Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 июня 2019 г. N 03-05-06-03/47723
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу возврата государственной пошлины в случае ее уплаты с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) и сообщает следующее.
Основания и порядок возврата государственной пошлины определены в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 333.40 Кодекса заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 333.18 Кодекса факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
В абзаце первом пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1602-О-О отмечено, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 Кодекса непосредственно не устанавливают каких-либо требований к оформлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "В абзаце втором пункта 2"
В силу пункта 4.6 главы 4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.
Таким образом, полагаем, что платежное поручение, подтверждающее осуществление операции с использованием электронного средства платежа, а также указанное извещение являются доказательством факта уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса, и могут прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Следовательно, независимо от способа уплаты государственной пошлины, в том числе и с использованием ЕПГУ, при подаче заявления о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины должен прилагаться к заявлению подлинный платежный документ в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копия указанного платежного документа.
Одновременно обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 720839-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий положение о том, что при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, при возврате государственной пошлины не требуется.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, платежное поручение, подтверждающее операцию с электронным средством платежа, а также банковское извещение доказывают уплату госпошлины и могут прилагаться к заявлению о ее возврате.
Независимо от способа уплаты госпошлины, в том числе через единый портал госуслуг, к заявлению о возврате должен прилагаться:
- подлинный платежный документ, если госпошлина подлежит возврату в полном размере;
- его копия, если госпошлина возвращается частично.
Госдума рассматривает предложение не требовать при возврате госпошлины документы о ее уплате, если такая информация есть в ГИС ГМП.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 июня 2019 г. N 03-05-06-03/47723
Текст письма опубликован не был