Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 16 июля 2019 N 554-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичными экземплярами воздушных судов самолетами ОБ-31 RA-1009A и "Шмелк" RA-1349G
10.06.2017 с посадочной площадки в районе населенного пункта Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области на единичном экземпляре воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолете ОБ-31 RA-0109A выполнялись авиационно-химических работы (далее - АХР) по обработке сельскохозяйственных культур химикатами (внесение минеральных удобрений).
Полет выполнялся в воздушном пространстве класса G без связи и уведомления органов ЕС ОрВД (единая система организации воздушного движения) Самарского ЗЦ (зональный центр).
Перед вылетом на выполнение АХР самолет был дозаправлен 10 л автомобильного бензина марки АИ-95, в химический бак залито 150 л водного раствора химикатов. Взлетная масса самолета (без учета массы аппаратуры опрыскивания и массы имевшегося на борту самолета бензина) составила 540 кг, что превышало установленные эксплуатационные ограничения (максимально допустимая взлетная масса самолета 495 кг).
Через 6 мин после взлета, в процессе выполнения разворота для захода на гон, на высоте 15 м пилот допустил столкновение самолета с кроной дерева и, в последующем, с земной поверхностью.
В результате авиационного происшествия воздушное судно (далее - ВС) получило значительные механические повреждения, пилот погиб.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом ОБ-31 RA-0109A (далее - комиссия по расследованию) установлено, что командир воздушного судна (далее - КВС) не имел действующего свидетельства пилота. ЕЭВС самолет ОБ-31 RA-0109A сертификацию не проходил, летные испытания не проводились, сертификат летной годности на ВС не выдавался.
Техническая документация ВС не велась, наработки планера и двигателя не учитывались, информация об установке на ВС специального оборудования для выполнения АХР отсутствовала.
Комиссией по расследованию было также установлено, что продолжительность отдыха пилота перед полетной сменой составляла около 5 ч и не соответствовала требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной катастрофы ЕЭВС самолета ОБ-31 RA-0109A, наиболее вероятно, стала ошибка КВС в пилотировании, выразившаяся в невыдерживании безопасной высоты полета при выполнении разворота над деревьями для выхода на гон, что привело к столкновению самолета с деревом и, в последующем, с земной поверхностью.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- принятие КВС решения на продолжение полета до лесного массива вместо выполнения маневра для выхода на гон над полем, вне препятствий;
- развитие у КВС усталости вследствие укороченного времени отдыха, обусловленного поздним окончанием полетов накануне и ранним началом работы при выполнении полетов на АХР".
12.09.2018 с посадочной площадки в районе населенного пункта Подлесное Майнского района Ульяновской области на ЕЭВС самолете "Шмелк" RA-1349G выполнялись АХР по обработке сельскохозяйственного поля химикатами.
Предполетное обслуживание, осмотр ВС и его дозаправку топливом КВС проводил самостоятельно. Заправку ВС химикатами осуществлял представитель заказчика.
Полеты выполнялись в воздушном пространстве класса "G", уведомление на использование воздушного пространства в органы ЕС ОрВД не подавалось.
В период с 09:30 до 12:00 КВС выполнил 5 полетов, замечаний к работе систем самолета не было.
В 12:50 после дозаправки топливом в количестве около 40 л и заливки десиканта в бак для химикатов КВС произвел взлет и выполнил еще около 4-х гонов. В процессе выполнения маневра для захода на 5-ый гон самолет с отрицательным углом тангажа столкнулся с земной поверхностью.
В результате авиационного происшествия ВС получило значительные механические повреждения, КВС погиб.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (катастрофы) с ЕЭВС самолетом "Шмелк" RA-1349G (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что в формулярах самолета и двигателя отсутствуют записи о техническом обслуживании, установить соответствие технического обслуживания ВС установленным требованиям комиссии по расследованию не представилось возможным.
Наличие у КВС действующего свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна (максимальная взлетная масса не более 495 кг) не давало ему права выполнять полеты на легком самолете ЕЭВС "Шмелк" RA-1349G (в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета максимальная взлетная масса ВС составляет 1850 кг).
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом "Шмелк" RA-1349G явилась потеря КВС контроля за скоростью и углом крена в процессе выполнения маневра для захода на гон, что привело к выводу воздушного судна на закритические углы атаки и режим сваливания. Из-за недостатка высоты для вывода из режима сваливания произошло столкновение самолета с земной поверхностью".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС самолетами ОБ-31 RA-0109A и "Шмелк" RA-1349G приведена в Окончательных отчетах на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 16 июля 2019 г. N 554-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.