Письмо Минфина России от 19 апреля 2019 г. N 03-03-05/28292
Минфин России рассмотрел письмо о предоставлении налоговых преференций в рамках реализации национального проекта "Производительности труда и поддержка занятости" в целях стимулирования обновления основных производственных фондов для предприятий - участников вышеуказанного национального проекта и сообщает следующее.
1. В части предложений по налогу на прибыль организаций.
Согласно положениям статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей-седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений пункта 6 статьи 286.1 Кодекса.
При этом, в силу пункта 6 статьи 286.1 Кодекса законом субъекта Российской Федерации устанавливается, в том числе:
право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории этого субъекта Российской Федерации;
размеры инвестиционного налогового вычета, право на применение которого предоставляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса, не превышающие предельного размера, определяемого в соответствии с пунктом 2.1 статьи 286.1 Кодекса;
категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное подпунктом 1 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса;
категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное подпунктом 1 подпунктом 1 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса.
Таким образом, установление в статье 286.1 Кодекса специальных стимулирующих положений для предприятий - участников национального проекта "Производительности труда и поддержка занятости" является избыточным, поскольку субъекты Российской Федерации наделены правом на определение категорий налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета, а также на определение категории объектов основных средств, в отношении которых предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета.
Из вышеуказанного следует, что предлагаемые меры налогового стимулирования для участников национального проекта могут быть реализованы в рамках действующих положений статьи 286.1 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и не требуют внесения изменений в Кодекс.
2. В части предложений по налогу на имущество организаций.
В настоящее время для организаций, в том числе предприятий - участников национальных проектов главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса уже предусмотрены ряд налоговых льгот и налоговых преференций в виде пониженных ставок по налогу, направленных, в том числе, на повышение производительности труда и поддержки занятости).
Так, с 1 января 2019 года в целях обновления основных фондов предприятий, стимулирования инвестиционной деятельности, создания новых предприятий и новых рабочих мест движимое имущество (в том числе машины, оборудование и иное имущество), выведено и под обложения налогом на имущество организаций (пункт 1 статьи 374 Кодекса).
Согласно статье 381 Кодекса предусмотрены налоговые льготы и освобождены от налога, в том числе предприятия, реализующие национальные проекты:
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (пункт 4 статьи 381 Кодекса);
- имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий (пункт 13 статьи 381 Кодекса);
- организации - резиденты особой экономической зон или свободной экономической зоны в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой и или свободной экономической зоны в соответствии с установленными пунктами 17 и 26 статьи 381 Кодекса условиями и сроками;
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (пункт 20 статьи 381 Кодекса);
- судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, используемого, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны (пункт 22 статьи 381 Кодекса) (пункт 22 статьи 381 Кодекса)#;
- организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Кроме того, согласно статье 381 во взаимосвязи со статьей 381.1 Кодекса по решению субъектов Российской Федерации право на применение налоговых льгот предусмотрено для:
- организаций - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (пункт 21 статьи 381 Кодекса)
- организаций - в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), расположенного во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, и используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ (пункт 24 статьи 381 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 380 Кодекса налоговая ставка установлена в размере 0 процентов в отношении расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области следующих видов недвижимого имущества:
- объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия;
- объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования вышеназванных объектов недвижимого имущества.
При этом обращаем внимание, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, налоговые доходы от которого полностью зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и являются существенными доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации должна обеспечиваться в первую очередь за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты.
Аналогичные мероприятия по отмене отдельных налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне, предусмотрены Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Установление на федеральном уровне налоговых льгот (или пониженных налоговых ставок) по налогу на имущество организаций приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов, что противоречит государственной политике регионального развития Российской Федерации, а также не соответствует проводимой в настоящее время налоговой и бюджетной политике.
В соответствии со статьями 372 Кодекса законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации,) имеют достаточные полномочия по установлению налоговых преференций (пониженных налоговых ставок и налоговых льгот) по налогу на имущество организаций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, и видов имущества, в том числе для предприятий - участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" на территории пилотных субъектов Российской Федерации - участников этого национального проекта.
|
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 19 апреля 2019 г. N 03-03-05/28292
Текст письма опубликован не был