Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета министров
Республики Крым
от "1" августа 2019 года N 417
Региональная программа
Республики Крым по повышению качества водоснабжения на 2019 - 2024 годы
19 сентября 2019 г.
Паспорт изменен с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
Паспорт
региональной программы Республики Крым по повышению качества водоснабжения на 2019 - 2024 годы
Наименование региональной программы |
Региональная программа Республики Крым по повышению качества водоснабжения на 2019 - 2024 годы (далее - региональная программа) |
Ответственный исполнитель региональной программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
Соисполнители региональной программы |
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю; Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым |
Участники региональной программы |
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма"; Администрации муниципальных образований Республики Крым |
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия региональной программы |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия региональной программы |
Национальный проект "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16 |
Цели региональной программы |
Повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса |
Задачи региональной программы |
Реализация мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, предусмотренных региональной программой; достижение целевого показателя повышения доли населения Республики Крым (в т.ч. городского), обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
Целевые индикаторы и показатели региональной программы |
- доля населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; - доля городского населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; - количество построенных и реконструированных крупных объектов питьевого водоснабжения в Республике Крым |
Этапы и сроки реализации региональной программы |
2019 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований региональной программы |
Объем финансирования региональной программы на 2019 - 2024 годы - 3 890 282,62 тыс. рублей, из них: - 3 647 236,20 тыс. рублей - средства федерального бюджета; - 243 046,42 тыс. рублей - средства консолидированного бюджета Республики Крым (в т.ч. на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы), из них 243 046,42 тыс. рублей - средства бюджета Республики Крым |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
- увеличение доли населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; - увеличение доли городского населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; - строительство и реконструкция крупных объектов питьевого водоснабжения в Республике Крым - 3 единицы |
абзац утратил силу с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
1. Описание состояния водоснабжения на территории Республики Крым, в том числе характерные специфические проблемы, с определением приоритетных мер для улучшения водоснабжения
На территории Республики Крым эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения осуществляют 56 ресурсоснабжающих организаций, наиболее крупными из которых являются: Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма"), Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма" и общество с ограниченной ответственностью "Крымская водная компания" (далее - ООО "Крымская водная компания"). Формирование реестра организаций, предоставляющих услугу водоснабжения на территории Республики Крым, осуществляется Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.
Рисунок N 1. Административно-территориальное деление Республики Крым в сфере водоснабжения
В соответствии с единой схемой водоснабжения и водоотведения Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2017 года N 714 (далее - Единая схема), общие водные ресурсы Республики Крым достаточны для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд при условии реализации предусмотренных Единой схемой мероприятий. Следует отметить, что в ряде муниципальных образований Республики Крым, водоснабжение которых осуществляется из подземных источников, наблюдается несоответствие качества подаваемой воды эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). По данным Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю (далее - МУ Роспотребнадзора) за 2018 год по санитарно-химическим показателям не соответствовали гигиеническим нормативам 6,5% проб питьевой воды. В большинстве случаев зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций по общей жесткости и минерализации, а также хлоридам и сульфатам.
Для приведения подаваемой из подземных источников воды к нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 необходимо строительство водоочистных сооружений, в которых будут предусмотрены её умягчение и обессоливание.
Раздел 2 изменен с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
2. Краткий анализ результатов оценки централизованных систем водоснабжения Республики Крым по данным сформированного отчёта в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" в мае 2019 года
В административно-территориальном составе Республики Крым 265 муниципальных образований Республики Крым, в которых по состоянию на 1 января 2019 года проживает 1 895 899 человек, в том числе городское население - 976 091 человек (51,5%).
Для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения задействовано 1 278 источников централизованного водоснабжения, в том числе 73 поверхностных и 1 205 подземных. Протяженность сетей водоснабжения составляет 12 170,67 км.
- централизованное водоснабжение (97%)
- децентрализованное водоснабжение (2,6%)
- привозная вода (0,4%)
Диаграмма N 1. Обеспеченность населения питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением
По результатам проведенной инвентаризации доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составила 78,3%, в т.ч. городского населения - 80,7%.
Согласно данным МУ Роспотребнадзора за 2018 год доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в Республике Крым составила 78%, в т.ч. городского населения - 79,2%. Следует отметить, что данные МУ Роспотребнадзора учтены в Государственном докладе "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году" и сопоставимы с базовыми целевыми показателями паспорта федерального проекта "Чистая вода".
Рисунок N 2. Распределение качества воды по районам и городам Республики Крым по данным МУ Роспотребнадзора
Таблица N 1. Обеспеченность населения качественной питьевой водой
Муниципальное образование Республики Крым |
Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
||
по данным инвентаризации |
по данным МУ Роспотребнадзора |
по данным инвентаризации |
по данным МУ Роспотребнадзора |
|
городской округ Алушта |
78,3% |
78,3% |
100% |
100% |
городской округ Армянск |
100% |
100% |
100% |
100% |
городской округ Джанкой |
94% |
94% |
94% |
94% |
городской округ Евпатория |
0% |
0% |
0% |
0% |
городской округ Керчь |
81,5% |
81,5% |
81,5% |
81,5% |
городской округ Красноперекопск |
0% |
0% |
0% |
0% |
городской округ Саки |
0% |
0% |
0% |
0% |
городской округ Симферополь |
99,8% |
99,8% |
100% |
99,8% |
городской округ Судак |
95,3% |
99,5% |
100% |
100% |
городской округ Феодосия |
99,6% |
99,6% |
100% |
100% |
городской округ Ялта |
99% |
99,5% |
100% |
100% |
Бахчисарайский район |
90,7% |
90,6% |
100% |
100% |
Белогорский район |
93,4% |
93,4% |
100% |
100% |
Джанкойский район |
71,9% |
71,9% |
---* |
---* |
Кировский район |
86,1% |
86,1% |
100% |
100% |
Красногвардейский район |
98,2% |
98,2% |
---* |
---* |
Красноперекопский район |
0% |
0% |
---* |
---* |
Ленинский район |
49,1% |
49,1% |
100% |
100% |
Нижнегорский район |
95,4% |
95,6% |
---* |
---* |
Первомайский район |
0% |
0% |
---* |
---* |
Раздольненский район |
95,8% |
95,8% |
---* |
---* |
Сакский район |
57% |
57% |
---* |
---* |
Симферопольский район |
80,6% |
80,8% |
---* |
---* |
Советский район |
86,3% |
86,4% |
---* |
---* |
Черноморский район |
94,1% |
96% |
---* |
---* |
Республика Крым |
78,3% |
78% |
80,7% |
79,2% |
* - показатель не определялся, т.к. городское население отсутствует
В ходе проведенного сравнительного анализа данных инвентаризации и данных МУ Роспотребнадзора (табл. 1) определено, что наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в муниципальных образованиях городской округ Евпатория Республики Крым (далее - г/о Евпатория), городской округ Красноперекопск Республики Крым (далее - г/о Красноперекопск), городской округ Саки Республики Крым (далее - г/о Саки) Красноперекопский район Республики Крым (далее - Красноперекопский р-н) и Первомайский район Республики Крым (далее - Первомайский р-н), в которых доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 0%. Следовательно, мероприятия по улучшению качества питьевой воды необходимо реализовывать в данных муниципальных образованиях Республики Крым.
Раздел 3 изменен с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
3. Обоснование необходимости и достаточности перечня объектов, включенных в региональную программу, для достижения целевых показателей, установленных паспортом федерального проекта "Чистая вода"
В соответствии с паспортом федерального проекта "Чистая вода", в основу которого легли данные Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и соглашением между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстроем России) и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Министерством ЖКХ Республики Крым) от 5 февраля 2019 года о реализации мероприятий данного федерального проекта на территории Республики Крым необходимо повысить долю населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 77,2% до 86,2%.
Для достижения целевых показателей предлагается строительство водопроводных очистных сооружений в наиболее проблемных муниципальных образованиях Республики Крым.
Таблица 2 изменена с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
Таблица N 2. Мероприятия, предлагаемые к реализации региональной программой
Мероприятия |
Населенные пункты |
Количество жителей, чел |
Прирост доли,% |
Строительство ВОС г. Евпатория |
г. Евпатория |
107650 |
6,4 |
пгт Заозерное |
4367 |
||
пгт Мирный |
4209 |
||
пгт Новоозерное |
4998 |
||
Строительство ВОС г. Красноперекопск |
г. Красноперекопск |
25187 |
2,3 |
село Почетное |
1247 |
||
село Пятихатка |
493 |
||
село Рисовое |
528 |
||
село Совхозное |
1330 |
||
село Таврическое |
912 |
||
село Воинка |
4089 |
||
село Братское |
1005 |
||
село Полтавское |
413 |
||
село Сватово |
142 |
||
село Вишневка |
995 |
||
село Зеленая Нива |
584 |
||
село Крепкое |
311 |
||
село Уткино |
32 |
||
село Источное |
723 |
||
село Ишунь |
2913 |
||
село Новорыбацкое |
105 |
||
село Пролетарка |
166 |
||
село Танковое |
229 |
||
село Долинка |
582 |
||
село Новопавловка |
874 |
||
село Привольное |
429 |
||
Строительство ВОС пгт Первомайское |
пгт Первомайское |
8470 |
0,5 |
село Макаровка |
28 |
||
село Пшеничное |
428 |
||
село Упорное |
346 |
||
Итого: |
30 населенных пунктов |
173 785 человек |
9,2% |
Согласно данным инвентаризации и МУ Роспотребнадзора наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в следующих муниципальных образованиях Республики Крым: г/о Евпатория, г/о Красноперекопск, Красноперекопский р-н и Первомайский р-н, в которых доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 0%. На территории указанных муниципальных образований Республики Крым отсутствуют водоочистные сооружения. Для приведения подаваемой из подземных источников воды к нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (с изменениями на 2 апреля 2018 года) в соответствии с Единой схемой в данных муниципальных образованиях Республики Крым в первоочередном порядке необходимо строительство водоочистных - 5 сооружений в г. Евпатория (1-ая очередь - 45 тыс. м3 /сутки), г. Красноперекопск (1-ая очередь - 15 тыс. м3/сутки) и пгт Первомайское (1-ая очередь - 3,6 тыс. м3/сутки).
МУ Роспотребнадзора согласована данная региональная программа (письмо от 30 июля 2019 года N 82-00-02/04-6390-2019).
3.1. Данные о проектной и фактической мощности водоочистных сооружений, достаточности питьевой воды и наличия производственного резерва мощностей
утратил силу с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
утратил силу с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
Основными источниками водоснабжения г/о Евпатория является Ивановский и Чеботарский водозаборы подземных вод. На данных водозаборах эксплуатационные, балансовые геологические запасы питьевых подземных вод средне-верхнесарматских и среднемиоценовых отложений составляют 58 061 м3/сутки. Фактический объем добытой воды в г/о Евпатория составляет 15 542,89 тыс. м3/год (42 583 м3/сутки). Таким образом, резерв мощности системы водоснабжения г/о Евпатория составляет 15 478 м3/сутки.
Основными источниками водоснабжения г/о Красноперекопск и близлежащих сёл Красноперекопского р-на является Воронцовский водозабор подземных вод. На данном водозаборе эксплуатационные, балансовые геологические запасы питьевых подземных вод сармат-мэотис-понтических отложений Воронцовского Северо-Сивашского месторождения составляет 15 352 м3/сутки. Фактический объем добытой воды в г/о Красноперекопск составляет 2 091,56 тыс. м3/год (5 730,31 м3/сутки). Таким образом, резерв мощности системы водоснабжения г/о Красноперекопск составляет 9 621,69 м3/сутки.
Основными источниками водоснабжения муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Республики Крым (далее - Первомайское с/п) являются индивидуальные эксплуатационные скважины, пробуренные на мэотис-сарматский водоносный горизонт. В связи с ухудшением качества поземных вод мэотис-сарматского водоносного горизонта необходимо задействовать разведанный в 1993 году Первомайский водозабор подземных вод (среднемиоценового водоносного горизонта) с утвержденными Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Украины запасами подземных вод в количестве и по категориям А+В - 9,0 тыс. м3/сутки. Фактический объем добытой воды в Первомайском с/п составляет 497,67 тыс. м3/год (1 363,48 м3/сутки). Максимальное суточное потребление (реализация воды) составляет 2,885 тыс. куб.м/сутки. Таким образом, резерв мощности, в случае задействования среднемиоценового водоносного горизонта, составит 6 115 м3/сутки.
3.2. Выбор технологий водоподготовки
Выбор эффективных и оптимальных технологий доочистки природной воды нацелен на обеспечение гарантированного бесперебойного получения потребителями в достаточном количестве качественной питьевой воды, соответствующей нормативным требованиям, регламентированных СанПиН 2.1.4-1074-01.
Определение технологий водоподготовки, технологического оборудования, его эффективности, используемых реагентов, показателей эффективной эксплуатации данных объектов водоснабжения выполняется в результате выполнения проектных работ и технико-экономического сравнения, с учетом положений Методических рекомендаций по подготовке региональных программ по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года, и исключения и оптимизации повторяющихся процессов.
При формировании мероприятий по строительству водоочистных сооружений в г. Евпатория, г. Красноперекопск, пгт Первомайское учтена информация по оценке технического состояния существующих инженерных сетей и других объектов водопроводного хозяйства, информация по подтверждению запасов подземных источников, пригодных для питьевого водоснабжения, и оценке динамики изменения характеристик по качеству подземных вод.
3.3. Информация о наличии утвержденной зоны санитарной охраны источников водоснабжения и ее соответствие требованиям санитарных правил и норм
На рассматриваемых водозаборах подземных вод отсутствуют утвержденные проекты зон санитарных охраны.
В результате визуального осмотра территорий Ивановского, Чеботарского и Воронцовского водозаборов подземных вод, используемых для питьевых нужд г/о Евпатория и г/о Красноперекопск, а также близлежащих сельских поселений Красноперекопского р-на, установлено полное соответствие разделу III СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), в расчетных границах 2 и 3 пояса санитарной охраны отсутствуют объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения подземных вод: промышленные предприятия, жилая застройка, кладбища, скотомогильники, склады горюче-смазочных материалов. Администрациями муниципальных образований Республики Крым обеспечивается выполнение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 на данных водозаборах подземных вод.
Согласно утвержденным и согласованным с МУ Роспотребнадзора планам мероприятий по улучшению качества питьевой воды с доведением до норм СанПиН 2.1.4.1074-01 разработка проектов зон санитарной охраны Ивановского, Чеботарского и Воронцовского водозаборов подземных вод запланирована к 2021 году в рамках государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
В Первомайском с/п Единой схемой предусмотрена резервация существующих скважин и обустройство группового водозабора в с. Макаровка Первомайского района Республики Крым. На стадии выбора участков под обустройство нового водозабора будет обеспечено соблюдение раздела III СанПиН 2.1.4.1110-02 в части разработки, согласования, утверждения и выноса в натуру проектов зон санитарной охраны. Выполнение данных мероприятий планируется к 2022 году.
3.4. Результаты лабораторного контроля качества питьевой воды
Контроль качества поступающей потребителям воды в г/о Евпатория, г/о Красноперекопск и Красноперекопском р-не осуществляется производственными лабораториями ГУП РК "Вода Крыма" согласно утвержденным рабочим программам лабораторного контроля, которые разработаны с учетом требований СанПиН 2.1.4.1074-01 с указанием точек отбора, определяемых ингредиентов и периодичности контроля в каждой точке отбора и согласованы с территориальными отделами МУ Роспотребнадзора.
Лабораторный контроль качества питьевой воды на микробиологические, органолептические, химические вещества (6 элементов), остаточные количества реагентов (хлор) и большей частью обобщенные (водородный показатель, общая минерализация, жесткость, окисляемость) показатели проводятся производственными лабораториями Красноперекопского и Евпаторийского филиалов ГУП РК "Вода Крыма". Лабораторный контроль качества воды водоисточников на радиологические, остаточные количества реагентов (хлороформ), обобщенные (нефтепродукты, поверхностно-активные вещества и фенольный индекс), химические вещества (18 элементов) проводится на базе Центральной химико-микробиологической лаборатории Симферопольского филиала ГУП РК "Вода Крыма".
Мероприятия по аккредитации лабораторий по контролю качества питьевой воды в г/о Евпатория, г/о Красноперекопск и Красноперекопском р-не планируется выполнить к 2021 году за счет средств бюджета Республики Крым. Выполнение лабораторного контроля качества питьевой воды будет осуществляться на основании договорных отношений с аккредитованной лабораторией Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" (далее - ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и г. Севастополе") (аттестат аккредитации: RA.RU.21CF86).
В соответствии с договором от 4 сентября 2018 года N 2018.121304 между ООО "Крымская водная компания" и ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и г. Севастополе" и согласованной с территориальным отделом МУ Роспотребнадзора программой производственного контроля качества питьевой воды осуществляется лабораторный контроль качества питьевой воды по 19-ти микробиологическим, органолептическим и санитарно-гигиеническим, а также радиологическим показателям.
Результаты производственного лабораторного контроля по подземным источникам водоснабжения за последние 5 лет свидетельствуют об их превышении и не соответствии нормативным значениям по показателям: общая жёсткость, общая минерализация (сухой остаток), содержание хлоридов и содержание сульфатов (приведены в таблицах N 3-5).
Таблица N 3. Результаты лабораторного контроля питьевой воды в г/о Красноперекопск в период 2014 - 2018 годов
Исследования питьевой воды, 2014 год
Показатель |
Скв. N 1 |
Скв. N 2 |
Скв. N 27 |
Скв. N 28 |
Скв. N 31 |
Скв. N 32 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
23,3 |
22,5 |
21,7 |
23,3 |
24,1 |
24,1 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
853,3 |
816,8 |
761,3 |
784,5 |
826,3 |
826,0 |
350 |
Общая минерализация |
2006,0 |
2041,1 |
1955,3 |
1990,2 |
2088,2 |
2058,8 |
1000 (1500) |
Исследования питьевой воды, 2015 год
Показатель |
Скв. N 1 |
Скв. N 2 |
Скв. N 27 |
Скв. N 28 |
Скв. N 31 |
Скв. N 32 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
26,0 |
25,7 |
21,9 |
22,5 |
24,7 |
25,8 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
905,0 |
935,3 |
785,0 |
805,0 |
885,0 |
937,8 |
350 |
Общая минерализация |
2984,8 |
2881,3 |
2176,6 |
2328,6 |
2511,8 |
2883,5 |
1000 (1500) |
Исследования питьевой воды, 2016 год
Показатель |
Скв. N 1 |
Скв. N 2 |
Скв. N 27 |
Скв. N 28 |
Скв. N 31 |
Скв. N 32 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
- |
- |
21,6 |
23,7 |
24,0 |
25,3 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
- |
- |
747,4 |
818,6 |
860,9 |
898,4 |
350 |
Общая минерализация |
- |
- |
1979,9 |
2489,0 |
2621,2 |
2723,6 |
1000 (1500) |
Исследования питьевой воды, 2017 год
Показатель |
Скв. N 1 |
Скв. N 2 |
Скв. N 27 |
Скв. N 28 |
Скв. N 31 |
Скв. N 32 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
27,7 |
25,6 |
25,4 |
23,8 |
25,7 |
27,0 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
959,5 |
888,8 |
886,2 |
767,0 |
830,1 |
919,1 |
350 |
Общая минерализация |
3008,3 |
2694,7 |
2710,1 |
2457,6 |
2758,4 |
2732,3 |
1000 (1500) |
Исследования питьевой воды, 2018 год
Показатель |
Скв. N 1 |
Скв. N 2 |
Скв. N 27 |
Скв. N 28 |
Скв. N 31 |
Скв. N 32 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
27,4 |
25,7 |
- |
24,6 |
25,9 |
27,0 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
948,6 |
882,3 |
- |
846,6 |
958,8 |
918,0 |
350 |
Общая минерализация |
2962,0 |
2780,8 |
- |
2108,0 |
2373,4 |
3233,0 |
1000 (1500) |
Примечание: Скважины N 1, 2 в 2016 году и скважина N 27 в 2017 году не были в работе.
Таблица 4 изменена с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
Таблица N 4. Результаты лабораторного контроля питьевой воды г/о Евпатория в период 2014 - 2018 годов
Показатель |
Норма согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Хлориды, мг/л |
350 |
350 |
371 |
327 |
385 |
395 |
Общая жесткость, мг-экв/л |
7,0 |
15,4 |
15,4 |
15,1 |
15,2 |
15,5 |
Сухой остаток, мг/л |
1000 |
1308 |
1337 |
1272 |
1307 |
1447 |
Таблица N 5. Результаты лабораторного контроля питьевой воды в Первомайском с/п в период 2014 - 2018 годов
Исследования питьевой воды, 2014 год
Показатель |
Скв. N 3147 |
Скв. N 3156 |
Скв. 3150 |
Скв. N 3270 |
Скв. N 3269 |
Скв. N 3272 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
12,2 |
13.55 |
26,2 |
13,5 |
26,3 |
16,6 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
462,5 |
330 |
800 |
355 |
470 |
460 |
350 |
Сухой остаток |
1524 |
1100 |
2290 |
1250 |
1620 |
1752 |
1000 (1500) |
Нитраты |
44 |
11 |
30 |
22 |
28,6 |
2,4 |
45 |
Исследования питьевой воды, 2015 год
Показатель |
Скв. N 3147 |
Скв. N 3156 |
Скв. 3150 |
Скв. N 3270 |
Скв. N 3269 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
16,75 |
12,6 |
29,8 |
13,45 |
15,3 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
230 |
185 |
1210 |
380 |
442,5 |
350 |
Сухой остаток |
1124 |
1096 |
3454 |
1248 |
1486 |
1000 (1500) |
Нитраты |
13,73 |
11 |
32 |
15,8 |
27,5 |
45 |
Исследования питьевой воды, 2016 год
Показатель |
Скв. N 3147 |
Скв. N 3156 |
Скв. 3150 |
Скв. N 3270 |
Скв. N 3269 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
18,8 |
12,7 |
29,7 |
13,45 |
15,8 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
335 |
185 |
1212 |
367,5 |
450 |
350 |
Сухой остаток |
1220 |
1104 |
3460 |
1474 |
1536 |
1000 (1500) |
Нитраты |
33,67 |
12 |
33 |
27,5 |
51,5 |
45 |
Исследования питьевой воды, 2017 год
Показатель |
Скв. N 3147 |
Скв. N 3156 |
Скв. 3150 |
Скв. N 3270 |
Скв. N 3269 |
Показатель СанПиН 2.1.4-1074-01 |
Жесткость, мг/л |
19 |
13 |
25 |
17 |
30,2 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
525 |
310 |
805 |
475 |
795 |
350 |
Сухой остаток |
1572 |
1346 |
2159 |
1610 |
2028 |
1000 (1500) |
Нитраты |
30 |
12 |
28,5 |
25,8 |
43,4 |
45 |
Исследования питьевой воды, 2018 год
Показатель |
Скв. N 3147 |
Скв. N 3156 |
Скв. 3150 |
Скв. N 3270 |
Скв. N 3269 |
Скв. N 3272 |
Скв. N 3154 |
Показатель СанПиН 2.1.41074-01 |
Жесткость, мг/л |
21,6 |
14,3 |
24,7 |
17,5 |
16,3 |
21,8 |
25,3 |
7 (10) |
Хлориды, мг/л |
738,1 |
309,5 |
988,1 |
631,0 |
690,5 |
838,1 |
1011,9 |
350 |
Сухой остаток |
1971,0 |
1081,2 |
2322,2 |
1709,0 |
1672,6 |
2027,6 |
2258,2 |
1000 (1500) |
Нитраты |
36,2 |
0,1 |
31,47 |
32,4 |
18,1 |
35,3 |
29,4 |
45 |
3.5. Эффективность предлагаемых региональной программой мероприятий при их внедрении
Согласно Методике по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения, утвержденной руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27 марта 2019 года, для оценки эффективности очистки исходной природной воды и других мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды в рамках региональной программы, должны использоваться показатели оценки качества питьевой воды до и после проведения мероприятий.
Расчет эффективности определяется согласно формуле (1).
(1)
где:
- определенная эффективность очистки (%),
- концентрация вещества в исходной воде до обработки воды (мг/л),
- концентрация вещества после обработки воды (мг/л).
Расчет эффективности очистки исходной природной воды выполнен в табличной форме:
Таблица N 6. Эффективность очистки природной воды
Наименование показателя |
Концентрация вещества в исходной воде до обработки воды, мг/л |
Концентрация вещества после обработки воды |
Эффективность очистки воды, % |
г/о Красноперекопск | |||
Общая минерализация |
3018 |
1000 |
67 |
Общая жесткость |
25 |
7 |
72 |
Хлориды |
900 |
350 |
61 |
г/о Евпатория | |||
Общая минерализация |
1474 |
1000 |
32 |
Общая жесткость |
15,3 |
7 |
54 |
Хлориды |
369 |
350 |
5 |
Первомайское с/п | |||
Общая минерализация |
1863 |
1000 |
46 |
Общая жесткость |
20 |
7 |
65 |
Хлориды |
744 |
350 |
53 |
4. Расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств по каждому объекту, включенному в региональную программу
Итоги рейтингования объектов указаны в таблице N 7.
Таблица 7 изменена с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
Таблица N 7. Рейтинговая таблица отобранных мероприятий
Позиция в рейтинге |
Наименование объекта |
Объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей |
Плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения субъекта Российской Федерации, процент |
Значение показателя бюджетной эффективности, тыс. рублей / процент |
1 |
Строительство ВОС г. Евпатория |
2 400 235,00 |
6,40 |
375 036,72 |
2 |
Строительство ВОС г. Красноперекопск |
950 005,00 |
2,30 |
413 045,65 |
3 |
Строительство ВОС пгт. Первомайское |
296 996,20 |
0,50 |
593 994,40 |
|
Итого: |
3 647 236,20 |
9,2 |
|
Характеристика объектов региональной программы, этапы их реализации и финансирование по годам, а также динамика достижения целевых показателей и прогноз тарифных последствий реализации мероприятий региональной программы приведены в приложениях 1-5 к региональной программе.
Раздел 5 изменен с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
5. Порядок перехода к использованию перспективных технологий водоподготовки на объектах водоподготовки, включенных в региональную программу
Выбор технологии водоподготовки осуществлен на основании алгоритма, изложенного в Справочнике перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и с учетом оценки риска здоровью населения (далее - Справочник), утвержденном Минстроем России.
Выбор эффективных технологических решений учитывает качество воды подземных источников водоснабжения, региональные особенности, климатические и гидрогеологические условия рационального использования запасов природных вод и возможности решения вопросов по снижению негативного воздействия на окружающую среду при проектируемых технологических решениях (ненормативный сброс в море, водоемы или накопление загрязняющих веществ на земельных территориях).
Согласно ГОСТ 2761-84 "Источники питьевого водоснабжения" значения показателей качества воды источников водоснабжения, в том числе общая минерализация, общая жесткость, содержание хлоридов и содержание сульфатов, учитываются при углубленном выборе современной технологии подготовки питьевой воды, безопасной для жизнедеятельности человека.
Информация об усреднённых значениях показателей качества воды из подземных источников водоснабжения г/о Красноперекопск и г/о Евпатория, а также действующие нормативные требования представлены в таблице N 8:
Таблица N 8. Данные по качеству воды из подземных источников водоснабжения и требованиям к воде, предъявляемых нормативными документами
N |
Наименования показателей качества воды |
Усреднённые данные по качеству воды подземных источников водоснабжения г/о Красноперекопск |
Усреднённые данные по качеству воды подземных источников водоснабжения г/о Евпатория |
Нормативные значения показателей по классам в соответствии с ГОСТ 2761-84 "Источники питьевого водоснабжения" |
Нормативные значения показателей качества питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4-1074-01 |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
1. |
Мутность, мг/л (не более) |
0,56-0,94 |
0,33-1,5 |
1,5 |
1,5 |
10 |
1,5 |
2. |
Цветность, градусы (не более) |
5,6-6,9 |
1,2-3,5 |
20 |
20 |
50 |
20 |
3. |
рН, ед. рН |
7,1-7,6 |
7,2-7,3 |
6,0-9,0 |
6,0-9,0 |
6,0-9,0 |
6-9 |
4. |
|
0,068-0,187 |
0,01-0,03 |
0,3 |
10 |
20 |
0,3 |
5. |
|
0,0035-0,0060 |
0,008-0,01 |
0,1 |
1 |
2 |
0,1 |
6. |
F, мг/л |
0,01-0,08 |
0,083-0,01 |
1,5-0,7 |
1,5-0,7 |
5 |
1,5 |
7. |
Перманганатная окисляемость, мгОг/л |
0,25-0,32 |
1,32-2,0 |
2 |
5 |
15 |
5,0 |
8. |
Общая минерализация, мг/л |
2100-3018 |
1300-1500 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
9. |
Общая жёсткость, мг/л |
20-25 |
12-14 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
10. |
Хлориды, мг/л |
700-900 |
220-290 |
350 |
350 |
350 |
350 |
11. |
Сульфаты, мг/л |
300-400 |
275-240 |
500 |
500 |
500 |
500 |
На основании данных таблицы N 8 с помощью Справочника определяется требуемая схема очистки по следующему алгоритму:
Рисунок 3. Алгоритм выбора схемы очистки подземных вод для водоснабжения г/о Красноперекопск и г/о Евпатория.
В связи с тем, что качество подземных источников водоснабжения г/о Красноперекопск и г/о Евпатория по статистическим данным производственного контроля имеет определенную специфику по стабильному природному фону, превышающему требования СанПиН только в отношении показателей макросолевого состава, и характеризуется очень высокой минерализацией, жесткостью и солесодержанием (хлориды), нет подтвержденной информации по другим загрязнениям, в том числе и антропогенным, то использования общего классификатора с целью подбора технологических решений не имеет прямого действия, а может использоваться частично.
Руководствуясь вышеуказанным алгоритмом, базовыми являются схемы очистки природной воды А5.1 и А.5.2, которые по условиям применения включают перечень основных технологических методов удаления загрязнений не только связанных с высокой минерализацией, но и других примесей (Fe<40 мг/л, Мп<7 мг/л, F<10 мг/л, минерализация <5000 мг/л, С02 св.<200 мг/л, рН>6).
В связи с тем, что в перечень технологических методов классификатора А.5.1 и А.5.2, (глубокая аэрация, преозонирование биосорбция, коагуляция, флокуляция, фильтрование, ввод перманганата калия, фильтрование, обратный осмос, (электродиализ) стабилизация, обеззараживание) входят методы, в том числе направленные на удаления соединений железа, марганца и фтора, при оценке эффективности технологических методов принято частичное использование классификатора.
Основным технологическим методом для очистки минерализованных солоноватых вод являются мембранные технологии (нанофильтрация и обратный осмос) с использованием схемы разбавления сильноминерализованных вод очищенной через мембрану водой. При проектировании на стадии подбора оборудования будут проработаны вопросы и запроектированы сооружения по сбору концентрата и способу его утилизации.
Рисунок 4. Стадии очистки подземных вод по выбранным технологическим схемам.
Итоговый вариант технологической схемы доочистки подземных вод для водоснабжения г/о Евпатория, г/о Красноперекопск, Красноперекопского р-на и с/п Первомайское, схемы распределения сооружений и типы конструкций устанавливаемого современного оборудования определяется экономически обоснованным расчётом в проектной документации на стадии проектирования по результату технико-экономического сравнения вариантов и исключения/оптимизации повторяющихся процессов.
После выполнения проектно-изыскательских работ по приоритетным мероприятиям необходимо выполнить корректировку данного раздела региональной программы.
Раздел 6 изменен с 19 сентября 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 г. N 535
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации региональной программы
Результатом реализации региональной программы является достижение следующих целевых показателей:
- увеличение доли населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 86,4%;
- увеличение доли городского населения Республики Крым, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 58,4%;
- строительство (реконструкция) 3 крупных объектов питьевого водоснабжения в Республике Крым.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.