Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. N 83-АПА19-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области, избирательного объединения "Региональное отделение Политическая партия Справедливая Россия в Брянской области" на решение Брянского областного суда от 8 июля 2019 года об отмене постановления Избирательной комиссии Брянской области от 23 июня 2019 года N 98/951-6 "О заверении единого списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" по единому областному избирательному округу и постановления Избирательной комиссии Брянской области от 23 июня 2019 года N 98/954-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" по одномандатным избирательным округам.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" Селебина Г.Г. и Рудакова А.К., поддержавших доводы об отмене решения суда первой инстанции, избирательного объединения "Региональное отделение Политическая партия Справедливая Россия в Брянской области" Кулакова И.Н., Дерезы А.Н., Медведева А.А., просивших изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, мнение представителя Избирательной комиссии Брянской области Володина А.А. относительно доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Брянской областной Думы от 6 июня 2019 года N 6-1501, опубликованным в официальном издании "Брянская учительская газета" от 7 июня 2019 года N 21, назначены выборы депутатов Брянской областной Думы седьмого созыва на 8 сентября 2019 года.
Названными выше постановлениями Избирательной комиссии Брянской области от 23 июня 2019 года N 98/951-6 и от 23 июня 2019 года N 98/954-6 заверены единый список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" по единому областному избирательному округу, и список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам.
Избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Брянской области" 3 июля 2019 года обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Брянской области от 23 июня 2019 года N 98/951-6 и от 23 июня 2019 года N 98/954-6 о заверении списков кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области".
С учётом уточнённых требований административное исковое заявление мотивировано тем, что избирательное объединение "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" при выдвижении кандидатов нарушило принцип тайного голосования; протокол о выдвижении тайным голосованием кандидатов по одномандатным округам в избирательную комиссию избирательное объединение не представило. Его конференция является нелегитимной, поскольку не соблюдена норма представительства: от 21 члена партии - 1 кандидат, следовательно, от состоящих на учёте в региональном отделении 148 членов партии на конференцию должно быть выдвинуто не 17 делегатов, а 7; в нарушение уставных требований и законодательства о политических партиях протоколы мандатной и счётной комиссий, в том числе о результатах голосования по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты, не "утверждались" делегатами конференции, а "принимались к сведению"; справки кандидатов избирательного объединения о членстве в партии не имеют дат и исходящих номеров и не могут подтверждать актуальность сведений о партийности кандидатов; в доверенности на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам отсутствует оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения.
Кроме того, в доверенностях уполномоченных представителей по финансовым вопросам отсутствуют сведения о месте работы (о роде занятий). На конференции назначено 4 уполномоченных представителя избирательного объединения, что не соответствует требованиям указанного закона о назначении не более 2 представителей; в нарушение устава политической партии списки кандидатов заверены не Советом регионального отделения, а председателем регионального отделения; сведения о кандидатах в протоколе конференции избирательного объединения в составе единого списка и списка по одномандатным округам не соответствуют спискам кандидатов, представленным в избирательную комиссию: отсутствие кандидатуры Архицкого В.А. в едином списке по Унечской территориальной группе N 30; несоответствие сведений о кандидатах, включённых в бюллетень для голосования по территориальным группам N 14, 15, 26, 28. Информация о выдвигаемых кандидатах до сведения делегатов конференции в полном объёме не доведена, что свидетельствует о неосведомленности делегатов и искажении их волеизъявления.
Решением Брянского областного суда от 8 июля 2019 года оспариваемые постановления Избирательной комиссии Брянской области от 23 июня 2019 года N 98/951-6 и от 23 июня 2019 года N 98/954-6 отменены.
На указанное решение поданы апелляционные жалобы избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Брянской области" об отмене решения суда первой инстанции, избирательным объединением "Региональное отделение Политическая партия Справедливая Россия в Брянской области" об изменении судебного постановления в части, которой суд отклонил доводы о нарушении избирательным объединением положений законодательства о политических партиях о тайне голосования при выдвижении кандидатов в депутаты, а также о нарушении требований, предъявляемых к утверждению протоколов мандатной и счётной комиссий при выдвижении кандидатов, выразившихся в неправомерном использовании формулировки "Принять к сведению", а не "Утвердить", как того требуют уставные документы и законодательство о политических партиях; апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, об изменении мотивировочной части обжалуемого судебного постановления.
До начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в Верховный Суд Российской Федерации от прокурора, участвующего в деле, поступило заявление об отказе от апелляционной жалобы.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года заявление удовлетворено.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", настоящим Федеральным законом (пункт 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 данной статьи; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", названным выше Федеральным законом (пункт 14.2 этой же статьи данного федерального закона).
В силу пунктов 2, 14, 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". При этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нём кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляются и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктов 2, 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ"
Согласно статье 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются на конференции.
Из доказательств по делу усматривается, что 21 июня 2019 года в период с 10.00 час. до 13.00 час. на заседании конференции избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" состоялось выдвижение списка кандидатов по единому областному избирательному округу и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборы в депутаты Брянской областной Думы, а также назначение уполномоченных представителей избирательного объединения.
Между тем в пакете документов для заверения списков кандидатов по одномандатным избирательным округам, представленных в Избирательную комиссию Брянской области избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области", отсутствовали: решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения; список уполномоченных представителей избирательного объединения; заявление уполномоченных представителей избирательного объединения о согласии на осуществление соответствующей деятельности; копии паспорта уполномоченного представителя избирательного объединения или документа, заменяющего паспорт гражданина; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения) о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, наличие которых необходимо в составе пакета документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Поскольку в силу предписаний пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", аналогичных пунктов 4, 6-9 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" представление в избирательную комиссию перечисленных документов необходимо вместе со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о неправомерном заверении Избирательной комиссией Брянской области списка кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" в отсутствие значимых документов.
Доводы административного истца о том, что все эти документы были представлены единым пакетом документов для заверения единого списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, суд справедливо отклонил, отмечая, что в избирательную комиссию представляются отдельные пакеты соответствующих документов.
По смыслу и содержанию статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктов 4, 6-9 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" выдвижение списков кандидатов по единому избирательному округу и выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам со всей очевидностью являются самостоятельными отдельными процедурами, что предполагает раздельное формирование пакетов документов и представление их в избирательную комиссию.
Судебная коллегия согласна с суждениями суда первой инстанции о том, что выдвижение списков кандидатов проведено с существенным нарушением требований избирательного законодательства к выдвижению списков кандидатов в депутаты, что также является самостоятельным основанием для отмены постановления о заверении Избирательной комиссией Брянской области единого списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области".
Судом достоверно установлено, что протокол конференции, представленный в избирательную комиссию Брянской области 21 июня 2019 года, ход конференции не отражал и не воспроизводил принятые в действительности решения; имело место изменение очерёдности кандидатов, несоответствие сведений о выдвинутых кандидатах в составе единого списка кандидатов, содержащихся в протоколе конференции, и сведений о кандидатах, представленных в Избирательную комиссию; председательствующий конференции Селебин Г.Г. огласил единый список кандидатов в одном порядке, в то время как в бюллетень для тайного голосования единого списка кандидатов включены в ином порядке, по Унечской территориальной группе кандидатов N 30 были включены в список: 1. Теплый Андрей Павлович, 2. Гурзо Николай Владимирович, 3. Архицкий Владимир Александрович. Информации о третьем кандидате в группе - Архицком В.А., а также упоминания о нём в последнем списке не содержится, хотя в текст бюллетеня для тайного голосования он включён. Бутеля А.В. до проведения голосования по единому списку указан в едином списке кандидатов по Климовской территориальной группе кандидатов N 26 под номером 1, но согласно протоколу в утверждённой конференцией форме бюллетеня и принятом решении по результатам тайного голосования по единому списку делегатов по Климовской территориальной группе кандидатов N 26 Бутеля А.В. значится под номером 2. После голосования депутатов конференции, список кандидатов в депутаты по единому избирательному округу счётной комиссией не оглашался, в связи с чем нельзя достоверно установить, за кого же именно проголосовали делегаты на конференции в составе единого списка кандидатов от избирательного объединения. Бюллетени для голосования делегатов конференции свидетельствуют о том, что сведения о выдвинутых в списках кандидатах, указанные в протоколе Конференции по территориальным группам N 14, 15, 26, 28, 30, не соответствовали сведениям о кандидатах, тексту бюллетеня для голосования и протоколу N 2 счётной комиссии, утверждённому конференцией.
Таким образом, выводы в решении Брянского областного суда от 8 июля 2019 года об отмене постановлений Избирательной комиссии Брянской области от 23 июня 2019 года N 98/951-6 и от 23 июня 2019 года N 98/954-6 о заверении единого списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области" по единому областному избирательному округу, и списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции или его изменение, в апелляционных жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Брянского областного суда от 8 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Брянской области", избирательного объединения "Региональное отделение Политическая партия Справедливая Россия в Брянской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. N 83-АПА19-22
Текст определения опубликован не был