Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2019 г. N 49-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юнусова А.С. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 г. N 431 "О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 г. N 441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" по апелляционной жалобе Юнусова А.С. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 февраля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснение представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по доверенности Зиновьевой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Юнусов А.С. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 г. N 431 "О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 г. N 441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году".
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Башкортостан по существу устанавливается новый порядок способа оплаты коммунальной услуги по отоплению менее чем за месяц до начала отопительного периода 2018-2019 годов, что противоречит пункту 42.2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, действующему федеральному законодательству в сфере бюджетного планирования и прогнозирования, наносит вред хозяйственным субъектам и физическим лицам.
Решением Верховного Суда Башкортостан от 8 февраля 2019 г. в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Юнусов А.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Правительством Республики Башкортостан, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июня 2016 г. N 603 (далее - постановление N 603) утвердило изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 2, 3 постановления N 603, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия; до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан ранее был установлен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2012 г. N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 300 следует читать как "от 31 августа 2012 г."
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 603 Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 28 сентября 2016 г. N 422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан".
Установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода с 1 октября 2017 г. в муниципальных образованиях согласно приложению N 1.
Сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, применяя при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N 2. Город Уфа включен в приложение N 2.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 августа 2017 г. N 359 были внесены изменения в пункт 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2016 г. N 422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан", согласно которым был сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, применяя при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N 2.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 г. N 441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" (далее - постановление N 441) было установлено, что в 17 муниципальных образованиях (в том числе, согласно приложения N 1 - город Уфа) с 1 октября 2018 г. изменяется способ оплаты услуги за отопление с равномерного в течение календарного года на оплату в отопительный период, в остальных муниципальных образованиях сохранился существующий способ оплаты - равномерно в течение календарного года.
В целях сохранения способа оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению с применением при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанных исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, в муниципальных образованиях Республики Башкортостан в отопительный период 2018-2019 годов, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 29 июня 2016 г."
Правительством Республики Башкортостан было принято постановление от 7 сентября 2018 г. N 431 "О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N 441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" (далее - постановление N 431).
Текст документа опубликован на официальном Интернет-портале Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 10 сентября 2018 года.
Судом первой инстанции были проверены полномочия Правительства Республики Башкортостан на издание оспариваемого нормативного правового акта и установлено, что согласно пункту 2 постановления N 603 предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Действующее законодательство не содержит запрета на отмену Правительством Республики Башкортостан принятого в пределах предоставленных ему полномочий постановления или признание его утратившим силу.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления основанием для отмены явились ряд изложенных в ней обстоятельств, а именно, при переходе на оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период с применением новых нормативов, по раз мнениям Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, в сопоставимых условиях приведет к превышению установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 2353-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год" утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Башкортостан в размере 5,9%. Предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2016-2018 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. N 2222-р.
Оспариваемое постановление направлено на исключение возможности превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренных федеральным законодательством.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого постановления, суд первой инстанции справедливо исходил из того, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции, с соблюдением предусмотренной процедуры, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования способа осуществления потребителями оплаты коммунальных услуг, опубликован в установленном порядке.
Доводы истца об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению постановлением N 431 и о необходимости соблюдения порядка введения нового способа, предусмотренного пунктом 42.2 Правил N 354, при издании оспариваемого постановления, не могут быть признаны состоятельными, поскольку постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 г. N 431 не изменяет способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению в городском округе г. Уфа в силу того, что на дату принятия оспариваемого постановления при осуществлении расчетов с потребителями продолжал действовать способ оплаты коммунальной услуги - равномерно в течение календарного года согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28 сентябре 2016 г. N 422 (ред. от 02.08.2017 г.).
Согласно постановлению N 441 изменение способа оплаты с равномерного в течение календарного года на оплату в отопительный период должно было наступить с 1 октября 2018 года. Данный способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан применен не был, отменен до начала его применения и отопительного периода, и был направлен на сохранение ранее существующего способа оплаты.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующими.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Юнусова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2019 г. N 49-АПА19-4
Текст определения опубликован не был