Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12
Внесение изменений в федеральную систему АБ и планы действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций
Общие положения
272. В Российской Федерации на постоянной основе осуществляется анализ уровня и характера угрозы для гражданской авиации в пределах территории государства и в воздушном пространстве над ней с учётом положений Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N ФЗ-16, Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете"), Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2012 N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства", постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880, Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2018 N 943, а также соответствующих приказов: приказа Минтранса России от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", приказа Минтранса России N 52, ФСБ России N 112, МВД России от 05.03.2010 N 134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", приказа Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", приказа Минтранса России от 16.02.2011 N 56 "О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)":
уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:
решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
273. Оперативное и регулярное обобщение и оценка информации об угрозах, а также рассылка такой информации соответствующим федеральным органам исполнительной власти являются необходимыми условиями поддержания эффективности настоящей Федеральной системы АБ. В зависимости от уровня угрозы, существующей в пределах территории, а также с учётом международного положения Министерство транспорта Российской Федерации корректирует соответствующие положения настоящей Федеральной системы АБ. Должное внимание при этом уделяется конфиденциальности такой информации и процессу сбора информации об угрозе.
Распределение обязанностей
274. Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации координируют деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений в рамках антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.
ФСБ России осуществляет информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также вырабатывает на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации").
275. Федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий на постоянной основе осуществляется сбор и обобщение информации об угрозах гражданской авиации и включающей, в числе прочего, информацию о международных и внутренних террористических группировках, политически мотивированных группировках, проповедующих насилие и уголовных элементах.
Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при поступлении, проверке и распространении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2018 N 943.
276. Федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий на постоянной основе осуществляется оценка степени и характера угрозы гражданской авиации на территории Российской Федерации и в пределах воздушного пространства над ней с точки зрения потенциальных нападений на объекты гражданской авиации и обеспечивается своевременная рассылка результатов оценки угрозы заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям гражданской авиации.
Порядок распространения информации об угрозах совершения актов незаконного вмешательства на объектах воздушного транспорта содержится в положениях нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ФСБ, МВД, СВР, Минобороны России), имеющих конфиденциальный характер.
При реагировании на конкретную полученную информацию о возможной угрозе гражданской авиации федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий определяются и распределяются задачи и координируется деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций, задействованных в обеспечении авиационной безопасности для противодействия угрозе.
На основе полученной информации об оценке рисков и угроз гражданской авиации Минтрансом России осуществляется внесение изменений в положения Федеральной системы АБ и нормативных правовых актов в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности.
277. Федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий обеспечивается предоставление администрациям аэропортов на регулярной основе результатов оценок угроз для гражданской авиации в целом и для конкретных аэропортов в частности.
278. Применение дополнительных мер обеспечения авиационной безопасности в отношении международных воздушных перевозок и внутренних воздушных перевозок осуществляется на основе оценки риска, проводимой федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий.
279. Также осуществляется предоставление соответствующей информации администрациям аэропортов, эксплуатантов и другим организациям, задействованным в обеспечении авиационной безопасности, для оказания им содействия в проведении эффективной оценки рисков.
Администрациями аэропортов и авиакомпаний, обеспечивается соответствие мер безопасности степени риска, создаваемого угрозами, и оперативно принимаются дополнительные меры во всех случаях, когда эти риски повышаются в результате изменения опасных факторов.
280. Федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий осуществляется оценка угрозы с учётом уязвимости объектов гражданской авиации и обеспечивается принятие надлежащих мер аэропортами, эксплуатантами. Повышение уровня угрозы, направленной против гражданской авиации, влечёт за собой ужесточение мер авиационной безопасности во всей авиационной системе, как это предусмотрено в планах действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций.
281. В случае угроз, направленных против конкретных авиационных объектов (воздушного судна, эксплуатанта воздушного судна, аэропортовых объектов и пр.), принимаются конкретные ответные меры, указанные в планах действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций.
282. В соответствии с приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 "О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" на основании критериев категорирования по видам транспорта осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
283. Критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются:
- степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования.
- возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.
284. По результатам категорирования присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования. В случае изменения наивысшего (наивысших) количественных показателей критериев категорирования меняется значение категории, присвоенной.
285. Применение мер обеспечения безопасности осуществляется с учётом результатов оценки уязвимости, проводимой специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности - юридическими лицами, аккредитованными компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном Правилами аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются Федеральным агентством воздушного транспорта.
286. На основании результатов проведенной оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в порядке, установленном приказом Минтранса России от 11.02.2010 N 34. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются Федеральным агентством воздушного транспорта.
287. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Анализ инцидентов
288. После попытки или имевшего место акта незаконного вмешательства федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий проводится его анализ в целях определения эффективности мер и процедур обеспечения безопасности, содержащихся в настоящей Федеральной системе АБ, и вносятся необходимые изменения. Внесение изменений в настоящую Федеральную систему АБ координируется с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
289. Для проведения расследований акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации на территории Российской Федерации создается комиссия, в состав которой включаются представители правоохранительных органов, Минтранса России, и при необходимости иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
290. В случае если совершение акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации затрагивает интересы другого государства, представитель этого государства допускается в установленном порядке уполномоченным органом Российской Федерации к участию в расследовании такого акта. Выводы по результатам расследования предоставляются этому государству в установленном порядке.
291. Расследование акта незаконного вмешательства, совершенного за пределами Российской Федерации в отношении воздушного судна, которое зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, проводится в соответствии с законодательством государства, на территории которого совершен акт незаконного вмешательства.
По согласию уполномоченного органа такого государства для участия в расследовании направляются уполномоченные представители от Российской Федерации.
292. По результатам расследования акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Комиссия проводит анализ причин и условий, способствовавших его совершению, и организует в рамках своей компетенции реализацию мер по повышению уровня авиационной безопасности, устранению выявленных недостатков, выработку предложений о внесении изменений в Федеральную систему, нормативные правовые акты в области авиационной и транспортной безопасности (с последующей доработкой программ авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов воздушных судов). Результаты проведённого анализа и предложения о внесении изменений в Федеральную систему АБ направляются в Минтранс России. Информация о принятых в Российской Федерации корректирующих действиях доводится Минтрансом России до сведения ИКАО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.