Волгоградский областной суд
в составе судьи Курниковой А.В.,
при секретаре Поклонском Р.С.,
с участием прокурора Стрельниковой В.В.,
рассмотрев 12 марта 2019 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА" об оспаривании подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Положения о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденного решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 14 июля 2017 года N 346-ВГД "О принятии Положения о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области", установил:
решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 14 июля 2017 года N 346-ВГД утверждено Положение о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Положение, Положение о порядке организации питания).
Указанный муниципальный нормативный правовой акт действует в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 июня 2018 года N 398-ВГД (т. 1 л.д.57-71).
Согласно подпункту 3.3.12 пункта 3.3 Положения на предприятие, оказывающее услуги по организации питания, возложена обязанность возместить затраты за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, эксплуатационные услуги помещения для организации питания в порядке, предусмотренном в договоре.
С учетом последующего уточнения требований ООО "ВЕСТА" просит о признании не действующим подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Положения о порядке организации питания (т. 1 л.д. 6-8, т. 2 л.д. 66).
В обоснование исковых требований административный истец указывает, что 3 сентября 2018 года заключен договор на оказание услуг по организации питания детей с муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 63 "Звездочка" г. Волжский Волгоградской области", на основании которого ему как ссудополучателю передана в безвозмездное пользование часть здания учреждения для организации питания детей. 1 августа 2018 года подписан договор о возмещении муниципальному дошкольному образовательному учреждению стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг по помещению, переданному в безвозмездное пользование.
Отмечает, что ввиду утверждения органом тарифного регулирования Волгоградской области предельного размера наценки на продукцию, реализуемую предприятиями общественного питания при образовательных организациях, возмещение образовательному учреждению указанных выше расходов приведет к существенным убыткам и финансовой несостоятельности истца.
По мнению истца, оспариваемое положение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца Садиков А.А. в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил удовлетворить. Пояснил, что новые договоры на оказание услуг по организации питания и возмещение муниципальному дошкольному учреждению стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг заключены 19 января 2019 года, перечисление денежных средств в счет их оплаты не производилось. Отмечает, что представленный расчет подтверждает доводы о нерентабельности коммерческой деятельности в случае возмещения ссудополучателем расходов образовательного учреждения на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг по переданному помещению. Считает, что оспариваемая норма не отвечает требованиям определенности. Указывает на то, что утвержденная для определения размера родительской платы и для расчетов с предприятиями общепита по договорам об организации питания детей величина норматива стоимости дня питания одного ребенка является заниженной. Отмечает, что необходимость возмещения предприятием общепита коммунальных и эксплуатационных расходов, не подлежащих включению в расчет затрат при определении норматива стоимости дня питания на одного ребенка, приведет к снижению объема оказываемых услуг по организации питания детей до уровня, установленного нормативами СанПиНа (т.2 л.д. 136).
Представитель Волжской городской Думы Волгоградской области Орлова О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях. На вопросы суда пояснила, что оспариваемая норма фактически является подпунктом 3.3.12 пункта 3.3 Положения (т. 1 л.д. 53).
Представитель администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, главы городского округа город Волжский Волгоградской области Воронина И.Н., управления образования городского округа - город Волжский Волгоградской области Стрелкова А.Ш. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях. Пояснила, что муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 63 "Звездочка" г. Волжский Волгоградской области" передано в оперативное управление здание, являющееся муниципальной собственностью, что зарегистрировано в установленном порядке. На основании договора об оказании услуг по организации питания детей от 3 сентября 2018 года, заключенного между муниципальным дошкольным учреждением и ООО "ВЕСТА", истцу передана в безвозмездное пользование часть здания, затраты за коммунальные услуги и эксплуатационное обслуживание которой подлежат возмещению. Полагает, что оспариваемое положение не возлагает на истца такой обязанности, возмещение расходов производится на основании заключаемого в добровольном порядке договора. Пояснила, что до 2017 года действовало положение по организации питания, не предусматривавшее возмещения ссудополучателем этих затрат. Указывает, что оспариваемая правовая норма не применялась, счета по возмещению расходов образовательных учреждений на оплату коммунальных услуг выставлялись, но денежные средства предприятиями общепита не перечислялись. Отмечает, что счета на возмещение расходов за эксплуатационное обслуживание помещений, переданных в безвозмездное пользование предприятиям общепита, не выставлялись, порядок расчета таких расходов будет определен в дальнейшем. Пояснила, что расшифровка перечня эксплуатационных услуг приведена в письме управления образования городского округа от 6 марта 2009 года, в числе в этот перечень включаются обеспечение пожаробезопасности, заработная плата охраны. Пояснила, что расчет стоимости услуг по организации питания и величины родительской платы основан на нормативе стоимости дневного питания одного ребенка, утвержденном главой муниципального образования, оплата питания детей в основном производится родителями, за питание льготных категорий детей в дошкольных учреждениях денежные средства перечисляются местным бюджетом, питание льготных категорий детей в учебных заведениях производится за счет средств областного бюджета. Кроме того, за счет средств областного бюджета производится частичная компенсация оплаты родителям детей, посещающих дошкольные учреждения. Эти денежные средства, поступившие на расчетный счет образовательного учреждения, перечисляются предприятиям общественного питания в счет оказанных по договору услуг (т. 2 л.д. 28-31).
Представитель администрации Волгоградской области Новопавловский Б.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях (т. 2 л.д.59).
Представитель комитета образования Волгоградской области Дягилев А.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях (т. 2 л.д.51-58).
Представитель муниципального дошкольного учреждения "Детский сад N 63 "Звездочка" г. Волжский Волгоградской области" (далее - муниципальное дошкольное образовательное учреждение, МДОУ) Ларина О.В. пояснила, что на основании договора на оказание услуг по организации питания детей от 3 сентября 2018 года ООО "Веста" передана в безвозмездное пользование часть муниципального здания, используемого муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления. Счета истцу выставлены за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, т.е. услуги, оплата за которые определяется по индивидуальным приборам учета, установленным в этом помещении. При вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель комитета тарифного регулирования Волгоградской области Антипов Г.Б. в письменных пояснениях указал, что постановлением от 30 июля 2014 года утвержден предельный размер наценки на продукцию, реализуемую предприятиями общественного питания при образовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования на территории Волгоградской области в размере 69% к стоимости сырья, используемого для приготовления блюд собственного производства. Пояснил, что в формировании сводного расчета предельных наценок учтена сбалансированная система показателей 9 субъектов регулирования, представивших полный пакет документов. При расчете наценки расходы на производство и реализацию продукции (издержки обращения, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) включают в себя в числе иных статей затраты на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и расходы на оплату коммунальных услуг. Обращает внимание на то, что материалы, положенные в основу принятия постановления Комитета от 30 июля 2014 года, имели иное экономическое и юридическое обоснование, чем сложившиеся в 2018 году договорные отношения между истцом и дошкольным учреждением. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (т. 1 л.д.82-85, т. 2 л.д.34-36).
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, пояснения свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Стрельниковой В.В., полагавшей необходимым в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2).
Из материалов дела следует, что административный истец является предприятием торговли и общественного питания, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области. 1 августа 2018 года на ООО "ВЕСТА" соответствующим договором возложена обязанность по возмещению муниципальному дошкольному образовательному учреждению (ссудодателю) затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги по содержанию переданного для организации питания детей помещения. На основании договора на оказание услуг по организации питания детей от 3 сентября 2018 года ООО "Веста" (ссудополучателю) передана в безвозмездное пользование часть муниципального здания, зарегистрированного за муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, которые включают в себя снабжение электроэнергией, холодной и горячей водой, водоотведение (подпункт 4.2.8 пункта 4.2 договора). На момент рассмотрения дела действуют договоры по оказанию услуг питания и по возмещению стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг от 9 января 2019 года, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг истцом не производилась (л.д. 10-25, 228-236, т. 2 л.д. 63-65, 80-114, т. 2 л.д. 117).
Таким образом, истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части положением, затрагиваются его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, суд отмечает, что ООО "ВЕСТА" на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а предмет доказывания определяется по правилам части 8 статьи 213 Кодекса.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16).
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, посещающих дошкольные учреждения и обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона об образовании.
Учитывая, что положениями статьи 37 Закона об образовании полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 27 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области по вопросам своей компетенции Волжская городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, а также правовые акты в форме постановлений. Нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подписываются главой городского округа.
Оспариваемое в части Положение утверждено решением Волжской городской Думы городского округа - город Волжский Волгоградской области большинством голосов на заседании 14 июля 2017 года по результатам открытого голосования. Нормативный правовой акт подписан главой городского округа, опубликован в городской общественно-политической газете "Волжский муниципальный вестник" N 35 (472) от 25 июля 2017 года (т. 1 л.д. 57-63, 89-168, 169-185, 204-220).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий компетентным органом, с соблюдением формы и вида нормативных правовых актов, а также порядка опубликования и вступления в силу, подписан уполномоченным лицом, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Проверив оспариваемую истцом норму права на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1).
Гражданский кодекс Российской Федерации классифицирует юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Закон об образовании.
Федеральный законодатель в части 4 статьи 4 названного Закона предусмотрел обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Круг прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования определен частью 1 статьи 9 упомянутого Закона и к ним относятся в числе иных:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4);
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (пункт 5).
Согласно положениям статьи 65 Закона об образовании дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункты 1 и 2).
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях (пункт 4 статьи 65 Закона об образовании).
В соответствии с оспариваемым в части Положением о порядке организации питания, действующим на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, основной задачей организации питания в муниципальных образовательных организациях является создание условий, направленных на обеспечение обучающихся и воспитанников рациональным и сбалансированным питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии; создание условий для организации питания, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья детей; предупреждение (профилактику) инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; пропаганду принципов правильного и полноценного питания; формирование культуры здорового питания (пункт 1.3).
Питание обучающихся и воспитанников в муниципальных образовательных организациях организуется за счет бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, в том числе за счет средств родителей (законных представителей). Питание обучающихся, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению питанием в случаях и в порядке, установленными федеральными законами, законами Волгоградской области, муниципальными нормативными правовыми актами (далее - обучающиеся льготных категорий), осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов за период их фактического пребывания в образовательной организации (пункт 2.1 Положения).
Организация питания осуществляется на основании заключенного муниципального контракта (договора) с предприятием, оказывающим услуги по организации питания в соответствии с законодательством РФ. Ответственность за организацию питания в муниципальных образовательных организациях возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункты 2.2 и 2.3 Положения).
В соответствии с Положением о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30 декабря 2016 года N 9118, размер платы родителей (законных представителей) определяется как сумма стоимости питания (в зависимости от установленного количества приемов пищи) и затрат на хозяйственно-бытовое обслуживание в день на одного ребенка соответствующей группы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5, 6 настоящего Положения (пункт 4).
В соответствии с пунктом 21 того же Положения о плате, взимаемой с родителей, плата, внесенная родителями (законными представителями) на расчетный счет МДОУ, расходуется на организацию питания и на оплату расходов на хозяйственно-бытовое обслуживание детей, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. Плата, внесенная родителями (законными представителями) на расчетный счет МДОУ за кратковременное пребывание ребенка, расходуется только на оплату расходов на хозяйственно-бытовое обслуживание детей для обеспечения соблюдения ими личной гигиены. В случае образования экономии средств после полного погашения задолженности перед поставщиками плата родителей (законных представителей) может быть направлена на обеспечение присмотра и ухода за детьми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (расходы, связанные с организацией питания, хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение личной гигиены и режима дня). Расходование платы родителей (законных представителей) на иные цели не допускается.
Из содержания правовых предписаний пунктов 4.24 и 4.32 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в названных учреждениях, следует, что организация питания в детских садах может осуществляться через пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюд и кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания, и распределения их по группам в помещении групповой.
Как следует из материалов дела, базовый норматив затрат на оказание образовательными учреждениями г. Волжского Волгоградской области муниципальной услуги - реализации образовательных программ - утверждается постановлением главы городского округа и применяется для исчисления размера денежных средств, перечисляемых конкретным муниципальным образовательным учреждениям за выполнение муниципального задания. При планировании городского бюджета до 2017 года включительно формирование базового норматива затрат на оказание на территории городского округа муниципальной услуги - реализации образовательных программ - включало все понесенные расходы на электроэнергию, коммунальные услуги и эксплуатационное обслуживание зданий муниципальных образовательных учреждений, при планировании бюджета на 2018, 2019 годы затраты на услуги по помещениям этих же зданий, переданным в безвозмездное пользование по договорам об организации детей, исключены (т.1 л.д. 86, 221-227, т. 2 л.д. 63-65, 80-114, т.2 л.д. 80-114, 117-124).
В соответствии с заключаемыми договорами оплата услуг предприятий общепита по организации питания детей в муниципальных образовательных учреждениях на территории городского округа рассчитывается как произведение величины базового норматива стоимости дневного питания одного ребенка на количество детей в обслуживаемом учреждении. Первоначально базовый норматив стоимости питания детей в образовательных муниципальных учреждениях был утвержден решением Волжской городской Думы от 10 января 2006 года N 12-ВГД. С 2015 года стоимость дня питания утверждается постановлением главы администрации городского округа (постановление N 13-ГО от 27 января 2015 года). В настоящее время указанное постановление действует в редакции постановления от 14 января 2019 года N 10-ГО (т.1 л.д. 86, 221-227, т. 2 л.д. 63-65, 80-114, 117-124).
Как следует из показаний свидетеля Матлаховой О.В., работающей главным бухгалтером управления образования городского округа - город Волжский Волгоградской области, все расчеты с муниципальными образовательными учреждениями производятся в рамках выполнения ими муниципального задания. Для этого утверждается базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги - реализации образовательных программ, который рассчитывается исходя из среднего значения величины расходов по представленным несколькими образовательными учреждениями документам. С 2018 года в расчет оплаты за выполнение муниципального задания расходы по помещениям, переданным предприятиям общепита, не включаются. Затраты образовательных учреждений в части оплаты услуг коммунальных служб и иных предприятий по содержанию этих помещений подлежат возмещению ссудополучателями. Для формирования величины родительской платы, субвенций из бюджета на оплату питания детей льготных категорий и компенсации родительской платы применяется другой норматив - базовый норматив стоимости дневного питания одного ребенка в образовательных муниципальных учреждениях, который первоначально рассчитан в 2006 году с применением торговой наценки в размере 30% к стоимости сырья, приобретаемого предприятиями общественного питания. С 2015 года стоимость дня питания ребенка в образовательных учреждениях утверждается постановлением главы администрации городского округа (постановление N 13-ГО от 27 января 2015 года). Ежегодно в него вносятся изменения, норматив, утвержденный в 2006 году, увеличивается с учетом коэффициента инфляции. Ввиду отсутствия соответствующих документов не представляется возможным установить, какие затраты предприятий общепита принимались во внимание при расчете в 2006 году базового норматива по стоимости дневного питания. Между тем, затраты на электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, эксплуатационные услуги используемых ими помещений не могли в 2006 году быть включены в расчет норматива, поскольку до 2017 года действовала норма о бесплатном предоставлении ссудополучателям этих услуг в рамках выполнения образовательными учреждениями муниципального задания. Оплата питания льготных категорий детей производится из местного и областного бюджетов, компенсация родительской платы возложена на областной бюджет.
Анализ положений статей 218, 296, 299, 689 - 695 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в отличие от иных форм передачи имущества, например по договору аренды, факт безвозмездной передачи имущества в целях исполнения прямой обязанности образовательного учреждения по организации питания детей государственной регистрации не подлежит и на правовой статус используемого с этой целью помещения как неотъемлемой части здания муниципального образовательного учреждения не влияет.
Учитывая, что закрепленная статьей 9 Закона об образовании (пункт 5 части 1) обязанность органов местного самоуправления по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений не содержит каких-либо исключений, по мнению суда, передача помещений в безвозмездное пользование для организации питания детей не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по его содержанию.
Согласно разъяснений, содержащихся в письме Минобрнауки России от 26 сентября 2017 года N МОН-П-4472 "О направлении ответов на вопросы", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются следующие расходы образовательной организации: расходы, связанные с обеспечением безопасных условий обучения и воспитания, охраной здоровья обучающихся (в том числе, расходы на приобретение оборудования для медицинских кабинетов и столовой, услуги охранных учреждений); расходы, непосредственно связанные с реализацией и обеспечением реализации образовательных программ (в том числе, расходы на приобретение используемых в образовательном процессе мебели, учебных кабинетов и оборудования, расходы, связанные с финансированием комплектования библиотек художественной литературой и приобретением или изготовлением бланков документов об образовании); иные расходы, связанные с реализацией и обеспечением реализации образовательных программ (командировочные расходы педагогических работников образовательных организаций, направленных для прохождения курсов повышения квалификации, расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации, расходы на услуги связи, приобретение и обслуживание программных продуктов для бухгалтерского учета, справочных правовых систем, оплату пеней и штрафов (за исключением случаев, когда такие расходы связаны с содержанием зданий и оплатой коммунальных услуг). В силу пункта 1 части 5 статьи 9 Закона об образовании во взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании органы местного самоуправления несут расходы, связанные с содержанием зданий и оплатой коммунальных услуг в муниципальных дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. Кроме того, органы местного самоуправления несут расходы, связанные с созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об образовании).
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления как собственника имущества и учредителя образовательного учреждения по содержанию здания муниципального образовательного учреждения подразумевает оплату в рамках выполнения последним муниципального задания расходов за коммунальные услуги и содержание исходя из всей площади закрепленного за образовательной организацией на праве оперативного управления здания, используемого в целях реализации государственных гарантий, закрепленных в статье 5 Закона об образовании.
Кроме того, анализ норм СанПиНа свидетельствует о том, что обязанность по организации питания, возложенная законодателем на образовательное учреждение может быть исполнена как силами самого образовательного учреждения (путем найма работников пищеблока с включением расходов на коммунальные услуги и содержание этого помещения в расчет нормативов по выполнению муниципального задания и оплатой за счет средств местного бюджета), так и возложением этой обязанности на предприятия общепита путем заключения договора об организации питания.
По мнению суда, не может быть различным подход к наличию (отсутствию) обязательств органа местного самоуправления по содержанию части здания муниципального образовательного учреждения, используемого в целях исполнения возложенной законодателем обязанности по организации питания детей, в зависимости от выбранной органом местного самоуправления и закрепленной в локальном нормативном правовом акте формы ее исполнения, поскольку обеспечение ухода и присмотра за детьми является частью образовательного процесса, регламентированного законодателем в соответствующем Законе с целью соблюдения конституционных прав граждан.
Целью деятельности коммерческих организаций (ссудополучателей) является извлечение прибыли за счет получения денежных средств на основании договора об организации питания детей, понесенные при оказании услуги расходы (стоимость продуктов, транспортные расходы, заработная плата сотрудников, оплата коммунальных услуг и иные) могут возмещаться исключительно из денежных средств, перечисляемых образовательными организациями.
Таким образом, по смыслу оспариваемой нормы расходы на коммунальные услуги и содержание переданной ссудополучателю части здания муниципального образовательного учреждения, по мнению ответчиков, фактически должны оплачиваться предприятиями общественного питания из денежных средств, полученных образовательными учреждениями в качестве платы за питание от родителей, из местного и областного бюджетов, поскольку каких-либо иных видов оплаты по договору об организации питания не предусмотрено.
Суд обращает внимание на то, что запрет на включение расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, в родительскую плату, в расходы субъекта Российской Федерации, а, следовательно, и в норматив стоимости дневного питания одного ребенка, и в расчет оплаты услуг организаций общепита, не содержит каких-либо исключений в отношении части зданий, использующихся для организации питания сторонними организациями (статьи 8 и 65 Закона об образовании).
В силу существующего ограничения на возмещение указанных выше расходов за счет родителей или областного бюджета ограничение на включение этих расходов в расчет величины норматива стоимости дневного питания одного ребенка, по мнению суда, исключает возложение обязанности по несению таких расходов на предприятия общественного питания, которые фактически исполняют предусмотренную Законом обязанность муниципального образовательного учреждения по организации питания детей, которая является частью образовательного процесса, финансируемого в рамках выполнения муниципального задания.
Доводы представителя административного истца о несоответствии оспариваемой нормы статье 421 ГК РФ, а также ее неопределенности, суд находит основанными на неверном толковании норм права.
Ссылки представителя административного истца на постановление Комитета тарифного регулирования Волгоградской области об утверждении предельного размера наценки на продукцию, реализуемую организациями предприятиями общественного питания при образовательных учреждениях, на занижение базового норматива стоимости дня питания одного ребенка, действующего на территории городского округа, по мнению суда, не имеют значения для разрешения настоящего дела, поскольку норматив стоимости питания, применяемый на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области утверждается постановлением главы городского округа, которое не является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
Ссылку представителей административных ответчиков на соответствие оспариваемой нормы положениям статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации как основание к отказу в удовлетворении требований суд полагает несостоятельной, поскольку в данном случае правоотношения регулируются специальным законом - Законом об образовании, устанавливающим обязанности органов местного самоуправления по содержанию зданий муниципальных образовательных учреждений в полном объеме и не содержащим каких-либо исключений для переданных в безвозмездное пользование помещений, расположенных в этом же здании и предназначающихся для организации питания детей, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса. Законодателем установлен запрет на ограничение прав или снижение уровня предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом (часть 4 статьи 4 Закона об образовании).
Суд полагает основанными на неверном толковании нормы права доводы представителей административных ответчиков о том, что оспариваемое положение якобы не возлагает на истца какую-либо обязанность, и возмещение расходов производится исключительно в добровольном порядке.
Ссылка представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц на соответствие оспариваемого положения решению Волжской городской Думы о порядке предоставления муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области в безвозмездное пользование, в доверительное управление, в концессию, на хранение от 5 июля 2013 года N 376-ВГД (в редакции решения N 232-ВГД от 25 декабря 2015 года) правового значения не имеет, поскольку указанный муниципальный нормативный правовой акт не относится к числу имеющих большую юридическую силу.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о несоответствии подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Положения о порядке организации питания статьям 8, 9, 65 Закона об образовании и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Учитывая, что оспариваемая норма не применялась, суд полагает необходимым признать подпункт 3.3.12 пункта 3.3 Положения о порядке организации питания не действующим со дня принятия решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 14 июля 2017 года N 346-ВГД "О принятии Положения о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области", утвердившего оспариваемое в части Положение.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА" удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия подпункт 3.3.12 пункта 3.3 Положения о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденного решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 14 июля 2017 года N 346-ВГД "О принятии Положения о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Возложить на Волжскую городскую Думу Волгоградской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Волжской городской Думы Волгоградской области и в официальном печатном издании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 18 марта 2019 года.
Судья |
А.В. Курникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 12 марта 2019 г. N 3а-66/2019 "О признании недействующим подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Положения о порядке организации питания в муниципальных образовательных организациях городского округа - город Волжский Волгоградской области, утв. решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 14.07.2017 N 346-ВГД"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)