Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2019 г. N 45-АПА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лагутиной М.С. к Думе городского округа Среднеуральск о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденных решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 г. N 43/3, по апелляционной жалобе Думы городского округа Среднеуральск на решение Свердловского областного суда от 17 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Лагутина М.С. обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденных решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 г. N 43/3 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером _ к двум территориальным зонам - зоне общего пользования (ЗОП) и территориальной зоне жилых домов усадебного типа (Ж-1), с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного требования Лагутина М.С, указала, что нахождение названного земельного участка одновременно в нескольких территориальных зонах противоречит статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и ограничивает ее право пользоваться и распоряжаться земельным участком в соответствии с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Решением Свердловского областного суда от 17 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Дума городского округа Среднеуральск просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой городского округа Среднеуральск в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушат.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Свердловской области и административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с Законом Свердловской области от 21 июля 2004 г. N 47-03 "Об установлении границ муниципального образования город Среднеуральск и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город Среднеуральск наделен статусом городского округа.
В силу статьи 22, подпункта 9 пункта 3 статьи 23 Устава городского округа Среднеуральск (далее - Устав), утвержденного решением Среднеуральской городской Думы от 26 мая 2005 г. N 15/1, Дума городского округа Среднеуральск, состоящая из 15 депутатов, является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по утверждению правил землепользования и застройки территории городского округа. Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений (подпункт 3 пункта 1 статьи 46 Устава).
Решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 г. N 43/3 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск (далее - Правила землепользования и застройки). Первоначальный текст документа опубликован в газете "Среднеуральская волна" N 10 (475) от 17 марта 2010 г., а также размещен в сети Интернет на официальном сайте городского округа Среднеуральск "sredneuralsk.midural.ru". В состав Правил землепользования и застройки входит карта градостроительного зонирования территории.
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом изменений, внесенных в карты градостроительного зонирования решениями Думы городского округа Среднеуральск от 26 сентября 2017 г. N 18/5, 22 февраля 2018 г. N 24/4, 5 апреля 2018 г. N 25/6, 26 апреля 2018 г. N 26/5.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования.
Из материалов дела следует, что 3 августа 2017 г. между К. и Лагутиной М.С. был заключен договор купли-продажи согласно которому Лагутина М.С. приобрела в собственность земельный участок по адресу: г. ... кадастровый номер: ... с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство и объект незавершенного строительства, находящийся на данном земельном участке, кадастровый номер:
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к зоне общего пользования (ЗОП) и территориальной зоне жилых домов усадебного типа (Ж-1).
В соответствии со статьей 43 Правил землепользования и застройки зона жилых домов усадебного типа (Ж-1) предназначена для индивидуального жилищного строительства, размещения индивидуального жилого дома высотой не выше трех этажей; зона общего пользования (ЗОП) выделена для определения правового режима земельных участков, обеспечения правовых условий их застройки и использования территории для прокладки линейных, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в границах населенных пунктов.
Картой функциональных зон Генерального плана городского округа Среднеуральск, утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3, определено, что земельный участок с кадастровым номером ... частично входит в состав функциональной зоны потенциального размещения средне этажных многоквартирных домов до 5 этажей и частично расположен на территории, в отношении которой функциональная зона не установлена.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории Среднеуральского городского округа, приведен в статье 42 Правил землепользования и застройки.
Как следует из таблицы условных обозначений, наименований территориальных зон, видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах границ территориальных зон (ст. 43 Правил землепользования и застройки) зона Ж-1 предполагает основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка. Зона ЗОП: улицы и дороги всех категорий, подземные и наземные коммуникации всех видов (теплотрассы, водоводы, канализационные коллекторы и подобные объекты).
В материалах дела содержится справка МУП "Архитектура" от 13 декабря 2018 г. N 898 о возможном использовании участка в соответствии с установленными градостроительными регламентами на основании данных ИСОГД городского округа Среднеуральск, согласно которой рассматриваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов и частично расположен в зоне общего пользования (ЗОП)-76,46%, частично в зоне жилых домов усадебного типа (Ж-1)-23,54%.
Суд отмечает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта и определении границ территориальных зон, Думой городского округа Среднеуральск не были учтены местоположение и границы земельного участка с кадастровым номером ..., сведения о котором на момент утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки имелись в государственном кадастре недвижимости.
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах создает неопределенность его правового режима, в связи с чем нарушены права и законные интересы административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 17 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского округа Среднеуральск - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2019 г. N 45-АПА19-17
Текст определения опубликован не был