие налогообложению в Российской Федерации.
В числе таких доходов указаны доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (подпункт 4 пункта 1 статьи 309 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход (налоговый агент) иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ.
По итогам отчетного (налогового) периода налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения (пункт 4 статьи 310 НК РФ).
Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ утверждена форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме.
Одновременно, следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов предусмотренных НК РФ.
Круг налоговых агентов по налогу на прибыль организаций, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом определен статьей 310 НК РФ и включает в себя российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Принимая во внимание изложенное, российские организации, в том числе применяющие УСН, при выплате доходов от источников в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, исполняют обязанности налогового агента и представляют в налоговый орган Налоговый расчет.
При этом, на индивидуальных предпринимателей, выплачивающих доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не возложена обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет (письмо ФНС России от 11.06.2014 N ГД-4-3/11305).
Следовательно, у индивидуальных предпринимателей нет обязанности по представлению в налоговый орган Налоговых расчетов.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (статья 7 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение (резидентство) в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии действует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и доходов от прироста стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция).
Согласно пункту 1 статьи 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" Конвенции, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если получатель имеет фактическое право на такие доходы.
Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки действует Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее - Договор).
Согласно пункту 1 статьи 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" Договора, доходы от авторских прав и лицензий, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в этом государстве.
Также, между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в этом другом Государстве, если такой резидент обладает правом собственности на такие доходы.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 8 комментариев к пункту 2 статьи 12 ("Роялти") Модельной конвенции ОЭСР, определение термина "роялти" охватывает как платежи, произведенные по условиям лицензии, так и компенсацию, которую лицо обязано выплатить за незаконное копирование или за действия, нарушающие право. Соответственно, компенсация за незаконное использование авторских прав подпадает под статьи 12 указанных международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, доходы от источников в Российской Федерации в виде компенсаций за нарушение интеллектуальных прав и незаконное использование товарных знаков, при выполнении условий, установленных пунктом 1 статьи 312 НК РФ, выплачиваемые иностранным организациям - резидентам Соединенного Королевства Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Финляндской Республики по решению суда или во внесудебном порядке, на основании указанных выше норм международных договоров Российской Федерации, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.
Правильность исчисления и уплаты налогов проверяется налоговыми органами в рамках проведения мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном НК РФ.
Действительный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Американские, британские и финские компании по решению суда или во внесудебном порядке могут получать доходы от источников в России в виде компенсаций за нарушение интеллектуальных прав и незаконное использование товарных знаков. Такие суммы в нашей стране налогом на прибыль не облагаются.
Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июня 2019 г. N СД-3-3/5647@ "О рассмотрении Интернет-обращения"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 16 июля 2019 г. N 14