Quality management systems. Recommendations for use when developing and launching innovative product and service
ОКС 03.120.10
Дата введения - 1 июня 2019 г.
Взамен ГОСТ Р 55270-2012
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "Рособоронстандарт")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2018 г. N 434-ст
4 Взамен ГОСТ Р 55270-2012
Введение
Разработка и освоение инновационной продукции или услуг связаны с дополнительными рисками, обусловленными отсутствием опыта производства, эксплуатации (потребления) инновационной продукции и услуг. В связи с этим в рамках системы менеджмента качества следует предусматривать меры по снижению таких рисков.
Предложенные рекомендации отражают накопленный российскими организациями опыт внедрения стандартов ИСО серии 9000, а также современных методов менеджмента качества, таких как подход, основанный на определении ключевых характеристик продукции, услуг и процессов, перспективное планирование продукции, статистические методы управления процессами и других. Применение данных методов позволяет снизить риски для потребителей инновационной продукции и услуг.
Для удобства восприятия рекомендации сгруппированы по разделам ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Текст ГОСТ Р ИСО 9001-2015 заключен в сплошную рамку, рекомендации приведены вне рамок.
1 Область применения
Для эффективного внедрения и применения системы менеджмента качества целесообразно включить в нее все подразделения и виды деятельности организации, связанные с выпуском инновационной продукции и предоставлением инновационных услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 инновационная продукция/услуга (innovation product/service): Продукция/услуга с новыми или существенно улучшенными характеристиками, а также продукция/услуга, производство/предоставление которой основано на новых или значительно усовершенствованных методах.
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества. Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.
Примечания 1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными. 2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне. 3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.
|
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
4.3 Определение области применения системы менеджмента качества
Организация должна определить границы системы менеджмента качества и охватываемую ею деятельность, чтобы установить область ее применения. При определении области применения организация должна рассматривать: a) внешние и внутренние факторы (см. 4.1); b) требования соответствующих заинтересованных сторон (см. 4.2); c) продукцию и услуги организации. Организация должна применять все требования настоящего стандарта, если эти требования применимы в пределах установленной области применения ее системы менеджмента качества. Область применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация. Область применения должна указывать на охватываемые виды продукции и услуг и давать обоснование для исключения требования настоящего стандарта, которое она определила как неприменимое к ее области применения системы менеджмента качества. Соответствие требованиям настоящего стандарта может быть заявлено только в том случае, если требования, определенные как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей. |
Разработку и производство инновационной продукции и (или) услуги следует включить в область применения системы менеджмента качества.
4.4 Система менеджмента качества и ее процессы
4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также: a) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов; b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими; d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность; e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов; f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1; g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов; h) улучшать процессы и систему менеджмента качества. 4.4.2 Организация должна в необходимом объеме: a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов; b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано. |
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
5.1.1 Общие положения
5.1.2 Ориентация на потребителей
Высшему руководству следует рассмотреть возможность применения в организации формализованных методов менеджмента рисков для потребителей, связанных с инновационной продукцией и (или) услугами, в т.ч. приведенных в [1].
5.2 Политика
5.2.1 Разработка политики в области качества
5.2.2 Доведение политики в области качества
5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до работников и понимание в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций. Высшее руководство должно распределить обязанности, ответственность и полномочия для: a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям настоящего стандарта; b) обеспечения получения намеченных результатов процессов; c) отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы менеджмента качества и возможностях ее улучшения (10.1); d) поддержки ориентации на потребителя во всей организации; e) сохранения целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении изменений в систему менеджмента качества. |
При производстве инновационной продукции и (или) предоставлении инновационных услуг должны быть установлены ответственность персонала за обеспечение качества инновационной продукции и (или) услуг и полномочия остановить производство продукции и (или) процесс предоставления услуг, чтобы устранить проблемы в области качества.
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы (см. 4.1) и требования (см. 4.2) и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению для: a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может достичь своих намеченных результатов; b) увеличения их желаемого влияния; c) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния; d) достижения улучшения. 6.1.2 Организация должна планировать: a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей; b) то, каким образом: 1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества (см. 4.4); 2) оценивать результативность этих действий. Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг.
Примечания 1 Варианты реагирования на риски могут включать избежание риска, допущение риска с тем, чтобы отследить возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или сдерживание риска путем принятия решения, основанного на информации. 2 Возможности могут привести к принятию новых практик, запуску новой продукции, открытию новых рынков, появлению новых потребителей, построению партнерских отношений, использованию новых технологий и других желаемых и реальных возможностей, чтобы учесть потребности организации или ее потребителей.
|
Рекомендации по выбору и применению методов оценки рисков приведены в [1].
6.2 Цели в области качества и планирование их достижения
Применительно к разработке и освоению инновационной продукции и (или) услуг цели в области качества и действия по их достижению могут быть оформлены в виде специальной программы (плана) качества. Руководящие указания по разработке и содержанию планов качества приведены в [2].
6.3 Планирование изменений
Там, где организация определяет необходимость изменений в системе менеджмента качества, эти изменения должны осуществляться на плановой основе (см. 4.4). Организация должна рассматривать: a) цель вносимого изменения и возможные последствия его внесения; b) целостность системы менеджмента качества; c) доступность ресурсов; d) распределение или перераспределение обязанностей, ответственности и полномочий. |
7 Средства обеспечения
7.1 Ресурсы
7.1.1 Общие положения
7.1.2 Человеческие ресурсы
Организация должна определить и обеспечить наличие должностных лиц, необходимых для результативного внедрения системы менеджмента качества и для функционирования и управления ее процессами. |
7.1.3 Инфраструктура
Организация должна определить, создать и поддерживать инфраструктуру, необходимую для функционирования ее процессов с целью достижения соответствия продукции и услуг.
Примечание - Инфраструктура может включать: a) здания и связанные с ними инженерные сети и системы; b) оборудование, включая технические и программные средства; c) транспортные ресурсы; d) информационные и коммуникационные технологии. |
7.1.4 Среда для функционирования процессов
Организация должна определить, создать и поддерживать среду, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия требованиям к продукции и услугам.
Примечание - Подходящая среда может представлять собой сочетание человеческих и физических факторов, таких как: a) социальные (например, отсутствие дискриминации, спокойствие, бесконфликтность); b) психологические (например, снижение уровня стресса, профилактика эмоционального выгорания, эмоциональная защита); c) физические (например, температура, тепловой поток, влажность, освещение, движение воздуха, гигиена, шум). Эти факторы могут существенно различаться в зависимости от поставляемых продукции и услуг. |
В случае если условия среды для функционирования процессов могут негативно влиять на качество инновационной продукции и (или) услуг, следует рассмотреть необходимость разработать документированные требования к среде, а также разработать документированные процедуры мониторинга и управления условиями среды.
В случае если контакт персонала с инновационной продукцией или производственной средой при изготовлении продукции или предоставлении услуг может отрицательно сказаться на качестве продукции или услуг, следует рассмотреть необходимость установить документированные требования к гигиене и одежде персонала, включая лиц, находящихся на территории временно или пересекающих ее, и контролю за доступом.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения
7.1.5.1 Общие требования
7.1.5.2 Прослеживаемость измерения
7.1.6 Знания организации
Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг. Знания должны поддерживаться и быть доступными в необходимом объеме. При рассмотрении изменяющихся нужд и тенденций организация должна оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.
Примечания 1 Знания организации - это знания, специфичные для организации; знания, полученные в основном из опыта. Знания - это информация, которая используется и которой обмениваются для достижения целей организации. 2 Основой знаний организации могут быть: a) внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции и услуг); b) внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей и внешних поставщиков). |
Как правило, для разработки и освоения инновационной продукции и (или) услуги организации требуются дополнительные знания, поэтому организации следует предусмотреть решение следующих задач:
- постановка целей развития знаний;
- обобщение имеющихся знаний, опыта ранее выполненных проектов:
- оценка достаточности знаний для предстоящих проектов и определение необходимых дополнительных знаний;
- исследование источников дополнительных знаний, разработка и реализация мероприятий по их получению и распространению в организации;
- защита новых знаний, полученных организацией в результате ее деятельности, в том числе как интеллектуальной собственности, ноу-хау, коммерческой тайны, патентов, связанных с освоенной новой продукцией или услугой;
- оценка накопленных знаний и результативности их использования (оценка доступности, достаточности, качества, затрат на приобретение и т.д.) и разработка рекомендаций по совершенствованию базы знаний и системы управления ими.
7.2 Компетентность
В зависимости от степени новизны продукции и (или) услуг персоналу, связанному с разработкой, производством инновационной продукции и (или) предоставлением услуг, может потребоваться компетентность в области специальных методов менеджмента качества, таких, например, как статистические методы (см. 9.1), развертывание функции качества (QFD), анализ видов и последствий ошибок (FMEA). Организации следует проанализировать необходимость дополнительной подготовки персонала и предпринять необходимые действия.
7.3 Осведомленность
7.4 Обмен информацией
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
При определении степени документированности процессов следует учесть новизну процессов производства инновационной продукции и (или) предоставления услуг, что может потребовать большей детализации документов на процессы и рабочих инструкций.
7.5.2 Создание и актуализация
7.5.3 Управление документированной информацией
Следует рассмотреть вопрос о специальной идентификации документов, содержащих ключевые характеристики, определяющие новизну инновационной продукции, услуг и процессов производства продукции и (или) предоставления услуг.
Организации целесообразно вести регулярно обновляемый перечень законодательных и нормативных документов, содержащих требования по обеспечению безопасности, включая требования к применяемым материалам, технологиям и выпускаемой инновационной продукции и (или) предоставляемым услугам.
8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
8.1 Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
Организация должна планировать, внедрять процессы (4.4), необходимые для выполнения требований к поставке продукции и предоставлению услуг и для выполнения действий, определенных в разделе 6, и осуществлять управление этими процессами посредством: a) определения требований к продукции и услугам; b) установления критериев для: 1) процессов, 2) приемки продукции и услуг; c) определения ресурсов, необходимых для достижения соответствия требованиям к продукции и услугам; d) управления процессами в соответствии с установленными критериями; e) определения, разработки, актуализации и применения, а также регистрирования и сохранения документированной информации в объеме, необходимом для: 1) обеспечения уверенности в том, что процессы выполнялись так, как это было запланировано, 2) для демонстрации соответствия продукции и услуг требованиям. Результаты такого планирования должны быть подходящими для деятельности организации. Организация должна управлять запланированными изменениями и анализировать последствия непредусмотренных изменений, предпринимая, при необходимости, меры по смягчению любых негативных воздействий. Организация должна обеспечивать, чтобы процессы, переданные внешним организациям, находились под управлением (8.4). |
Организации целесообразно разрабатывать документ временного планирования процессов разработки и освоения инновационной продукции и (или) услуги. В нем следует определять все необходимые работы, последовательность и сроки их выполнения, ответственных исполнителей. Документ временного планирования может разрабатываться в виде плана-графика или в другом виде, удобном для организации.
При планировании процессов жизненного цикла инновационной продукции и (или) услуг следует применять методы управления рисками.
8.2 Требования к продукции и услугам
8.2.1 Связь с потребителями
Организации следует своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию об инновационной продукции и (или) услугах. Информация об инновационной продукции и (или) услугах может содержать:
- сведения о новых потребительских свойствах, в том числе о специфических свойствах, обусловленных применением новых технологий, назначении, способах применения и хранения и т.д.;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- способы утилизации и возможности вторичной переработки.
Связь с потребителями, касающаяся обеспечения информацией об инновационной продукции и (или) услугах, может поддерживаться посредством:
- проведения информационных компаний;
- предоставления консультаций по запросу потребителя, касающихся информации о продукции, услугах и не являющихся коммерческой тайной, в удобной для него форме;
- информационных объявлений, рекламы;
- участия в выставках, семинарах.
8.2.2 Определение требований, относящихся к продукции и услугам
8.2.3 Анализ требований к продукции и услугам
Организации следует проводить анализ требований, относящихся к инновационной продукции и (или) услугам, результаты которого должны быть соответствующим образом задокументированы.
Анализ каждого из требований к инновационной продукции и (или) услугам целесообразно провести по следующим направлениям:
- целесообразность реализации требования;
- техническая возможность выполнить требование;
- возможность фактического подтверждения реализации требования.
8.2.4 Изменения требований к продукции и услугам
Если требования к продукции и услугам изменены, организация должна обеспечить, чтобы в соответствующую документированную информацию были внесены поправки, а соответствующий персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях. |
8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг
8.3.1 Общие положения
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс проектирования и разработки, подходящий для обеспечения последующего производства продукции или предоставления услуги. |
8.3.2 Планирование проектирования и разработки
Уровень качества продукции и (или) услуг закладывается при их разработке. Учитывая множество областей знаний, необходимых для исследования и создания свойств инновационной продукции и услуг, организации целесообразно применять многофункциональный подход при разработке процессов жизненного цикла инновационной продукции и (или) услуг.
Многофункциональный подход, как правило, предполагает участие специалистов по проектированию, разработке, производству, техническому дизайну, качеству, экологии, охране труда и другого соответствующего персонала.
8.3.3 Входные данные для проектирования и разработки
Организации следует разработать перечень основных (ключевых) характеристик инновационной продукции и услуг, а также процессов производства продукции и (или) предоставления услуг. При выборе ключевых характеристик должны быть рассмотрены в первую очередь новые и/или существенно измененные характеристики. Организации следует предусмотреть средства управления ключевыми характеристиками.
8.3.4 Средства управления проектированием и разработкой
Анализ проекта и разработки может включать в себя оценку:
- достижения целей по качеству;
- результатов верификации;
- результатов валидации;
- хода запланированного процесса проектирования (разработки) инновационной продукции и (или) услуг и процессов производства продукции и (или) предоставления услуг;
- потенциальных рисков или причин несоответствий при использовании инновационной продукции и (или) услуг;
- управления изменениями и их последствиями в ходе проектирования и разработки;
- определения и устранения проблем;
- возможности для улучшения процесса проектирования и разработки;
- потенциального воздействия инновационной продукции и (или) услуг на окружающую среду.
8.3.5 Выходные данные проектирования и разработки
Выходные данные для проектирования и разработки инновационной продукции и услуг должны быть представлены таким образом, чтобы их можно было верифицировать и валидировать по отношению к входным требованиям.
Выходные данные проектирования и разработки могут включать в том числе:
- перечень основных (ключевых) характеристик инновационной продукции и (или) услуг и процессов производства продукции и (или) предоставления услуг;
- блок-схему (карту потока) процесса изготовления/предоставления;
- результаты применения метода развертывания функций качества (Quality Function Deployment);
- протоколы анализа видов и последствий потенциальных ошибок (FMEA);
- средства управления процессами производства инновационной продукции или предоставления услуги;
- требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию;
- требования к оборудованию, инструменту, инвентарю, оснастке и приспособлениям.
8.3.6 Изменения проектирования и разработки
8.4 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками
8.4.1 Общие положения
8.4.2 Тип и степень управления
Организации следует определить тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщикам и закупаемой продукции и (или) услугам, используемым при производстве инновационной продукции и (или) предоставлении инновационных услуг. Тип и степень управления должны зависеть от вида продукции и услуг, влияния закупаемой продукции и услуг на качество инновационной продукции и услуг и, если это применимо, отчетов по проверке качества, ранее подтверждавших возможности и результаты деятельности поставщика. В необходимых случаях организации следует содействовать развитию своих поставщиков.
Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие инновационной продукции и (или) услуг требованиям, ей следует обеспечить со своей стороны управление таким процессом с учетом положений настоящего стандарта.
Управление процессом может включать:
- анализ рисков (см. 6.1);
- разработку технико-экономического обоснования;
- планирование процесса (см. 8.1).
8.4.3 Информация, предоставляемая внешним поставщикам
8.5 Производство продукции и предоставление услуг
8.5.1 Управление производством продукции и предоставлением услуг
Действенным инструментом обеспечения уверенности в способности процессов производства продукции и предоставления услуг достигать запланированных результатов является валидация процессов.
Как правило, валидация включает:
- определение критериев для анализа и утверждения процессов;
- применение конкретных методов и процедур;
- требования к записям.
Валидация процессов производства должна там, где это применимо, включать в себя проверку соответствия установленным требованиям:
- характеристик процесса;
- оборудования, инвентаря, оснастки;
- производственной среды;
- квалификации персонала, занятого в процессе;
- состояния технической документации, используемой персоналом при проведении процесса.
8.5.2 Идентификация и прослеживаемость
Организация должна использовать подходящие способы для идентификации выходов, когда это необходимо для обеспечения соответствия продукции и услуг. Организация должна идентифицировать статус выходов по отношению к требованиям, относящимся к мониторингу и измерениям, по ходу производства продукции и предоставления услуг. Организация должна управлять специальной идентификацией выходов, когда прослеживаемость является требованием, регистрировать и сохранять документированную информацию, необходимую для обеспечения прослеживаемости. |
8.5.3 Собственность потребителей или внешних поставщиков
Организация должна проявлять заботу о собственности потребителей или внешних поставщиков, когда она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифицировать, сохранять и защищать собственность потребителя или внешнего поставщика, предоставленную для использования или включения в продукцию и услуги. В случае, когда собственность потребителя или внешнего поставщика утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, организация должна уведомить об этом потребителя или внешнего поставщика, а также регистрировать и сохранять документированную информацию о произошедшем.
Примечание - Собственность потребителя или внешнего поставщика может включать в себя материалы, компоненты, инструменты и оборудование, недвижимость, интеллектуальную собственность и персональные данные.
|
8.5.4 Сохранение
Организация должна сохранять выходы во время производства продукции и предоставления услуг в той мере, насколько это будет необходимым для обеспечения соответствия требованиям.
Примечание - Сохранение может включать в себя идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, предотвращение загрязнения, упаковывание, хранение, перемещение или транспортировку, и защиту.
|
8.5.5 Деятельность после поставки
8.5.6 Управление изменениями
Организация должна анализировать изменения в производстве продукции или предоставлении услуг и управлять ими в той степени, насколько это будет необходимо для обеспечения постоянного соответствия требованиям. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию, описывающую результаты анализа изменений, сведения о должностных лицах, санкционировавших внесение изменения, и все необходимые действия, являющиеся результатом анализа. |
8.6 Выпуск продукции и услуг
8.7 Управление несоответствующими результатами процессов
Применительно к инновационной продукции и (или) услугам следует установить процедуры идентификации, оценивания, отделения (когда это целесообразно и возможно) несоответствующей продукции или услуги, документирования и извещения соответствующего персонала, включая, когда необходимо, потребителя.
Персонал, ответственный за анализ и действия с несоответствующей инновационной продукцией и (или) услугами, должен быть компетентным в оценивании потенциальных влияний предпринимаемых действий.
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
При планировании и применении методов и процедур верификации, мониторинга и измерения параметров инновационной продукции и (или) услуг, процессов производства продукции и (или) предоставления услуг организации следует рассмотреть целесообразность применения статистических методов.
При выборе статистических методов следует исходить из того, что статистические методы в первую очередь следует применять к тем процессам, которые в большей степени влияют на стабильность ключевых характеристик инновационной продукции или услуг.
9.1.2 Удовлетворенность потребителей
Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий. Организация должна определить методы получения, мониторинга и анализа этой информации.
Примечание - Примеры мониторинга восприятия потребителями могут включать опрос потребителей, отзывы от потребителей о поставленных продукции и услугах, встречи с потребителями, анализ доли рынка, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам и отчеты дилеров.
|
Мониторинг удовлетворенности потребителей особенно важен для организации, производящей инновационную продукцию и (или) услуги, поскольку они обладают новыми свойствами и ожидания потребителей по отношению к ним выше, чем по отношению к продукции и услугам, с которыми они уже знакомы.
Мониторинг удовлетворенности потребителей может проводиться как специалистами организации, так и с привлечением внешних организаций (например, дилеров). Мониторинг удовлетворенности потребителей следует проводить с определенной периодичностью и на плановой основе. В зависимости от поставленных целей и показателей мониторинга организация может воспользоваться различными методами получения (сбора) информации об удовлетворенности потребителей.
9.1.3 Анализ и оценка
9.2 Внутренний аудит
При планировании аудитов необходимо процессы и участки, связанные с разработкой, освоением инновационной продукции и предоставлением инновационных услуг, рассматривать как важные.
9.3 Анализ со стороны руководства
9.3.1 Общие положения
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и согласованности со стратегическим направлением организации. |
9.3.2 Входные данные анализа со стороны руководства
Анализ со стороны руководства должен планироваться и включать в себя рассмотрение: a) статуса действий по результатам предыдущих анализов со стороны руководства; b) изменений во внешних и внутренних факторах, касающихся системы менеджмента качества; c) информации о результатах деятельности и результативности системы менеджмента качества, включая тенденции, относящиеся: 1) к удовлетворенности потребителей и отзывам от соответствующих заинтересованных сторон; 2) степени достижения целей в области качества; 3) показателям процессов и соответствию продукции и услуг; 4) несоответствиям и корректирующим действиям; 5) результатам мониторинга и измерений; 6) результатам аудитов; 7) результатам деятельности внешних поставщиков; d) достаточности ресурсов; e) результативности действий, предпринятых в отношении рисков и возможностей (см. 6.1); f) возможностям для улучшения. |
9.3.3 Выходные данные анализа со стороны руководства
10 Улучшение
10.1 Общие положения
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
10.3 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента качества. Организация должна рассматривать результаты анализа и оценки, выходные данные анализа со стороны руководства, чтобы определить, имеются ли потребности или возможности, требующие рассмотрения в качестве мер по постоянному улучшению. |
Библиография
[1] |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска |
[2] |
ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55270-2018 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции и услуг" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2018 г. N 434-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 июня 2019 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2018 г., N 11