Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 716663-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Федеральный закон "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности)",
внесенный Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 716663-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Федеральный закон "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства в области обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными отходами (II класс опасности).
Так, предлагается внедрение на территории Российской Федерации института федерального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности (далее - федеральный оператор), который будет обеспечивать и осуществлять такую деятельность на всех стадиях жизненного цикла отходов I-II классов опасности. Предложение об определении федерального оператора в Правительство Российской Федерации вносится Госкорпорацией "Росатом", за которой также предложено закрепить полномочия по созданию государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I-II классов опасности.
Кроме этого, законопроектом предусмотрена модель обращения с отходами I-II классов опасности при которой хозяйствующие субъекты - отходообразователи I-II классов опасности при условии наличия необходимой инфраструктуры (объектов обезвреживания и размещения I-II классов опасности) также смогут самостоятельно продолжать осуществлять обращение с ними.
Формирование платы за услуги в сфере обращения с отходами I-II классов опасности предлагается определять путем государственного тарифного регулирования.
Также законопроектом предусмотрено создание федеральной схемы обращения с отходами I-II классов опасности, соблюдение которой будет являться обязательным условием для всех участников обращения с отходами I-II классов опасности (далее - федеральная схема). Федеральная схема будет включать в себя сведения об образовании отходов и обращения с ними, об объектах на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение таких отходов, схему потоков и другую информацию.
Кроме того, в целях формирования системы учета и контроля за обращением с отходами I-II классов законопроектом предусмотрено создание государственной информационной системы, которая позволит контролировать потоки движения отходов и производить их учет на всех стадиях обращения с ними. Оператором данной информационной системы будет являться федеральный оператор.
С учетом необходимости введения переходного периода для участников отрасли законопроектом предусмотрено начало осуществления деятельности федерального оператора после утверждения федеральной схемы обращения с отходами I-II классов опасности.
Также законопроектом предлагается в сфере регулирования обращения с отходами I-II классов опасности наделить Правительство Российской Федерации полномочиями:
- по определению федерального оператора;
- установлению порядка разработки, утверждения и изменения федеральной схемы, требований к ее составу;
- утверждению положения о государственной информационной системе учета и контроля таких отходов;
- утверждению основ ценообразования, правил регулирования тарифов, а также определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I-II классов опасности;
- утверждению форм типовых договоров оказания услуг по обращению с данными отходами.
Национальным проектом "Экология" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол заседания от 24.12.2018 N 16) предусмотрено создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности. Реализация данного федерального проекта предполагает разработку нормативно-правового и методического обеспечения регулирования в области обращения с отходами I и II классов опасности, направленное на создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности, разработку и утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности. Одним из ответственных исполнителей федерального проекта является Госкорпорация "Росатом".
Принимая во внимание вышесказанное, Комитет, концептуально поддерживая необходимость совершенствования правового регулирования обращения с отходами I и II классов опасности, отмечает следующее.
1. В Перечне нормативных правовых актов Президента Российской Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта указана необходимость подготовки и принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, для определения его федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности".
Ввиду отсутствия в законопроекте данного положения, Комитет полагает целесообразным дополнительно предусмотреть в законопроекте установление полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению вышеуказанных требований.
2. Законопроектом предусмотрено, что единый на всей территории Российской Федерации федеральный оператор будет обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, а также будет являться оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Вместе с тем, в законопроекте не определены сроки полномочий юридического лица в статусе федерального оператора, особенности правового статуса юридического лица, а также порядок прекращения его полномочий и основания для лишения юридического лица статуса федерального оператора.
3. Законопроектом определены следующие требования к оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - оператор) - наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности и договор, заключенный с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Учитывая высокую опасность отходов, с которыми оператор будет осуществлять обращение, Комитет полагает необходимым предусмотреть в законопроекте дополнительные требования к операторам, которые будут обеспечивать безопасное обращение с такими отходами (материально-техническое оснащение и пр.).
Кроме этого, Законопроектом не определен порядок присвоения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю статуса оператора, а также порядок прекращения его полномочий и основания для лишения юридического лица, индивидуального предпринимателя статуса оператора.
4. Законопроектом предусмотрена обязательность соблюдения отходообразователями I и II классов опасности, операторами и федеральным оператором федеральной схемы по обращению с отходами I и II классов опасности. Также предусмотрена обязательность заключения договора на оказание услуг по обращению с I и II классов опасности у отходообразователей I и II классов опасности (кроме случаев самостоятельного обращения с такими отходами) с федеральным оператором. Вместе с тем, обязательность заключения такого договора между федеральным оператором и оператором по обращению с отходами I и II классов опасности не предусмотрена.
5. Законопроектом предусмотрены условия, при которых отходообразователи I и II классов опасности могут самостоятельно осуществлять обращение с данными отходами - наличие в собственности или ином законном основании объектов обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.
В целях исключения неопределенности содержания в указанном положении требуется уточнение в части одновременности наличия объектов обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности ввиду следующего. В зависимости от химического состава, имеющихся доступных технологиях обращение с отходами I и II классов опасности также может предполагать только один из видов обращения - либо обезвреживание либо размещение отходов.
6. Учитывая, что предусмотренная законопроектом государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности будет содержать полную и актуальную информацию об отходах I и II классов опасности (источники образования, объемы и виды отходов), то законопроект целесообразно дополнить положениями о необходимости при разработке федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности учитывать сведения и информацию, содержащиеся в этой системе.
На основании изложенного, Комитет по экологии и охране окружающей среды поддерживает концепцию законопроекта N 716663-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Федеральный закон "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности с учетом высказанных предложений и замечаний рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.