Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 27
ИНСТРУКЦИЯ
начальника пассажирского поезда международного сообщения
1. Общие положения
1.1. Инструкция начальника пассажирского поезда международного сообщения (далее - Инструкция начальника пассажирского поезда) является регламентирующим документом для начальников поездов, курсирующих в международном сообщении между государствами, железнодорожные администрации которых участвуют в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (далее - Совет).
1.2. На должность начальника поезда международного сообщения (далее - начальник поезда) назначается квалифицированный работник, имеющий профессиональное образование и стаж работы по организации обслуживания пассажиров не менее двух лет, а также соответствующий иным требованиям, установленным железнодорожной администрацией формирования поезда.
1.3. Начальник поезда должен обеспечить:
1) принятие мер по кругу своих обязанностей для проследования поезда по расписанию с обеспечением безопасности движения и пожарной безопасности;
2) правильность учета пассажиров;
3) высокий уровень обслуживания пассажиров и содержания вагонов;
4) проезд пассажиров в поезде только по проездным документам, а также соблюдение пассажирами норм провоза ручной клади;
5) эксплуатацию вагонного оборудования согласно действующим техническим нормам и инструкциям;
6) полноту поступления от пассажиров выручки за реализацию услуг в поезде, сохранность выручки и своевременность ее сдачи в пункте формирования поезда;
7) сохранность внутреннего оборудования, съемного инвентаря в вагонах;
8) безопасность работников поездной бригады, общественный порядок в поезде, принимая соответствующие меры;
9) выполнение поездной бригадой обязанностей, возложенных на нее инструкциями, правилами, распоряжениями, приказами и требованиями охраны труда и техники безопасности, в соответствии с требованиями железнодорожной администрации формирования поезда;
10) организацию работы по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим во внештатных ситуациях;
11) содействие представителям таможенной и пограничной служб при проведении контроля на государственной границе;
12) контроль качества технического обслуживания в пункте формирования и экипировки вагонов обслуживаемого поезда;
13) контроль снабжения вагонов водой, топливом, средствами пожаротушения, укомплектованности медицинской аптечки;
14) контроль наличия моющих и дезинфицирующих средств.
1.4. Начальник поезда, кроме требований Инструкции начальника пассажирского поезда, должен знать и выполнять, по кругу своих обязанностей:
1) Правила технической эксплуатации, действующие на железнодорожных администрациях следования;
2) Инструкцию по сигнализации, действующую на железнодорожных администрациях следования;
3) технические требования по содержанию ходовых частей, тормозного и электрооборудования, автосцепного устройства;
4) инструкцию по организации связи начальника поезда с машинистом локомотива и правила эксплуатации поездной радиосвязи;
5) технологический процесс подготовки составов в рейс;
6) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве на железнодорожном транспорте;
7) Соглашение между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС;
8) Соглашение о Межгосударственном пассажирском тарифе и Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ);
9) Соглашение об экономической ответственности за передачу международных пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам;
10) Правила пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ);
11) Единые требования к системе технического обслуживания пассажирских вагонов, курсирующих в международном сообщении;
12) Правила проезда пассажиров в поездах международного сообщения;
13) Санитарные правила пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в международном сообщении;
14) Правила контроля пассажирских поездов и прицепных вагонов международного сообщения;
15) Инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов международного сообщения между государствами-участниками СНГ, Грузией, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой;
16) Типовые нормы пожарной безопасности "Вагоны пассажирские международного сообщения между государствами - участниками СНГ, Грузией, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой". Требования пожарной безопасности;
17) Нормы оснащения подвижного состава железнодорожного транспорта в международном пассажирском сообщении между государствами - участниками СНГ, Грузией, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой первичными средствами пожаротушения;
18) Инструкцию приемосдатчику багажа и грузобагажа в пассажирских поездах международного сообщения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Грузией, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой;
19) Инструкцию электромеханику пассажирского поезда международного сообщения;
20) Инструкцию проводника пассажирского вагона международного сообщения;
21) Инструкцию по учету передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам, порядку расследования и обмена информацией об опозданиях поездов;
22) Положение о пассажирском поезде международного сообщения;
23) Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении;
24) Соглашение об экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа, грузобагажа и непередачу для реализации мест в пассажирских поездах сообщением между государствами-участниками Содружества,принятое на 10 заседании Совета 21 января 1994 года (для железнодорожных администраций - участников этого Соглашения);
25) Соглашение об экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа в поездах, следующих в международном железнодорожном сообщении, принятое на 56 заседании Совета 17-18 мая 2012 года (для железнодорожных администраций - участников этого Соглашения);
26) Правила учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в международных пассажирских поездах на железных дорогах государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики;
27) Положение о порядке очистки ото льда ходовых частей и подвагонного оборудования пассажирских поездов в международном сообщении;
28) Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управлению тормозами железнодорожного подвижного состава;
29) Инструкцию по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов);
30) Памятку для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.
1.5. Начальник поезда должен знать:
1) все формы проездных и перевозочных документов, квитанций доплат, порядок их заполнения, документы, дающие право на проведение контроля пассажирского поезда;
2) расположение станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
3) русский язык или русский и национальный язык государства, через которое проходит поезд, в объеме, необходимом для выполнения своих служебных обязанностей.
1.6. Начальник поезда подчиняется руководителю предприятия, в котором он работает, а в пути следования в оперативном порядке также руководителям железнодорожных администраций, курирующим пассажирские перевозки.
1.7. При исполнении служебных обязанностей начальник поезда должен быть в одежде установленной формы и на левой лицевой стороне форменной одежды носить визитную карточку (бейдж) установленного образца, иметь служебное удостоверение и документ, подтверждающий прохождение обязательного медицинского осмотра.
1.8. Порядок руководства бригадой во время отдыха начальника поезда устанавливается руководителем предприятия приписки состава.
В период отдыха начальника поезда, его болезни или отсутствия, руководство поездной бригадой осуществляет: в части технической эксплуатации - поездной электромеханик, в части организации обслуживания пассажиров - дежурный проводник штабного вагона.
1.9. При отсутствии поездного электромеханика подключение и отключение высоковольтного электропитания от электровоза выполняет начальник поезда.
1.10. Начальник поезда должен уметь:
1) пользоваться поездной радиостанцией, радиопунктом, комплексом поездной радиосвязи;
2) рассчитывать стоимость проезда пассажира по маршруту следования поезда и оформить проезд;
3) рассчитывать стоимость провоза излишней ручной клади по маршруту следования поезда и оформлять перевозку;
4) пользоваться служебными книгами расписания движения пассажирских поездов;
5) разрешать конфликтные ситуации, возникающие в поезде;
6) пользоваться измерительными приборами, шаблонами и др., для измерения эксплуатационных величин;
7) пользоваться первичными средствами пожаротушения;
8) оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим.
1.11. Начальнику поезда запрещается:
1) провозить письма, посылки, товары, платежные средства и предметы, подлежащие таможенному оформлению;
2) использование рундуков и багажных полок салона вагона для хранения и провоза каких-либо вещей и предметов (кроме ручной клади пассажиров), не относящихся к оборудованию, необходимому для выполнения служебных обязанностей;
3) размещать ручную кладь пассажиров в служебном купе.
2. Обязанности начальника поезда при подготовке поезда в рейс
2.1. Явиться на работу в установленное время, получить рейсовый журнал, бланки учета населенности вагона и расхода постельного белья, список номеров телефонов и адресов постоянных представительств, консульских учреждений своего государства за границей, номеров телефонов уполномоченных лиц (ситуационных центров, диспетчеров, операторов и т.д.) железнодорожных администраций по маршруту следования поезда и другие необходимые документы, ознакомиться с приказами, распоряжениями и новыми нормативными документами, поступившими за время между рейсами.
Рейсовый журнал должен иметь порядковый номер, страницы пронумерованы, сшиты, скреплены и заверены печатью структурного подразделения, выдавшего рейсовый журнал.
2.2. Собрать всех работников поездной бригады, убедиться в их работоспособности, проверить наличие установленной формы одежды, соответствующих документов (в том числе документов, необходимых для пересечения границы), провести инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, о порядке действий в случаях террористической угрозы, о предстоящей работе и ее особенностях, ознакомить под роспись проводников вагонов с поступившими распоряжениями, провести расстановку проводников по вагонам и ознакомить с графиком дежурства на весь рейс. У проводников хвостовых вагонов проверить наличие удостоверений, дающих право обслуживать эти вагоны.
2.3. Принять по описи у сдающего начальника поезда радиоузел, инвентарь, штабное купе с находящейся в нем аппаратурой, документацией, проверить исправность работы аппаратуры.
2.4. Убедиться в достаточном количестве бланков миграционных карт и таможенных деклараций.
2.5. Проверить:
1) правильность формирования состава поезда, качество санитарно-технической подготовки вагонов в рейс, выполнение заявок на ремонт, полноту экипировки вагонов водой, топливом, постельными принадлежностями, чайной продукцией, другим инвентарем и материалами, необходимыми для обслуживания пассажиров;
2) наличие средств оказания первой (доврачебной) помощи, указателей порядковых номеров вагонов и информации о маршруте следования поезда, сигнальных принадлежностей хвостовых вагонов, наличие в вагонах соответствующей визуальной информации для пассажиров и расписания движения поезда, памяток дежурному проводнику о мерах пожарной безопасности и действиях при аварийных ситуациях;
3) исправность систем пожарной сигнализации, электрооборудования, кондиционирования воздуха, вентиляции, радиовещания, средств связи, пожаротушения вагонов поезда.
2.6. В составе комиссии осуществить проверку вагонов поезда порядком, установленным железнодорожной администрацией (перевозчиком).
2.7. Для обеспечения качественной подготовки состава в рейс, предотвращения задержки поезда на подачу под посадку контролировать ход подготовки, заранее ставить в известность руководителей структурного подразделения формирования поезда для своевременного принятия мер по выполнению требуемых работ.
2.8. Получить установленным порядком справку о населенности вагонов поезда, предупреждения о посадке пассажиров в пути следования, ведомость занятия мест пассажирами, прошедшими электронную регистрацию, и ознакомить с ними поездную бригаду до начала посадки пассажиров.
3. Обязанности начальника поезда при посадке пассажиров
3.1. После подачи пассажирского поезда к платформе для посадки пассажиров убедиться, что весь обслуживающий персонал пассажирского поезда находится на своих рабочих местах, дежурные проводники одеты в форменную одежду, и обеспечить руководство посадкой пассажиров.
3.2. Не менее, чем за 10 минут до отправления поезда, оповестить по радиотрансляционной сети пассажиров и находящихся в вагонах провожающих лиц об отправлении поезда.
4. Обязанности начальника поезда в пути следования
4.1. Обеспечивать работу поездного радиопункта согласно утвержденному графику. По поездной радиосвязи передавать информацию, установленную Положением о пассажирском поезде международного сообщения.
4.2. Контролировать соблюдение поездной бригадой правильной эксплуатации оборудования и узлов вагонов.
Осуществлять контроль за своевременной посадкой и высадкой пассажиров работниками поездной бригады за время, установленное графиком движения поезда.
Контролировать правильность размещения и проезда в поезде пассажиров по проездным документам, а также провоз пассажирами ручной клади.
Оказывать содействие в создании надлежащих условий проезда пассажирам с ограниченной подвижностью, пассажирам преклонного возраста и пассажирам с малолетними детьми.
4.3. Держать постоянно включенной на прием радиостанцию для радиосвязи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива, локомотивной бригады с отметкой в журнале учета работы радиостанции.
4.4. При отсутствии поездного электромеханика выполнять работы по техническому обслуживанию оборудования вагонов, осуществлять контроль за его исправной работой с регистрацией информации в рейсовом листе.
4.5. Контролировать в пути следования состояние работников поездной бригады (в том числе работников всех прицепных вагонов), выполнение ими возложенных на них обязанностей, своевременное и правильное заполнение бланков по учету населенности вагонов и расходу постельного белья, соблюдение формы одежды, графика дежурств, проведение поездным электромехаником технического обслуживания оборудования вагонов.
4.6. В транзитных пунктах дополнительной экипировки водой и топливом следить за своевременной экипировкой вагонов.
4.7. Периодически проверять санитарное и техническое состояние вагонов, соблюдение температурного режима.
4.8. Периодически проводить обход вагонов для опроса пассажиров об уровне обслуживания в вагонах.
4.9. Своевременно принимать меры при нарушении правил проезда и общественного порядка пассажирами.
4.10. Организовывать оказание первой (доврачебной) помощи пассажирам и в необходимых случаях установленным порядком вызывать скорую медицинскую помощь.
4.11. По требованию пассажиров выдавать книгу отзывов и предложений по улучшению обслуживания пассажиров.
4.12. При срыве стоп-крана в вагоне выявлять причину остановки поезда, принять меры к отправлению поезда, составить акт об обстоятельствах и причинах срыва стоп-крана, произвести опломбирование рукоятки стоп-крана.
4.13. При проведении контроля проверять у контролирующих лиц наличие соответствующих документов на право контроля, потребовать произвести запись в рейсовом журнале с указанием времени начала и окончания проверки, фамилии, должности, номеров документов на право контроля, после чего оказать необходимое содействие в проведении контроля.
Результаты проверки должны быть отражены в рейсовом журнале за подписями контролирующих лиц и начальника поезда. При несогласии с результатами проверки начальник поезда указывает причины несогласия в рейсовом журнале.
В случае составления акта контролирующими лицами ознакомиться с актом и подписать его. При несогласии с указанными в акте нарушениями указать в нем причины несогласия с их обоснованием.
4.14. При обнаружении безбилетного физического лица и провоза излишней ручной клади взыскивать причитающиеся платежи.
В случае порчи постельных принадлежностей, а также частичном, полном повреждении или утрате предметов внутреннего оборудования вагонов по вине пассажира, установить факт порчи и составить акт по форме, установленной железнодорожной администрацией (перевозчиком) формирования поезда. Один экземпляр акта передается пассажиру вместе с квитанцией, второй экземпляр акта сдается в кассу структурного подразделения железнодорожной администрации (перевозчика) формирования поезда. При отказе пассажира от оплаты, начальник поезда обязан вызвать представителей правоохранительных органов.
4.15. Проверять надлежащее хранение документов у проводников вагонов.
4.16. Своевременно контролировать заполнение таможенной декларации транспортного средства.
4.17. В случае изменения условий проезда пассажира в связи с вынужденной пересадкой в другой вагон (в т.ч. другого перевозчика) подписывать акт о замене вагона, составленный проводником, и контролировать проводника вагона в части проставления соответствующей отметки на проездных документах.
4.18. В случае задержки отправления поезда с пограничной станции выяснять причину задержки и предпринять все меры по своевременному отправлению поезда.
4.19. В зимний период контролировать выполнение проводниками работ и качество очистки ото льда и грязи подножек дверей вагонов, переходных площадок, тормозных рычажных передач и деталей ходовых частей на станциях продолжительностью стоянки более 10 минут.
4.20. Придерживаться правил этики общения с пассажирами и с работниками поездной бригады.
4.21. При вынужденной высадке работника поездной бригады перераспределять обязанности между другими работниками поездной бригады.
4.22 Немедленно сообщить всеми доступными средствами связи руководству депо (вагонного участка) приписки относительно всех нестандартных ситуаций, которые возникли во время рейса.
5. Обязанности начальника поезда в пункте оборота
5.1. Сверять схему формирования поезда с данными, имеющимися в подразделениях железнодорожных администраций (перевозчиков) по учету и распределению мест в пассажирских поездах (ОДБ/ЛБК). Произвести соответствующие отметки у уполномоченного лица станции пункта оборота в маршрутных листах служебного персонала.
5.2. При необходимости подавать заявку на пункт технического обслуживания пассажирских поездов (ПТО) для устранения неисправностей, обнаруженных в пути следования, порядком, установленным ПППВ, и контролировать их устранение.
5.3. Контролировать выполнение графика дежурства проводниками вагонов.
5.4. При необходимости подавать установленным в ПППВ порядком заявку на экипировку вагонов топливом.
5.5. Проверять качество санитарной подготовки вагонов и контролировать своевременность очистки экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК).
5.6. Получать установленным порядком справку о населенности вагонов поезда, предупреждения о посадке пассажиров в пути следования, ведомость занятия мест пассажирами, прошедшими электронную регистрацию, и ознакомить с ними поездную бригаду до начала посадки пассажиров.
5.7. В зимний период контролировать выполнение проводниками работ и качество очистки ото льда и грязи подножек дверей вагонов, переходных площадок, тормозных рычажных передач и деталей ходовых частей.
6. Обязанности начальника поезда по прибытию поезда в пункт формирования
Действия начальника поезда по прибытию в пункт формирования регламентируются внутренними нормативными документами.
7. Порядок действий начальника поезда в экстремальных ситуациях
7.1. При пожаре в поезде начальник поезда является ответственным за организацию тушения пожара, обязан руководствоваться Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов международного сообщения между государствами-участниками СНГ, Грузией, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой.
7.2. При остановке поезда после срабатывания сигнализации нагрева буксы или средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда немедленно прибыть к вагону, определить причину и источник нагрева, и совместно с машинистом принять решение о дальнейшем следовании поезда. Составить соответствующий акт.
7.3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей, угрожающих безопасности движения, принять меры к остановке поезда, совместно с машинистом определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшей станции для принятия окончательного решения и составить акт с указанием причин остановки.
7.4. При отцепке вагона в пути следования:
1) выделить проводников для охраны имущества отцепленного вагона, произвести инструктаж о порядке действия до отправки вагона в пункт приписки;
2) разместить пассажиров на свободные места в вагонах этого поезда;
3) совместно с начальником станции составить акт в 3-х экземплярах об отцепке вагона с указанием причин отцепки и данных о вагоне (заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии); акт подписывается начальником станции, машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или другими должностными лицами, присутствовавшими при данной ситуации; один экземпляр акта сохраняется до конца рейса и затем сдается начальником поезда администрации предприятия формирования поезда;
4) в случае отсутствия возможности разместить пассажиров в поезде на свободных местах, следует разместить пассажиров в коридорах вагонов, сообщить лично или через начальника станции (дежурного по станции), поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки в другой поезд;
5) в первую очередь организовать пересадку пассажиров с ограниченной подвижностью, пассажиров преклонного возраста и пассажиров с малолетними детьми;
6) при переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны начальник поезда обязан совместно с начальником станции организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры, обеспечивающие безопасность пассажиров.
7.5. О каждом случае отцепки вагона оперативно проинформировать руководство структурного подразделения формирования поезда (вагона).
7.6. При получении информации об изменении маршрута следования поезда:
1) установить пункты, через которые не будет следовать поезд, информировать проводников вагонов, сообщить пассажирам, следующим до этих станций порядок пересадки;
2) обеспечить высадку пассажиров на согласованных с ними станциях, выдачу им на руки проездных документов с соответствующей отметкой.
7.7. При получении от машиниста локомотива поезда команды "Тормозить" немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов в составе поезда.
7.8. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде совместно с машинистом локомотива поезда проверить исправность автосцепного устройства и, при его исправности, произвести сцепление вагонов.
7.9. При развороте состава в пути следования или отправлении с транзитного пункта, пунктов формирования и оборота с изменением порядка расположения вагонов в составе, сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ/ЛБК по ходу следования поезда и крупных вокзалов.
7.10. При стоянке поезда на станциях более установленного времени или в местах, не предусмотренных расписанием движения поезда, всеми доступными средствами выяснить причину задержки или остановки поезда, предполагаемое время отправления и, при необходимости, сообщить об этом пассажирам поезда по радиотрансляционной сети.
7.11. В случае возникновения экстремальной ситуации, которая привела или может привести к причинению вреда жизни и здоровью пассажиров, сообщать доступными на данный момент средствами связи о случившемся уполномоченному лицу железнодорожной администрации, на территории которого возникла экстремальная ситуация, а также руководителю структурного подразделения формирования поезда (вагона).
Информация должна содержать:
1) номер поезда;
2) маршрут следования (сообщение) поезда;
3) ФИО начальника поезда и номер мобильного телефона;
4) обстоятельства произошедшего и сведения о количестве пострадавших пассажирах и степени тяжести.
7.12. При обнаружении в вагонах подозрительных лиц или предметов следует руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов (Приложение N 37 к протоколу заседания Совета N 59 от 19-20 ноября 2013 года).
8. Права начальника поезда
8.1. Проверять документы на право проведения контроля у контролирующих лиц.
8.2 Отстранять любого работника поездной бригады от исполнения служебных обязанностей в случае обнаружения его в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, невозможности выполнения должностных обязанностей по причине болезни, а также за действия, угрожающие безопасности движения и жизни и здоровью пассажиров.
8.3. При участии правоохранительных органов отказать в перевозке или удалить из поезда пассажира, если он находится в нетрезвом состоянии и/или нарушает правила проезда и общественный порядок, мешает спокойствию пассажиров, при этом на проездном документе проставить соответствующую отметку.
8.4. Пользоваться бесплатно всеми видами железнодорожной связи и перевозить по нормам ОП СМПС личную ручную кладь, провозить служебную корреспонденцию.
8.5. Для решения конфликтной ситуации по техническому состоянию вагонов на станциях в пути следования и в пунктах оборота требовать присутствия вышестоящего должностного лица.
8.6. Требовать выполнения указаний по вопросам обеспечения безопасности движения, противопожарной безопасности, обслуживания пассажиров, соблюдения расписания движения поезда и учета мест в вагонах от проводников всех прицепляемых к поезду вагонов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.