Постановление Верховного Суда РФ от 8 июля 2019 г. N 56-АД19-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу защитника Андрияновой В.В., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Гермес", на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 20.04.2018 N 5-509/18, решение судьи Приморского краевого суда от 02.07.2018 N 7-12-298 и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 26.09.2018 N 4а-989/18, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 20.04.2018 N 5-509/18, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 02.07.2018 N 7-12-298 и постановлением заместителя председателя Приморского краевого суда от 26.09.2018 N 4а-989/18, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа, равного V2 стоимости товаров, являющихся предметами административного правонарушения (сетка абразивная, маркировка на упаковке: Abrasive Mesh, 110*270 mm, Р60, Р80, Р100, P120, P150, P180, P220, P240, P320, P400, P600, в картонных коробках, 159 990 штук), в размере 1 103 200 рублей без их конфискации. В отношении названных товаров, находящихся на ответственном хранении, принято решение об их возвращении для таможенного оформления.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Андриянова В.В. выражает несогласие с указанными судебными актами, состоявшимися в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сформулирован правовой подход, согласно которому при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за не декларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 1, 3).
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза). В декларации на товары указываются, в числе иных, следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 указанного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 185 указанного Кодекса таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено данным Кодексом.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе, в частности, осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (статья 187 указанного Кодекса).
Из статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации (пункт 1), дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий (пункт 2), с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7).
Как усматривается из материалов дела, 09.11.2017 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни (далее также - таможенный орган) обществом была подана декларация на товары N 10702030/091117/0096158, в которой для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" заявлен товар, прибывший на теплоходе "MINNA" в контейнерах N TCNU7686979 и N TCLU8033312 из Китайской Народной Республики.
Должностным лицом таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни 18.11.2017 был произведен таможенный досмотр товаров, заявленных по названной выше декларации на товары. В соответствии с актом таможенного досмотра после вскрытия в 13 часов 00 минут 18.11.2017 двух контейнеров было принято решение о необходимости разделения предъявляемых товаров на упаковочные места по отдельным видам, артикулам и наименованиям в срок до 13 часов 00 минут 19.11.2017.
При этом 18.11.2017 по окончании таможенного досмотра товара, задекларированного по декларации на товары N 10702030/091117/0096158, после принятия таможенным органом решения о переносе досмотра на 19.11.2017 обществом на Владивостокский таможенный пост Центр электронного декларирования была подана декларация на товары N 10702070/181117/0031005 на товар (сетка абразивная на основе стекловолокна), прибывший в контейнере N TCNU7686979.
В соответствии с актом таможенного досмотра товара, выгруженного из двух контейнеров, проведенного 19.11.2017, должностным лицом таможенного органа был выявлен товар, сведения о котором отсутствовали в декларации на товары N 10702030/091117/0096158, а именно - сетка абразивная, маркировка на упаковке: Abrasive Mesh, 110*270 mm, Р60, Р80, Р100, P120, P150, P180, P220, P240, P320, P400, P600, в картонных коробках, 160 000 штук.
С учетом изложенных обстоятельств и положений приведенных выше правовых норм, в частности, пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (в силу которого с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение), должностным лицом таможенного органа сделан вывод о том, что при подаче декларации на товары N 10702030/091117/0096158 обществом не были задекларированы товары, подлежащие обязательному декларированию, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судебные инстанции с этими выводами должностного лица таможенного органа согласились.
Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1-4), протоколом об аресте товаров (л.д. 5-7), копиями декларации на товары N 10702030/091117/0096158 (л.д. 12-15), поручения на таможенный досмотр (л.д. 16-17), требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от 12.11.2017 (л.д. 18), акта таможенного досмотра от 18.11.2017 (л.д. 20-21), декларации на товары N 10702070/181117/0031005 (л.д. 100-101), акта таможенного досмотра от 19.11.2017 (л.д. 22-26), пояснениями законного представителя общества - директора Гордя А.С., из которых следует, что после подачи 09.11.2017 декларации на товары на товар "сетка из стекловолокна" из письма иностранного контрагента обществу стало известно о поступлении в указанных выше контейнерах товара "сетка абразивная", в связи с чем иностранным контрагентом предоставлен дополнительный инвойс (л.д. 64-65), протоколом об административном правонарушении (л.д. 146-157) и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, определено, что в одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено данной Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. Для целей этой Инструкции как одна товарная партия рассматриваются при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - таможенная территория, Союз) - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 185 Таможенного кодекса Таможенного союза, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи декларации на товары в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких декларациях на товары, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации 2а, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующей комплектному или завершенному товару.
Суждение заявителя жалобы о декларировании спорного товара двумя таможенными декларациями, допустимом до истечения срока временного хранения товаров, являлось предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отклонено, поскольку в рассматриваемом случае декларация на товары N 10702030/091117/0096158 не содержала сведений о разделении товарной партии для целей таможенного декларирования, при этом декларация на товары N 10702070/181117/0031005 была подана после таможенного досмотра товара 18.11.2017. Судебными инстанциями в обжалуемых актах отмечено, что декларирование части товара 18.11.2017 не влияет на квалификацию деяния, совершенного обществом 09.11.2017 при подаче декларации на товары N 10702030/091117/0096158 без указания сведений о части товара.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом Владивостокской таможни, составившим протокол об административном правонарушении, и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного законодательства Таможенного союза, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 20.04.2018 N 5-509/18, решение судьи Приморского краевого суда от 02.07.2018 N 7-12-298 и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 26.09.2018 N 4а-989/18, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гермес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Андрияновой В.В., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Гермес", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 8 июля 2019 г. N 56-АД19-11
Текст постановления опубликован не был