Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства Омской области
от 27 июня 2019 года N 119-рп
Основные принципы
целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Омской области
18 октября 2019 г.
1. Обоснование потребности в реализации внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Президентом Российской Федерации поставлена задача совершить прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, сформулированы приоритетные цели экономического развития, которые нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия).
Согласно Стратегии одним из приоритетных направлений развития Омской области является построение инновационной экономики.
В Омской области развиваются научно-образовательный комплекс и современная бизнес- и производственная инфраструктура.
Основными направлениями развития промышленности являются нефтехимический, агробиотехнологический и лесопромышленный кластеры, а также секторы производства высокотехнологичных компонентов и систем.
В условиях появления новых каналов и источников информации, возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира сфера дополнительного образования детей становится наиболее востребованной.
Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для преодоления неравенства доступа к качественному образованию.
Мероприятия по развитию доступности и повышению качества дополнительного образования детей предусмотрены государственной программой Омской области "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п.
Задачи использования потенциала дополнительного образования в формировании навыков 21 века, поддержке одаренных детей корреспондируют с задачами регионального Плана мероприятий по реализации на территории Омской области Концепции развития системы дополнительного образования детей на 2014 - 2020 годы (далее - Концепция), утвержденного Правительством Омской области 25 декабря 2014 года.
В Омской области дополнительное образование детей является составляющей частью единого образовательного пространства.
Мероприятия Концепции направлены на вовлечение в реализацию дополнительных общеобразовательных программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций в сферах спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики.
Основной охват дополнительным образованием в настоящее время обеспечивается организациями дополнительного образования и общеобразовательными организациями за счет диверсификации дополнительных общеобразовательных программ, расширения спектра и повышения доступности предоставляемых услуг, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, внедрения современных информационных технологий, реализации проектной деятельности обучающихся образовательных организаций.
На территории Омской области по дополнительным общеобразовательным программам обучаются более 64,5 тыс. человек в общеобразовательных организациях (391 единица), 5,9 тыс. человек - в организациях дошкольного образования (25 единиц), 0,08 тыс. человек - в образовательных организациях профессионального образования (6 единиц), 0,03 тыс. человек - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (6 единиц), 1,8 тыс. - в негосударственных образовательных организациях (10 единиц).
Сеть организаций дополнительного образования Омской области насчитывает 188 государственных (муниципальных) организаций, в том числе: 94 организации - в отрасли образования, 28 организаций - в отрасли спорта, 66 - в отрасли культуры. Общая численность обучающихся в объединениях организаций дополнительного образования детей составляет 180,5 тыс. человек, из них в отрасли образования - более 139,2 тыс. человек.
В организациях дополнительного образования действуют 11576 объединений различной направленности, из них:
- технической - 542 единицы (7071 обучающийся);
- эколого-биологической - 482 единицы (7289 обучающихся);
- туристско-краеведческой - 398 единиц (6132 обучающихся);
- спортивной - 3540 единиц (59873 обучающихся);
- художественной - 4378 единиц (66688 обучающихся);
- культурологической - 342 единицы (5844 обучающихся);
- многопрофильной - 1802 единицы (26138 обучающихся).
Анализ сети образовательных организаций дополнительного образования показывает, что самыми многочисленными по наполняемости являются организации многопрофильной направленности (45 единиц), в них обучаются 85,2 тыс. человек.
В организациях однопрофильной направленности приоритетными по численности обучающихся являются объединения спортивной направленности (34 единицы), в которых занимается 39,4 тыс. человек.
В организациях, имеющих исключительно техническую направленность (5 единиц), обучается 4,9 тыс. человек, туристско-краеведческую (5 единиц) - 3,6 тыс. человек, эколого-биологическую (5 единиц) - 7,1 тыс. человек.
В направлении обеспечения доступности дополнительного образования наблюдается позитивная динамика роста охвата детей дополнительными общеобразовательными программами.
По результатам анализа данных за 2018 год наиболее востребованными являются дополнительные общеобразовательные программы в области искусств (количество обучающихся составило 10,4 тыс. человек), в области физической культуры и спорта (44,6 тыс. человек), программы социально-педагогической направленности (105,6 тыс. человек).
Образовательную деятельность в организациях дополнительного образования детей осуществляют 3,6 тыс. педагогических работников, из них 81,6 процентов - женщины.
От числа педагогических работников 20,3 процента составляют пенсионеры. Количество педагогических работников организаций дополнительного образования детей в возрасте моложе 25 лет составляет 0,03 тыс. человек (7,5 процента), моложе 35 лет - 1,1 тыс. человек (30,3 процента).
Доля педагогических работников организаций дополнительного образования, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников составляет 74,6 процента.
Система дополнительного образования в Омской области динамично развивается.
Омская область в период с 2018 года по настоящее время демонстрирует достижение показателя, установленного федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в части доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в 2018 году - 71 процент).
Прогнозируемая трансформация рынка труда, системы профессий, изменения мотивов и интересов семей и детей обусловливают необходимость выполнения задачи в части расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, в том числе технической и естественно-научной направленностей.
Следует отметить, что обновление содержания дополнительного образования наиболее заметно проходит в сфере технического творчества.
В рамках Стратегии в 2018 году в Омской области реализован проект "Доступное дополнительное образование для омских детей. Центр развития креативности детей и молодежи "Технопарк", в ходе реализации которого осуществлены мероприятия по созданию и оснащению оборудованием для реализации дополнительных общеобразовательных программ по направлениям: робототехника, прототипирование, 3D-моделирование Центра развития креативности детей и молодежи "Технопарк" (далее - Технопарк), созданного на базе бюджетного учреждения Омской области дополнительного образования "Омская областная станция юных техников" (далее - станция юных техников). Общее количество обучающихся Технопарка составляет 850 человек.
В Технопарке внедряются практики сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей. На базе станции юных техников функционирует стажировочная площадка бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (далее - БОУ ДПО "ИРООО") по внедрению робототехники в образовательных организациях Омской области.
Обучающиеся образовательных организаций Омской области принимают активное участие в новых форматах конкурсных состязаний: региональном чемпионате "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) "WorldSkills Russia Juniors", олимпиаде Национальной технологической инициативы, открытых окружных отборочных соревнованиях по робототехнике "Робофест - Западная Сибирь".
В регионе в 2018 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленности, составила 12 процентов.
Омская область стала победителем отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание детских технопарков "Кванториум" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
В проектной деятельности детского технопарка "Кванториум" примут участие не менее 800 детей.
В регионе реализуются мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала системы образования, меры поддержки молодых педагогических работников в виде денежных выплат, проводятся конкурсы профессионального мастерства, меры поддержки талантливых детей и молодежи.
Необходимо отметить, что состояние материально-технической базы системы дополнительного образования улучшилось по сравнению с периодом 90-х годов 20 века, однако по ряду показателей не отвечает современным требованиям.
В целях формирования современной системы сопровождения, развития, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования, выравнивания доступности дополнительного образования детей (в том числе из сельской местности) с 2017 года осуществляется организационно-методическое сопровождение деятельности муниципальных образовательных учреждений региона.
Координацию деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, осуществляют 6 региональных ресурсных центров, созданных на базе государственных организаций Омской области дополнительного образования, функции учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области.
Реализация в Омской области комплексных мероприятий по развитию системы дополнительного образования указывает на заинтересованность всех субъектов в формировании современных управленческих и организационно-экономических механизмов в региональной системе дополнительного образования детей.
Наряду с позитивными изменениями в системе дополнительного образования детей в Омской области имеются проблемы, замедляющие темпы развития:
- недостаточный кадровый ресурс;
- недостаточный уровень оснащения материально-технической базы организаций дополнительного образования детей;
- низкий уровень участия образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
- превалирование дополнительных общеобразовательных программ художественной и физкультурно-спортивной направленности, что значительно ограничивает выбор детей, особенно в сельской местности;
- недостаточное количество программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий; сетевых и модульных дополнительных общеобразовательных программ;
- недостаточный уровень вовлечения социальных партнеров в образовательную и проектную деятельность обучающихся;
- трудности в оценке доступности дополнительного образования в силу специфики участия детей в дополнительном образовании (в статистике отсутствует персональный учет детей).
Внедрение целевой модели региональной системы дополнительного образования (далее - Целевая модель) позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Омской области.
Внедрение Целевой модели предполагает достижение следующих результатов:
- создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей, а также создание сети муниципальных опорных центров дополнительного образования в 33 муниципальных образованиях Омской области;
- внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственным, муниципальным и частным организациям, осуществляющим деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрение эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей;
- формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;
- выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных потребностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями;
- внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.
2. Иная дополнительная информация
В целях повышения квалификации работников сферы дополнительного образования БОУ ДПО "ИРООО" реализуются практико-ориентированные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее - ДПП ПК), ведется поиск новых подходов к организации курсовой подготовки педагогических работников системы дополнительного образования детей.
В рамках реализации формального образования в 2018 году БОУ ДПО "ИРООО" для руководителей образовательных организаций дополнительного образования детей (далее - ОДОД) реализована 1 ДПП ПК "Деятельность руководителя образовательных организаций дополнительного образования детей по управлению качеством дополнительных общеобразовательных программ" трудоемкостью 36 часов, обучены 25 руководителей.
Для педагогических работников дополнительного образования реализованы:
- 1 ДПП ПК "Организация детско-юношеского туризма в дополнительном образовании и внеурочной деятельности обучающихся" трудоемкостью 24 часа, обучены 30 педагогов;
- 2 ДПП ПК "Разработка и экспертиза содержания дополнительной общеобразовательной программы нового поколения", "Реализация современных образовательных технологий в деятельности педагога дополнительного образования" трудоемкостью 36 часов каждая, обучены 76 педагогов;
- 6 ДПП ПК "Проектирование и реализация урока деятельностного типа в детских художественных школах и детских школах искусств", "Проектирование современного программно-методического обеспечения в деятельности педагога дополнительного образования", "Разработка и экспертиза содержания дополнительной общеобразовательной программы нового поколения", "Реализация Программы воспитания обучающихся в деятельности педагога", "Содержание деятельности тренера-преподавателя по работе с одаренными детьми в области физической культуры и спорта", "Содержание и организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ" трудоемкостью 72 часа каждая, обучены 246 педагогических работников.
По программам профессиональной переподготовки "Педагогика дополнительного образования" трудоемкостью 300 часов обучены 20 педагогических работников.
В 2019 году реализованы:
- 1 ДПП ПК "Формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" трудоемкостью 36 часов, обучены 58 руководителей центров образования цифровых гуманитарных профилей;
- 2 ДПП ПК "Организация детско-юношеского туризма в дополнительном образовании и внеурочной деятельности обучающихся (с модулем по краеведческой деятельности и геологии)", "Формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" трудоемкостью 24 часа каждая, обучены 151 педагогический работник организации дополнительного образования;
- 3 ДПП ПК "Проектирование современного программно-методического обеспечения в деятельности педагога дополнительного образования", "Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном образовании детей", "Цифровая трансформация образовательных программ дополнительного образования детей" трудоемкостью 72 часа каждая, обучен 141 педагог.
В регионе с 2018 года функционирует региональная инновационная площадка - инновационный комплекс в образовании "Дополнительное образование детей - навигатор будущего" (далее - РИП-ИнКО).
Целью деятельности РИП-ИнКО является повышение качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет внедрения механизмов проведения экспертизы, расширения возможностей открытого информационного портала "Навигатор дополнительных программ".
Основные задачи развития РИП-ИнКО заключены в:
- создании и развитии сети консультационных центров на базе ОДОД - участников РИП-ИнКО по проблеме "Организация и проведение экспертизы и корректировки дополнительных общеобразовательных программ", сети стажировочных площадок на базе ОДОД - участников РИП-ИнКО по проблемам реализации современных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - ДООП);
- реализации модели уровневой экспертизы качества ДООП;
- повышении охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами технической и естественно-научной направленности, реализуемыми в разных формах;
- поддержке и развитии открытых сервисов информационного сопровождения ДООП, в том числе размещение программ на Едином национальном портале дополнительного образования детей.
Являясь площадкой для апробации механизмов оценки качества ДООП, РИП-ИнКО направлены на развитие профессионального сообщества педагогических работников.
К числу действенных механизмов управления качеством ДООП относятся модель уровневой экспертизы программного обеспечения с использованием критериальных подходов.
Участниками РИП-ИнКО являются 36 ОДОД с широкой сетью социальных партнеров, в числе которых общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, общественные организации, культурные и спортивные центры.
В 2018 году стажировочными площадками РИП-ИнКО реализованы коучинг-проекты по темам: "Реализация дополнительной общеобразовательной программы в форме проектной лаборатории", "Подготовка дополнительной общеобразовательной программы к технической и содержательной экспертизе", "Проектирование дополнительной общеобразовательной программы для детей-инвалидов", "Развивающие каникулы в дополнительном образовании".
По итогам работы координаторами РИП-ИнКО разработаны методические рекомендации по проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
На Едином национальном портале дополнительного образования в разделе "Региональный раздел" размещены 15 ОДОД Омской области.
В настоящее время в РИП-ИнКо продолжается разработка и реализация 6 образовательных брендов: "Пространство проб - технопарк", "Возможности для каждого", "Индивидуальный образовательный маршрут - траектория развития каждого", "Профориентационные каникулы в дополнительном образовании детей", "Развивающие каникулы в дополнительном образовании детей".
В Омской области имеется богатый опыт участия в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в сфере образования:
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1227 "Об объявлении конкурсного отбора на 2014 и 2015 годы региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2014 года N 157-р о распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей", на основании анализа результатов готовности образовательных организаций, расположенных на территории Омской области, к экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС для обучающихся с ОВЗ) с января 2014 года в Омской области началась апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
- в 2017 году по результатам конкурсного отбора Омская область приняла участие в реализации мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497;
- на основании постановления Экспертного совета по работе инновационных площадок Российской академии образования (протокол N 1 от 17 декабря 2015 года) БОУ ДПО "ИРООО" присвоен статус инновационной площадки Российской академии образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.