Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 687768-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 687768-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения", внесённый Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет сообщает следующее.
Как указано в пояснительной записке, законопроект подготовлен Минприроды России во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 14 августа 2017 года N Пр-1602 по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории 4 августа 2017 года и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 года N АХ-П9-5524.
Согласно указанному поручению Президента Российской Федерации необходимо внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие уточнение перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории (далее - БПТ) в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Как отмечают авторы законопроекта, анализ практики применения норм Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих обязательность проведения государственной экологической экспертизы для проектной документации любых объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на БПТ, показал нецелесообразность проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, не оказывающих значительного и умеренного воздействия на окружающую среду.
В этой связи законопроектом предлагается исключить из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию объектов социального назначения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, не относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категории, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населённых пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния БПТ, за пределами особо охраняемых природных территорий. Отсутствие любого из указанных критериев влечёт за собой необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Поддерживая возможность упрощения административных процедур при строительстве отдельных объектов капитального строительства на территории БПТ, считаем необходимым отметить следующее.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон об охране озера Байкал) на БПТ запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Действующей редакцией пункта 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" установлено, что проектная документация объектов, строительство или реконструкция которых предполагается осуществить на БПТ, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Законопроектом предполагается установить, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня в том числе является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на БПТ:
1) в границах особо охраняемых природных территорий;
2) за границами особо охраняемых природных территорий, за исключением проектной документации на объекты, отвечающих указанным выше критериям.
При этом законопроектом не вносятся корреспондирующие изменения в нормы Закона об охране озера Байкал о запрете строительства любых объектов на территории БПТ без проведения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, предусмотренное законопроектом исключение из перечня объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе при сохранении в неизменном виде части 2 статьи 6 Закона об охране озера Байкал порождает правовую неопределённость в вопросе о необходимости или отсутствии необходимости проводить экологическую экспертизу в обозначенных случаях, что создаёт риски не достижения целей и задач законопроекта.
Также законопроектом предполагается внести изменения в порядок предоставления проектной документации для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с действующей редакцией части 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок предоставления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 6.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 г. N 822, которое предусматривает принцип "единого окна" при предоставлении проектной документации для проведения градостроительной и экологической экспертизы: заявитель направляет указанную документацию в адрес одного уполномоченного органа для получения необходимых заключений.
Законопроект исключает использование принципа "единого окна" в отношении объектов, строительство или реконструкция которых планируется в границах Байкальской природной территории, но за пределами особо охраняемых природных территорий. В отношении указанных объектов заявитель самостоятельно будет направлять документы для проведения соответствующих экспертиз в различные органы в порядке, установленном соответственно Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной экологической экспертизе", что по сути приведёт к появлению дополнительной административной процедуры для застройщиков по сравнению с действующим регулированием. При этом в пояснительной записке отсутствует обоснование исключения порядка "единого окна" для отдельных объектов при проведения градостроительной и экологической экспертизы.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что поправки Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 555658-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами), принятому в первом чтении, предполагают необходимость проведения экологической экспертизы при строительстве объектов I-III категорий в границах второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса без каких-либо исключений, в частности, социальных объектов. При этом цели установления и правовой режим указанных зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны и экологических зон БПТ (за пределами центральной экологической зоны) не содержат существенных различий.
Учитывая изложенное, вызывает сомнения такой несистемный подход к определению перечня объектов, размещение которых в границах территорий, обеспечивающих экологическую безопасность ценных природных объектов, требует проведения экологической экспертизы, а также исключений из такого перечня отдельных категорий объектов.
С учётом изложенного, Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 687768-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения" при условии его доработки.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.