Решение Самарского областного суда от 2 июля 2019 г. N 3а-1287/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1287/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." о признании недействующим в части нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора Х.Е.В., представителя административного истца ООО "С." - М.О.В., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области - М.Ф.Р., установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия:
- пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 1107, 2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, которое не отвечает требованиям статьи 378.2 НК РФ, так как является производственным корпусом и не используется. Полагает, что включение нежилого здания в Перечень нарушает права и законные интересы общества, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца М.О.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. возражал против удовлетворения требований, полагая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует требованиям закона, поскольку нежилое здание отвечает критериям п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ. По результатам осмотра здания 20.03.2019 г. составлен акт, где зафиксировано наличие офисных помещений, помещений автомойки и автосервиса, а также соответствующих вывесок.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Х.Е.В., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО "С." подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что ООО "С." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1107,2 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 31.08.2010 г., выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.04.2018 г., 06.06.2019 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее также Перечень).
Оспариваемый в части приказ принят уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Несмотря на истечение срока его действия, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество организации, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N включено приказом административного ответчика в Перечень на 2018 год на основании подпункта 1 пункта 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН), полученными в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По данным ЕГРН принадлежащий административному истцу объект капитального строительства имеет назначение "нежилое здание" и наименование "производственный корпус".
Согласно экспликации к техническому паспорту на нежилое здание - производственный корпус от 28.07.2010 г., 1996 года постройки, подготовленному Муниципальным предприятием г.о. Тольятти "И.", части спорного нежилого здания имеют назначение: 1 этаж - тамбуры, холл, операц. зал, кабинеты, касса, коридор, столовая 21,8 кв. м, кладовая, умывальник, туалеты, лаборатории, склад, складские помещения, вент. камера, цеха, раздевалка, душ, котельная, эл. щитовая, компрессорная, подсобная, мойка 41,4 кв. м, цех; 2 этаж - коридор, кабинеты, умывальник, туалеты, комната отдыха, площадка, лестница.
Таким образом, содержащиеся в технических документах сведения не позволяли административному ответчику сделать вывод о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в здании предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Нежилое здание, площадью 1107, 2 кв. м, расположено на арендуемом ООО "С." у муниципального образования городской округ Тольятти по договору аренды от 21.02.2013 г. земельном участке с кадастровым номером N.
На основании постановления мэрии г.о. Тольятти от 30.10.2012 г. N 3061-п/1 вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен на: "земли под объектами промышленности, с фактическим использованием: для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса".
Вид разрешенного использования участка "для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса" подтвержден и выписками из ЕГРН от 20.04.2018 г., 06.06.2019 г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, без установления вида фактического использования здания и (или) помещений в нем, не позволяли отнести спорный объект к объектам недвижимого имущества, критерии которых поименованы в п.п. 1 п. 1 и п. 3, п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год административным ответчиком не проводилось.
По результатам осмотра нежилого здания с кадастровым номером N, проведенного уполномоченной организацией Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Центр размещения рекламы" 20.03.2019 г. составлен акт.
Как видно из акта проверки, фактическое использование помещений в здании определено: 28 кв. м - офисы; 53, 8 кв. м - централизованное приемное помещение; 563, 5 кв. м. - автосервис; 41, 4 кв. м - автомойка.
16.04.2019 г. министерство имущественных отношений Самарской области отказало ООО "С." в исключении объекта из Перечня, указав, что в результате осмотра установлено, что более 20% общей площади нежилого здания используется под автомойку, автосервис.
Вместе с тем суд полагает, что данные осмотра здания от 20.03.2019 года не подтверждают его фактического использования в налоговый период 2018 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.07.2019 г. основным видом деятельности ООО "С." является торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах.
Из объяснений представителя административного истца следует, что в здании производственного корпуса ранее размещались службы и персонал общества, а помещения автомойки и автосервиса использовались для проведения предпродажной подготовки автомобилей, однако, с 2015 года здание не эксплуатируется.
Как видно из материалов дела, территория по адресу: <адрес> огорожена, охрана здания "производственный корпус" осуществляется силами частной охранной организации ООО "Байкал" по договору от 01.11.2015 г.
В соответствии с приказами директора ООО "С." от 23.11.2015 г., от 26.12.2016 г., от 24.12.2017 г., справкой от 05.04.2018 г. с 1 января 2016 года обществом прекращено заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств с физическими и юридическими лицами; решением налогового органа от 09.11.2017 г. N 46263 приостановлены операции по единственному счету налогоплательщика ООО "С." в Поволжском отделении ПАО С.; по данным ПАО С. от 24.06.2019 г. за период с 09.11.2017 г. по 06.06.2019 г. состояние расчетного счета ООО "С." составило 00,0 рублей.
С учетом изложенного, доводы административного истца о том, что нежилое здание "производственный корпус" в налоговый период 2018 года обществом не использовалось, административным ответчиком не опровергнуты.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень на 2018 год, противоречит требованиям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
В связи с этим административный иск ООО "С." подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим со дня его принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия:
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.07.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 июля 2019 г. N 3а-1287/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании