Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 5-КА19-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Индустриально-Технологический центр" об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере, равном их рыночной стоимости,
по кассационной жалобе закрытого акционерного общества "Индустриально-Технологический центр" на решение Московского городского суда от 3 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 17 января 2018 г., которыми административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., выслушав объяснения представителя закрытого акционерного общества "Индустриально-Технологический центр" по доверенности Максименко П.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Моисеева А.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Индустриально-Технологический центр" (далее также - Общество, ЗАО "Индустриально-Технологический центр") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Правды, д. 8, корп. 13 и принадлежащих ему на праве собственности: с кадастровым номером 77:09:0004021:4980 площадью 1143,1 кв.м в размере его рыночной стоимости - 61 254 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:5049 площадью 316,1 кв.м в размере его рыночной стоимости - 16 942 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:5061 площадью 256,5 кв.м в размере его рыночной стоимости - 13 756 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4976 площадью 947,7 кв.м в размере его рыночной стоимости - 151 873 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4977 площадью 2852,8 кв.м в размере его рыночной стоимости - 179 780 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4975 площадью 2510,1 кв.м в размере его рыночной стоимости - 385 791 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4981 площадью 1723,2 кв.м в размере его рыночной стоимости - 270 131 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4983 площадью 1061,4 кв.м в размере его рыночной стоимости - 169 308 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:5052 площадью 489,2 кв.м в размере его рыночной стоимости - 84 266 000 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4982 площадью 1057,2 кв.м в размере его рыночной стоимости - 169 058 000 руб., а также расположенных по адресу: г. Москва, ул. Ямского Поля 3-я, д. 32 и принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений: с кадастровым номером 77:09:0004021:4989 площадью 137 кв.м в размере его рыночной стоимости - 8 131 451 руб.; с кадастровым номером 77:09:0004021:4988 площадью 692,3 кв.м в размере его рыночной стоимости - 41 077 245 руб.
Решением Московского городского суда от 3 октября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 17 января 2018 г., административное исковое заявление удовлетворено. Судом установлена кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Определением судьи Московского городского суда от 7 декабря 2018 г. в удовлетворении заявления ЗАО "Индустриально-Технологический центр" о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы отказано, кассационная жалоба возращена административному истцу без рассмотрения по существу.
Общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования решения Московского городского суда от 3 октября 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 17 января 2018 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2019 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. ходатайство Общества о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы удовлетворено, кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на предмет отмены состоявшихся судебных актов, которыми установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в размере, равном их рыночной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость (далее также - НДС), по состоянию на 1 января 2016 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушения такого характера были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, обращение административного истца обусловлено уплатой налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Для целей Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие- либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Требования к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 298 (далее - ФСО N 2), результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 5 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297 (далее - ФСО N 1), стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям ФСО N 2, в пункте 5 которого указана и рыночная стоимость.
Итоговая величина стоимости в пункте 6 ФСО N 1 определена как стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях (пункт 4 ФСО N 2).
Наряду с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из положений пунктов 1 и 3 статьи 38, пункта 1 статьи 39 НК РФ следует, что объектом налогообложения является, в частности, реализация товаров (передача на возмездной основе права собственности на товары), имеющая стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 статьи 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (пункты 1, 3 статьи 40 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 названного кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости. В свою очередь, реализация объектов недвижимости по рыночной стоимости является объектом налогообложения и в этом случае налог на добавленную стоимость подлежит определению по правилам главы 21 НК РФ. Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности.
В данном случае кадастровая стоимость названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости судом установлена на основании представленных Обществом отчетов от 22 мая 2017 г. N 17 НЕ 048 МАВ-2А и от 23 мая 2017 г. N 17 НЕ 048 МАВ-1А, подготовленных закрытым акционерным обществом "Российская оценка", которые согласно заключению судебной оценочной экспертизы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно отчету от 22 мая 2017 г. N 17 НЕ 048 МАВ-2А по состоянию на 1 января 2016 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004021:4989 площадью 137 кв.м составляет 8 131 451 руб. с учетом НДС и объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004021:4988 площадью 692,3 кв.м составляет 41 077 245 руб. с учетом НДС.
Согласно отчету от 23 мая 2017 г. N 17 НЕ 048 МАВ-1А по состоянию на 1 января 2016 г. рыночная стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером 77:09:0004021:4980 площадью 1143,1 кв.м составляет 61 254 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:5049 площадью 316,1 кв.м составляет 16 942 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:5061 площадью 256,5 кв.м составляет 13 756 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:4976 площадью 947,7 кв.м составляет 151 873 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:4977 площадью 2852,8 кв.м составляет 179 780 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:4975 площадью 2510,1 кв.м составляет 385 791 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:4981 площадью 1723,2 кв.м составляет 270 131 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:4983 площадью 1061,4 кв.м составляет 169 308 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:5052 площадью 489,2 кв.м составляет 84 266 000 руб. с учетом НДС; с кадастровым номером 77:09:0004021:4982 площадью 1057, 2 кв.м составляет 169 058 000 руб. с учетом НДС.
Определением Московского городского суда от 25 июля 2018 г. разъяснено, что решением Московского городского суда от 3 октября 2017 г. кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости установлена в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 г., с учетом НДС 18%.
При таких обстоятельствах судами допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 3 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 17 января 2018 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Московского городского суда в ином составе суда.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 5-КА19-10
Текст определения опубликован не был