Методические рекомендации по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования*
Настоящие методические рекомендации разработаны для профессиональных образовательных организаций с целью разъяснить и упростить организацию учебного процесса, направленного на изучение основ управления личными финансами.
Методические рекомендации по реализации "ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере" в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО)
Актуальность темы
Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р), а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений.
Это приводит к завышенной кредитной нагрузке, жизни "не по средствам", отсутствию перспективного финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов самих граждан.
Финансовая грамотность населения, как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов, сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.
Выделение обучающихся профессиональных образовательных организаций в отдельную целевую группу программы продиктовано рядом факторов:
- отсутствием знаний в области управления личными финансами, собственного жизненного опыта в этой сфере, а также отсутствием знаний и опыта при оценке финансовых рисков;
- сложностью социализации отдельных групп молодежи: выпускников детских домов, интернатов и др.;
- особенностями молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность, а не сбережение и инвестирование;
- доверием к финансовой информации рекламного характера, размещенной на интернет-ресурсах, востребованных молодежью, использующих психологические особенности данного возраста; склонностью делать выбор, основываясь только на рекламных сообщениях, не обращаясь к объективным информационным источникам; желанием заработать побольше и побыстрее, например, играя на бирже с помощью интернет-технологий.
Цель программы
Целью реализации курса "Основы финансовой грамотности" является формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Вместе с тем, в соответствии с ФГОС всех уровней, главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося. Реализация данной компетенции способствует формированию личности социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
На основе данных методических рекомендаций образовательные организации получат ориентиры для разработки собственной образовательной программы курса "Основы финансовой грамотности" в соответствии со своими задачами и имеющимися ресурсами.
Способы реализации
Курс "Основы финансовой грамотности" может быть реализован в образовательной организации следующими способами:
- в рамках получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования;
- в рамках профессионального цикла в виде отдельного курса, дисциплины (модуля).
Программа разрабатывается для обучающихся профессиональных образовательных организаций. Срок реализации программы определяется в соответствии со ФГОС СПО.
Реализация осуществляется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
При любом способе реализации преподавателю необходимо разработать соответствующую рабочую программу.
Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить в нее практические занятия, деловые игры, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике и тем самым реализовать практико-ориентированный подход к реализации программы в полном объеме.
В дополнение к непосредственной работе с методическими рекомендациями следует активно использовать интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.
Эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем сформированности компетенций в области финансовой грамотности, их формирование требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса "Основы финансовой грамотности" и способам ее реализации.
Структура и содержание программы
Программа курса "Основы финансовой грамотности" должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы СПО.
Программа предусматривает следующую структуру:
- планируемые результаты освоения курса "Основы финансовой грамотности";
- содержание курса "Основы финансовой грамотности";
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения курса "Основы финансовой грамотности"
Личностные результаты изучения курса:
- сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни;
- выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Профессиональные результаты изучения курса:
- умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса.
Коммуникативные действия:
- осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (внутри образовательной организации, а также за ее пределами), подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
- координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
При описании в образовательной программе планируемых результатов необходимо учесть особенности их формирования в зависимости от уровня образования, на котором реализуется программа курса.
В соответствии с ФГОС СОО планируемые результаты подразделяются на две группы: "обучающийся научится" и "обучающийся получит возможность научиться". На уровне среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО эти две группы результатов формируются на двух уровнях освоения курса: базовом (непрофильные укрупненные группы профессий, специальностей [далее - УГПС]) и углубленном (УГПС 38.00.00 Экономика и управление).
При интегративном подходе к разработке программы результаты соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы учебных дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей), которые интегрируются с данным курсом. Это следует учитывать при разработке образовательной программы на основе интеграции.
В результате изучения курса "Основы финансовой грамотности" выпускник должен:
знать темы:
- экономические явления и процессы общественной жизни;
- структура семейного бюджета и экономики семьи;
- депозит и кредит; накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;
- расчетно-кассовые операции; хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;
- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений;
- виды ценных бумаг;
- сферы применения различных форм денег;
- основные элементы банковской системы;
- виды платежных средств;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация);
- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;
- признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
уметь:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;
- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни (выбирать страховую компанию, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности);
- применять знания о депозите (управление рисками при депозите), о кредите (сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшение стоимости кредита);
- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
Сформированная у выпускника по итогам изучения курса "Основы финансовой грамотности" система знаний об основных инструментах финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.
На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, обучающиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.
Содержание курса "Основы финансовой грамотности"
Общее количество часов - 36.
При составлении образовательной программы следует обратить внимание на возможность реализации каждой темы в качестве отдельного модуля в разных УГПС. Например, это темы "Личное финансовое планирование", "Кредит", "Депозит", "Инвестиции".
Модуль 1. Личное финансовое планирование (6 часов)
Вводная часть. О чем и для чего этот курс? О Центральном банке (Банке России) - независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг.
Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса.
Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана.
Мини-проекты. Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей. Сравнительный анализ сберегательных альтернатив.
Модуль 2. Депозит (3 часа)
Основные понятия: сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий).
Мини-исследование. Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач.
Практикум. Изучаем депозитный договор. Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора.
Модуль 3. Кредит (4 часа)
Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика. Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий).
Практикум. Заключаем кредитный договор - анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит.
Мини-исследование. Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов.
Модуль 4. Расчетно-кассовые операции (3 часа)
Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Практикум. Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты - формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты.
Мини-проект. Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег.
Модуль 5. Страхование (4 часа)
Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Мини-проект. Заключаем договор страхования - сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.
Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.
Мини-проект. Действия страховщика при наступлении страхового случая.
Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг.
Модуль 6. Инвестиции (4 часа)
Основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей.
Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.).
Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции.
Мини-исследование. Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска.
Мини-проект. Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации.
Мини-исследование. Критический анализ интернет-трейдинга - инструмент для профессионалов и ловушка для любителей.
Модуль 7. Пенсии (2 часа)
Основные понятия: пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Мини-исследование. Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений.
Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования.
Модуль 8. Налоги (2 часа)
Основные понятия: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц.
Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.
Модуль 9. Признаки финансовых пирамид и защита от мошеннических действий на финансовом рынке (4 часа)
Основные понятия: основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с наличными.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.
Модуль 10. Создание собственного бизнеса (2 часа)
Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
Практикум. Формирование навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Презентация компании. Составление бизнес-плана по алгоритму. Ведение простых расчетов. Подсчет издержек, прибыли, доходов.
Тематическое планирование курса "Основы финансовой грамотности"
Количество часов, отведенное на изучение каждого модуля, является примерным и может быть увеличено за счет дополнения практическими занятиями, мини-проектами, экскурсиями
N |
Тема/Темы, изучаемые интегративно с дисциплинами основной образовательной программы |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
Модуль 1. Личное финансовое планирование (обществознание, экономика) |
6 |
|
1. |
Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений |
2 |
2. |
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета |
1 |
3. |
Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения |
1 |
4. |
Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет |
2 |
Модуль 2. Депозит (обществознание, экономика, право, математика, информатика) |
3 |
|
5. |
Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов |
1 |
6. |
Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах |
1 |
7. |
Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту |
1 |
Модуль 3. Кредит (обществознание, экономика, математика, информатика) |
4 |
|
8. |
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) |
1 |
9. |
Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах |
1 |
10. |
Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности |
1 |
11. |
Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс - "Покупка машины" |
1 |
Модуль 4. Расчетно-кассовые операции (обществознание, экономика, право, ОБЖ) |
3 |
|
12. |
Хранение, обмен и перевод денег - банковские операции для физических лиц |
1 |
13. |
Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги - инструменты денежного рынка. Правила безопасности при пользовании банкоматом |
1 |
14. |
Формы дистанционного банковского обслуживания - правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом |
1 |
Модуль 5. Страхование (обществознание, экономика, право, ОБЖ) |
4 |
|
15. |
Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования |
1 |
16. |
Виды страхования в России. Страховые компании, услуги для физических лиц |
1 |
17. |
Как использовать страхование в повседневной жизни? |
1 |
18. |
Практикум. Кейс - "Страхование жизни". |
1 |
Модуль 6. Инвестиции (обществознание, экономика, математика, информатика) |
4 |
|
19. |
Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций |
1 |
20. |
Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками. Диверсификация активов как способ снижения рисков |
1 |
21. |
Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.). Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане |
1 |
22. |
Практикум. Кейс - "Куда вложить деньги" |
1 |
Модуль 7. Пенсии (обществознание, экономика, право) |
2 |
|
23. |
Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают |
1 |
24. |
Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане |
1 |
Модуль 8. Налоги (обществознание, экономика, право, математика) |
2 |
|
25. |
Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц |
1 |
26. |
Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты |
1 |
Модуль 9. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке (обществознание, экономика, право, ОБЖ) |
4 |
|
27. |
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами |
1 |
28. |
Махинации с кредитами |
1 |
29. |
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды |
1 |
30. |
Практикум. Кейс - "Заманчивое предложение" |
1 |
Модуль 10. Создание собственного бизнеса (обществознание, экономика, право, ОБЖ) |
2 |
|
31. |
Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист |
1 |
32. |
Практикум |
1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
36 |
|
Рекомендуемая форма итоговой аттестации |
зачет |
Образовательные технологии
Следует отметить, что в условиях работы образовательных организаций по ФГОС СПО при изучении курса "Основы финансовой грамотности" наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности текущих сведений о состоянии финансового рынка, уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность по данной тематике.
Игровая технология позволяет организовать изучение процесса управления личными финансами, погружая обучающихся в реальную среду финансового рынка, адресовать к текущим данным о процентных ставках, уровне доходности финансовых активов, об условиях страхования и налогообложения, которые публикуются в открытых источниках.
В процессе проектирования обучающиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.
В процессе игры обучающиеся приобретают опыт практической деятельности в современных условиях финансового рынка, на основе которого и достигаются планируемые результаты, предусмотренные программой курса.
Метод проектов позволяет самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный результат. Тематика проектов может быть различной. В одних случаях она может быть определена преподавателем с учетом учебной ситуации, естественных профессиональных интересов и способностей обучающихся, в других тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися.
Исследовательская деятельность дает возможность обучающимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения этих проблем.
Метод case study, или "Метод ситуационного обучения" (обучения на примере разбора конкретной ситуации), лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Практику решения серьезных финансовых вопросов в конкретных условиях с учетом актуальной информации, имеющихся ресурсов и законодательных норм возможно получить при периодическом включении обучающихся в решение ситуаций, специально проработанных и предлагаемых кейс-методом.
Литература
B.B. Чумаченко, А.П. Горяев. Основы финансовой грамотности. М.: "Просвещение", 2016.
А.П. Горяев, B.B. Чумаченко. Финансовая грамота для школьников. Российская экономическая школа, 2010.
А.В. Паранич. Путеводитель по финансовому рынку. М.: И-трейд, 2010.
Н.Н. Думная, О.В. Карамова, O.A. Рябова. Как вести семейный бюджет. Учебное пособие. М.: Интеллект-центр, 2010.
Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, O.A. Рябова. Выбирая свой банк. Учебное пособие. М.: Интеллект-центр, 2010.
Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков. Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?. М.: Интеллект-центр, 2010.
Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова. Заплати налоги и спи спокойно. М.: Интеллект-центр, 2011.
Н.Н. Думная, O.A. Абелев, И.П. Николаева. Я - инвестор. М.: Интеллект-центр, 2011.
Н.И. Берзон. Основы финансовой экономики. М.: Вита-пресс, 2011.
Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность (материалы для учащихся, учебная программа, методические указания для учителя). М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
______________________________
* Направлены письмом Минпросвещения России от 02.07.2019 N 05-670.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", август 2019 г., N 16