Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2019 г. N 7-КА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Егорова Олега Владимировича на решение Советского районного суда г. Иваново от 13 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 3 июля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Егорова О.В. к Военному комиссариату Ивановской области о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского переосвидетельствования и возложении обязанности организовать проведение повторной военно-врачебной комиссии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Егоров О.В. в 2008 году в период прохождения военной службы по призыву по результатам проведённой госпитальной военно-врачебной комиссией признан не годным к военной службе и ему установлена категория годности к военной службе "Д", в связи с чем был уволен с военной службы по состоянию здоровья.
После неоднократных медицинских обследований в период с 2014 по 2017 год, в результате которых у Егорова О.В. патологий, препятствующих прохождению военной службы, выявлено не было, он 22 декабря 2017 года обратился в Военный комиссариат Ивановской области с заявлением о прохождении повторного медицинского освидетельствования, на которое письмом от 18 января 2018 года Военный комиссариат Ивановской области ответил отказом, ссылаясь на Положение о военно-врачебной экспертизе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), которым не предусмотрено повторное освидетельствование граждан, имеющих категорию годности "Д" - негодных к военной службе.
Егоров О.В., не согласившись с принятым решением, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Военного комиссариата Ивановской области от 18 января 2018 года N 4/184 в проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с изменением состояния здоровья, просил суд возложить на административного ответчика обязанность организовать проведение повторной военно-врачебной комиссии.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 13 апреля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 3 июля 2018 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Определением судьи Ивановского областного суда от 11 декабря 2018 года административному истцу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 29 мая 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Егоровым О.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, и принятии нового решения об удовлетворении требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены такого рода нарушения норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что решением призывной комиссии Комсомольского района Ивановской области от 22 октября 2007 года N 4 Егоров О.В., ... года рождения, был призван на военную службу с категорией годности "Б" - годен с незначительными ограничениями.
20 марта 2008 года на основании направления командира войсковой части 34143 Егоров О.В. был освидетельствован госпитальной военно-врачебной комиссией в/ч 26183 и установлен диагноз заболевания - ..., а также категория годности "Д" - не годен к военной службе, что явилось основанием для его увольнения 4 апреля 2008 года с военной службы и последующего снятия Комсомольским РВК Ивановской области с воинского учёта по состоянию здоровья.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции посчитал, что Егоров О.В. не является субъектом правоотношений, регулируемых Положением о военно-врачебной экспертизе.
Судебная коллегия считает такую позицию суда первой инстанции, с которой согласился суд апелляционной инстанции, неверной в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное в том числе на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность (часть 1 статьи 58).
Пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что граждане при постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, перечисленных в названной норме, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно пункту 3 этой статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Положением о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учётным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (пункт 1).
На военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, прошедших военную службу (подпункт "а" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 69 этого положения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, на Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), возложена обязанность организовать обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
Граждане, уволенные с военной службы (приравненной службы) по болезни или по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменён (пересмотрен) или они признаны здоровыми (пункт 73 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Учитывая, что Егоровым О.В. представлены медицинские документы, свидетельствующие о прохождении им в период с 2014 по 2017 годы обследований в таких лечебных учреждениях как ОБУЗ "Кардиологический диспансер г. Иваново", ОБУЗ "Областная клиническая больница г. Иваново", ОБУЗ "Городская клиническая больница N 4", ОБУЗ "Комсомольская ЦБ", по результатам которых признаков заболеваний и патологий у него не выявлено, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода об отсутствии у административного истца права на прохождение повторного освидетельствования для установления категории годности к военной службе.
При таком положении состоявшиеся по настоящему делу судебные акты являются незаконными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Егорова О.В., считает необходимым их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Иваново от 13 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 3 июля 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Егорова Олега Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Военного комиссариата Ивановской области, оформленный письмом от 18 января 2018 года N 4/184, в проведении повторного медицинского освидетельствования Егорова О.В.
Возложить на Военный комиссариат Ивановской области обязанность направить Егорова О.В. на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной службе.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2019 г. N 7-КА19-2
Текст определения опубликован не был