Решение Самарского областного суда от 2 июля 2019 г. N 3а-1015/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1015/2019 по административному исковому заявлению К.Н.М. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, с участием прокурора А.О.А., административного истца К.Н.М., представителя административного истца Ч.С.С., представителя административного ответчика М.Ф.Р., установил:
К.Н.М. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 со дня их принятия, указывая, что она являлась собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 526,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. 09.11.2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о прекращении права собственности К.Н.М. на объект недвижимости с кадастровым номером N ввиду разделения данного объекта на два объекта: нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 298,5 кв. м., и нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 228,4 кв. м. С 2015 года по настоящее время в нежилом здании с кадастровым номером N велись работы по проведению капитального ремонта. Из общей площади здания площадь, фактически используемая для осуществления торговой деятельности не превышает 20% от общей площади здания. Данное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ. Административный истец обращался в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования спорного объекта. Однако административный ответчик не принимает к рассмотрению заявление, так как К.Н.М. не является собственником здания. Включение нежилого здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 20.02.2019 года N 63 АА 5377857 Ч.С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 08.04.2019 года N 31 М.Ф.Р. в судебном заседании не признал административные исковые требования, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, считая их необоснованными.
Представитель администрации г.о. Чапаевск Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Представил письменный отзыв на административный иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3265 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 28.11.2014 года, в газете "Волжская коммуна", N 316 (29168), 02.12.2014, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3265 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под номером N (на 2015 год), под номером N (на 2016 год), под номером N (на 2017 год), под номером N (на 2018 год) включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 526,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
К.Н.М. являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 228,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.11.2012 года, договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.10.2013 года, решения от 01.11.2018 года, соглашения о разделе имущества супругов (нежилое помещение -298,5 кв. м.) от 19.05.2005 года, соглашения о разделе имущества супругов (нежилое помещение - 228,4 кв. м.) от 19.05.2015 года, решения от 02.07.2015 года, что подтверждается соответствующими договорами купли-продажи, соглашениями, свидетельствами о регистрации права от 25.05.2015 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимость об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.11.2018 года.
К.Н.М. являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером N общей площадью 298,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.11.2012 года, договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.10.2013 года, решения от 01.11.2018 года, соглашения о разделе имущества супругов (нежилое помещение -298,5 кв. м.) от 19.05.2005 года, соглашения о разделе имущества супругов (нежилое помещение - 228,4 кв. м.) от 19.05.2015 года, решения от 02.07.2015 года, что подтверждается соответствующими договорами купли-продажи, соглашениями и выпиской из Единого государственного реестра недвижимость об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.11.2018 года.
02.07.2015 года К.Н.М., являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N решила объединить указанные помещения в нежилое здание, площадью 526,9 кв. м., кадастровый номер N.
Право собственности на магазин, назначение: нежилое здание, площадью 526,9 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.07.2015 года на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.11.2012 года, договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.10.2013 года, решения от 01.11.2018 года, соглашения о разделе имущества супругов (нежилое помещение -298,5 кв. м.) от 19.05.2005 года, соглашения о разделе имущества супругов (нежилое помещение - 228,4 кв. м.) от 19.05.2015 года, решения от 02.07.2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2015 года.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункта п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что первоначально К.Н.М. принадлежали два нежилых помещения с кадастровыми номерами N и N, расположенные в одном здании по адресу: <адрес>.
02.07.2015 года собственник нежилых помещений К.Н.М. решила объединить два нежилых помещения с кадастровыми номерами N, N в нежилое здание с кадастровым номером N, о чем приняла письменное решение.
Право собственности на нежилое здание с кадастровым номером N было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.07.2015 года, объект права поименован: магазин, назначение: нежилое здание, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 09.07.2015 года.
08.10.2018 года К.Н.М. приняла письменное решение об изменении наименования объекта недвижимости с кадастровым номером N с наименования: "магазин" на наименование: "здание".
01.11.2018 года К.Н.М., являясь собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N приняла письменное решение, в соответствии с которым разделила объект недвижимости с кадастровым номером N на два объекта: помещение с кадастровым номером N, общей площадью 298,5 кв. м., и объект недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 228,4 кв. м. В Едином государственном реестре недвижимости 09.11.2018 года зарегистрировано право собственности административного истца в отношении двух вышеуказанных нежилых помещения.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах сведения о правообладателе нежилого здания с кадастровым номером N отсутствуют.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 775 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.04.2019 года.
В соответствии с техническим паспортом на спорное нежилое здание, здание 1985 года постройки, одноэтажное, общей площадью 526,9 кв. м., включает в себя помещения, которые не используются, котельную, кабинеты, комнату отдыха, раздевалку, кладовые, санузлы, коридоры, торговые помещения, площадью 15,1 кв. м., 5,9 кв. м., 19,4 кв. м.
Согласно техническому отчету по оценке состояния конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес>, выполненному ООО "В." в 2011 году, общий физический износ здания 70%.
03.12.2012 года между ИП ФИО 1 (арендодатель) и ООО 1 (арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения N 2, в соответствии с которым арендатору передано за плату во временное пользование нежилое помещение, общей площадью 76,2 кв. м., для осуществления своих целей: осуществление деятельности по предоставлению услуги общественного питания.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды от 06.04.2015 года, был продлен срок действия договора аренды от 03.12.2012 года 3 2 до 01.12.2018 года.
Согласно дополнительному соглашению от 29.06.2015 года N 2 к договору аренды нежилого помещения N 2 от 03.12.2012 года, заменен арендодатель на К.Н.М.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.06.2019 года, уставом ООО 1, утвержденным протоколом собрания участников от 20.08.2009 года N 4, основным видом деятельности ООО 1 является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, дополнительные виды деятельности: торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах, торговля розничная напитками в специализированных магазинах, торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.
09.07.2015 года, 09.06.2016 года, 09.05.2017 года, 09.04.2018 года между К.Н.М. (Ссудодатель) и ИП ФИО 1 (Ссудополучатель) заключены договоры передачи помещений в безвозмездное пользование, согласно которым К.Н.М. передала во временное безвозмездное пользование помещение общей площадью 21 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, для организации розничной торговли.
Основным видом деятельности ИП ФИО 1 является торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24.05.2019 года.
Из пояснений представителя административного истца следует, что в оспариваемый период и по настоящее время в здании проведена реконструкция, в нем производится ремонт, фактически здание не используется, за исключением помещений, переданных в безвозмездное пользование и в аренду, что составляет менее 20% от общей площади здания.
Факт проведения в здании ремонтных работ подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, договорами подряда, товарными накладными, транспортными накладными, чеками, датированными в период с 2014 по 2018 гг.
Из заключения кадастрового инженера ООО 2 ФИО2 от 14.06.2019 года N 23 следует, что в результате обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, расположено здание с кадастровым номером N, имеющее назначение: нежилое здание, наименование: здание, площадью 526,9 кв. м.. В состав здания входят два нежилых помещения с кадастровыми номерами N, площадью 298,5 кв. м., N, площадью 228,4 кв. м. Обследуемое здание представляет собой нежилое одноэтажное кирпичное здание, год постройки 1985. В результате натурного обследования нежилого здания было установлено фактическое использование помещений в здании. Часть нежилого здания, а именно: помещения 1 этажа, поз. N 30, 31, 32 (приложение N 1) используются в качестве торговых помещений. Общая площадь торговых помещений составляет 40,4 кв. м. Помещения, расположенные на 1 этаже, поз. N 19-29, 35, общей площадью 102,0 кв. м., фактически используются для размещения кабинетов, раздевалки, комнаты отдыха а также размещения помещений вспомогательного использования: котельной, санузлов, кладовых, коридоров. Помещения, используемые для размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в здании отсутствуют. Кроме того, в здании расположены помещения: 1 этаж, поз. N 1-18, 33-34, 36 общей площадью 384,5 кв. м., которые не используются находятся в непригодном состоянии, нуждаются в ремонте.
Общая площадь помещений, используемых для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания в здании с кадастровым номером N равна 40,4 кв. м., что составляет 7,67% от общей площади здания, то есть фактически для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания используется менее 20% от общей площади здания. Здание фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, так как не отвечает ни одному из условий п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого объекта недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, а также использование менее 20% от общей площади здания под торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у административного истца, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования нежилого здания в целях размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания также не представлено.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое здание используется менее 20% под объекты торговли, остальная часть здания не используется, в ней производится реконструкция и ремонт.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что при включении нежилого здания, принадлежащего административному истцу, в рассматриваемые Перечни, его осмотр не производился.
Таким образом, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого нежилого здания, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у К.Н.М. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2015-2017 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты применены в отношении административного истца, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивает права и интересы административного истца, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2015, 2016, 2017, 2018 гг.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск К.Н.М. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 июля 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 июля 2019 г. N 3а-1015/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании