Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
по физической культуре и спорту
Челябинской области
от 20 февраля 2019 г. N 37
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве по физической культуре и спорту Челябинской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве по физической культуре и спорту Челябинской области (далее именуется - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве по физической культуре и спорту Челябинской области (далее именуется - Министерство).
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве экологии Челябинской области;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - Комиссия Министерства, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в Министерстве антимонопольного комплаенса;
"сотрудники Министерства" - государственные гражданские служащие и работники, занимающие должности, не отнесенные к государственной гражданской службе, Министерства.
3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
а) эффективность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) информационная открытость действующего в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет Министр физической культуры и спорта Челябинской области (далее именуется - Министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение сотрудниками Министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс - рисков Министерства;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемым Коллегиальным органом.
7. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, выполняет Коллегиальный орган - Комиссия (далее - Комиссия) по внутреннему контролю за соблюдением соответствия деятельности Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (антимонопольный комплаенс).
8. Структурные подразделения Министерства (отделы, управления), осуществляет свою деятельность во взаимодействии друг с другом.
9. К функциям Комиссии - относится:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе;
в) организация и функционирование антимонопольного комплаенса.
III. Выявления и оценка рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
10. В целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
11. Выявление и оценка комплаенс-рисков Министерства осуществляется структурными подразделениями (отделами, управлениями).
12. В целях выявления комплаенс-рисков в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
13. При проведении мероприятий осуществляется сбор сведений в структурных подразделениях Министерства.
14. В целях реализации положений, установленных настоящим разделом Положения, начальники структурных подразделений обеспечивают подготовку:
а) аналитической справки, содержащей результаты анализа информации;
б) предложений в карту комплаенс-рисков Министерства;
15. Начальники структурных подразделений обеспечивают представление на рассмотрение Комиссии документов в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
16. На основе анализа и сведений, представленных начальниками структурных подразделений Комиссия в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты комплаенс - рисков Министерства Челябинской области;
в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе.
17. При проведении (не реже одного раза в год) структурными подразделениями (отделами, управлениями) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
18. При проведении (не реже одного раза в год) анализа нормативных правовых актов Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Министерства в сети Интернет исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее именуется - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте Министерства в сети Интернет уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
г) представление заместителю Министра, курирующего деятельность отдела правовой работы, государственной службы и кадров работы, сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства (в срок не позднее сентября отчетного года).
19. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Комиссия реализует следующие мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте Министерства в сети Интернет проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта;
в) подготовка по итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта справки о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного правового акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству;
г) внесение изменений в случае необходимости структурным подразделением Министерства, инициировавшим издание нормативного правового акта, в проект в соответствии со справкой.
20. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства структурными подразделениями (отделами, управлениями) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
21. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Министерства.
22. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется Комиссией по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
23. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2258-р, согласно таблице 1.
|
Таблица 1 |
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения |
Существенный |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
24. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения гражданскими служащими, указанные материалы подлежат передаче в Комиссию для проведения соответствующих проверок.
25. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включаются в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Министерства
26. На основе проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
Описание рисков оформляется в виде карты комплаенс-рисков Министерства.
27. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
28. В карты комплаенс-рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
29. Карта комплаенс-рисков составляется не реже одного раза в год, утверждается Министром и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
30. Информация о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Ключевые показатели антимонопольного комплаенса
31. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
32. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для отдела юридической работы, отдела государственной службы, управления программ и проектов в области охраны окружающей среды, так и для Министерства в целом.
33. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
34. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются отделом юридической работы и утверждаются приказом Министерства на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
35. Комиссия ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей антимонопольного комплаенса.
36. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
37. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Комиссией по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
38. При оценке эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса Комиссия использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков Министерства, утвержденную Министром не отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные Министром на отчетный период;
в) план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства, утвержденный Министром на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
39. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Комиссией на подпись Министру, проект доклада представляется на утверждение в следующем порядке и сроки.
Проект доклада об антимонопольном комплаенсе предоставляется Комиссией Министру не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Комиссия обеспечивает:
- подписание проекта доклада Министром в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
- представление подписанного Министром доклада в Комиссию в течение недели с момента его подписания.
40. Комиссия утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
41. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Министерства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
4) о проведении ознакомления с антимонопольным комплаенсом сотрудников Министерства и проведении обучающих мероприятий.
42. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Министром, размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет в течение месяца с момента его утверждения.
IX. Ознакомление сотрудников Министерства с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
43. При поступлении на государственную службу в Министерство отдел правовой работы, государственной службы и кадров обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
44. Отдел правовой работы, государственной службы и кадров организует систематическое обучение сотрудников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- проведение аттестации государственных гражданских служащих.
45. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при приеме на работу сотрудников в Министерство, в том числе при переводе сотрудника на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
46. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или Комиссией Министерства признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
47. Организация повышения квалификации сотрудников Министерства в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством (не реже одного раза в три года).
48. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих, в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством (не реже одного раза в три года).
49. Информация о проведении ознакомления о проведении ознакомления с антимонопольным комплаенсом сотрудников Министерства и проведении обучающих мероприятий включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
50. Комиссия несет ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
51. Сотрудники Министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.