Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2019 г. N 10-АПА19-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" о признании не действующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2018 г. N 45/147-тэ-2019 "О внесении изменений в некоторые решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области" в части по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" на решение Кировского областного суда от 25 февраля 2019 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" Андреева К.И., Киселева Д.В., Слободчикова А.М., представителя Региональной службы по тарифам Кировской области Вычегжанина А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Киров") обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2018 г. N 45/147-тэ-2019 "О внесении изменений в некоторые решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области" в части исключения из состава необходимой валовой выручки расходов на выплату процентов по договору займа.
Решением Кировского областного суда от 25 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Газпром теплоэнерго Киров", обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Региональной службой по тарифам Кировской области и прокуратурой Кировской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно материалам дела основным видом деятельности ООО "Газпром теплоэнерго Киров" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области) от 25 октября 2016 г. N 40/5-тэ-2016 (далее - решение от 25 октября 2016 г. N 40/5-тэ-2016) на 2016-2019 годы установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества (Котельные пгт Кумены) для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов.
Общество 27 апреля 2018 г. обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2019 год, предоставив обосновывающие материалы и соответствующие расчеты.
Решением правления РСТ Кировской области от 18 декабря 2018 г. N 45/147-ТЭ-2019 в решение от 25 декабря 2016 г. N 40/5-тэ-2016 внесены изменения, согласно которым для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. тарифы установлены в размере 3 562 руб. за Гкал без учета НДС.
При этом при расчете скорректированного тарифа из состава необходимой валовой выручки исключены заявленные обществом и планируемые на 2019 год расходы в размере 2 545,9 тыс. руб. на выплату процентов по договору целевого займа от 30 июня 2015 г. N 942015, заключенному административным истцом и акционерным обществом "Газпром теплоэнерго" и предусматривающему финансирование строительства источников теплоснабжения и тепловых сетей в пгт. Кумены, завершенного в сентябре 2016 года. Также исключены аналогичные расходы, ранее включенные в тарифы 2016 и 2017 годов пропорционально фактическому объему полезного отпуска тепловой энергии (886 тыс. руб. за 2016 год и 3 484,7 тыс. руб. за 2017 год).
Общество, полагая, что указанные расходы должны быть включены при установлении тарифа на 2019 год в заявленном им размере, обратилось в Кировский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, сославшись на то, что решение правления РСТ Кировской области от 18 декабря 2018 г. N 45/147-ТЭ-2019 не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа.
При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.
Вопросы организации развития систем теплоснабжения и утверждения инвестиционных программ регулируется статьей 23 Закона о теплоснабжении и Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 410 (далее - Правила утверждения инвестиционных программ).
В соответствии с пунктом 13 названных Правил инвестиционная программа должна содержать финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая: а) собственные средства, в том числе: амортизационные отчисления; прибыль, направленную на инвестиции; средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение); прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг; б) привлеченные средства, в том числе: кредиты; займы; прочие привлеченные средства; в) бюджетное финансирование; г) прочие источники финансирования, в том числе лизинг.
В ходе рассмотрения дела установлено, что распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 18 ноября 2014 г. N 8-ИП утверждена инвестиционная программа ООО "Газпром теплоэнерго Киров" "Строительство, модернизация и реконструкция Системы теплоснабжения муниципального образования "Куменское городское поселение" на 2015 - 2024 годы".
Установленный объем финансирования инвестиционной программы составил - 175 889,83 тыс. руб. (без НДС), 207 550,0 тыс. руб. (с НДС). Фактически сложившаяся стоимость созданных объектов ООО "Газпром теплоэнерго Киров" для расчета величины амортизации составляет 297 227,58 тыс. руб. (с НДС).
В качестве источника финансирования инвестиционной программой определены собственные средства инвестора.
В период действия инвестиционной программы 30 июня 2015 г. между АО "Газпром теплоэнерго" (займодавцем) и ООО "Газпром теплоэнерго Киров" (заемщиком) заключен договор целевого займа N 94/2015, в соответствии с условиями которого займодавец передает заемщику заем на сумму 339 036 000 руб., а заемщик обязуется вернуть указанную сумму займа и уплатит проценты на нее в сроки, размере и порядке, установленные договором.
Заемные денежные средства были предоставлены в целях финансирования заемщиком строительства в МО "Куменское городское поселение" Кировской области объектов теплоснабжения: блочно-модульной котельной, центральных тепловых пунктов, наружных тепловых сетей (пункт 1.6 договора).
При рассмотрении дела, а также в апелляционной жалобе ООО "Газпром теплоэнерго Киров" подтвердило тот факт, что реализация проекта развития системы теплоснабжения осуществлена с отклонением от параметров утвержденной инвестиционной программы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом пункта 74 Основ ценообразования, сделал обоснованный вывод о том, что расходы ООО "Газпром теплоэнерго Киров" на выплаты процентов по договору целевого займа от 30 июня 2015 г. N 94/2015 не могут быть включены в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, поскольку утвержденная инвестиционная программа в качестве источника средств финансирования не предусматривает финансирование за счет заемных средств, а только собственные средства инвестора - ООО "Газпром теплоэнерго".
Согласно пункту 9 Основ ценообразования, пункту 13 Методических указаний N 760-э органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, предусмотренные инвестиционной программой объекты теплоснабжения созданы до обращения с первоначальным заявлением об установлении тарифа, в связи с чем не могут быть включены в тариф. Излишне учтенные в расчете тарифов расходы привели к образованию у предприятия необоснованного дохода за прошлые периоды регулирования.
Довод общества о возможности включения в состав необходимой валовой выручки расходов на выплату процентов по заемным средствам по указанному выше договору займа без учета инвестиционной программы, как текущих неподконтрольных расходов, является необоснованным, поскольку согласно абзацу четвертому пункта 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа.
Учитывая, что к неподконтрольным расходам, содержащимся в пункте 62 Основ ценообразования, не могут быть отнесены расходы на строительство производственных объектов, то в рассматриваемом случае является обоснованным применение при установлении тарифов на 2019 год норм пункта 74 Основ ценообразования.
Суд первой инстанции, отклоняя довод административного истца, правильно указал, что исключение органом регулирования необоснованного дохода в течение предыдущих периодов регулирования в 2016, 2017 годах, основано на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Газпром теплоэнерго Киров" о том, что оспариваемое решение не соответствует Положению по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденному приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 г. N 107н; Положению по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06 мая 1999 N 33н, Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н, подлежат отклонению, поскольку указанные нормативные правовые акты не регулируют вопросы определения величины нормативной прибыли.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 25 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2019 г. N 10-АПА19-7
Текст определения опубликован не был