В целях осуществления комплексной профилактической работы по предупреждению социального сиротства, безнадзорности, правонарушений, распространения алкоголизма и наркомании среди детей, подростков и их семей, а также обеспечения межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних администрация района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних на 2019 - 2020 г." (далее Программа).
2. Ответственным исполнителям Программы обеспечить реализацию Программы в установленные сроки.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования (обнародования).
Глава района |
А.М. Маслов |
Приложение
Муниципальная программа
"Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних на 2019 - 2020 г."
(утв. постановлением администрации района от 31 июля 2019 г. N 406)
1. Паспорт программы
Наименование программы |
"Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних" |
Заказчик Программы |
Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края |
Разработчик Программы |
Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края |
Исполнитель Программы |
Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края |
Соисполнители Программы |
- Образовательные организации района - ОМВД по Верхнебуреинскому району - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края - КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Верхнебуреинскому району - Отдел культуры администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края - Отдел по физической культуре спорту туризму и молодежной политике |
Цель Программы |
Создание системы предупреждения и профилактики правонарушений и обеспечение безопасности граждан на территории муниципального образования |
Задачи Программы |
1. Повысить эффективность межведомственного взаимодействия 2. Снизить число преступлений и правонарушений, в том числе повторных. 3. Активизировать работу по профилактике токсикомании, употреблении алкоголя, курения, безнадзорности несовершеннолетних; 4. Разъяснять населению Верхнебуреинского муниципального района меры противодействия экстремизму, терроризму, а также преступлениям против собственности; 5. Осуществлять профилактику правонарушений в местах массового пребывания граждан. 6. Охватить 100% обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах дополнительным образованием 7. Обеспечить трудоустройство обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах, как в учебное время, так и в летний период - 100% |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
- Уменьшение общего числа совершаемых преступлений на 10%; - Уменьшение правонарушений, совершенных на улицах и в других общественных местах на 20%. |
Сроки реализации Программы |
2019 - 2020 |
Перечень подпрограмм |
нет |
Ресурсное обеспечение Программы |
2019 г - 2020 г. местный бюджет -80 тыс. руб. |
Этапы реализации программы |
- организационный этап - январь - февраль 2019 года - аналитико-диагностический этап - март - апрель 2019 года - этап деятельностный - май 2019 года - декабрь 2020 года |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- возросшее межведомственное взаимодействие - обеспечение общественной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах. - 100% охват обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах дополнительным образованием - 100% трудоустройство обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах как в учебное время, так и в летний период |
2. Пояснительная записка
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходим глубокий анализ основных причин, способствующих антиобщественным и противоправным действиям подростков, поиск методов и средств их устранения.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие:
- низкое качество условий жизни в отдельных семьях, имеющих несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
- отсутствие контроля время провождения подростками со стороны семьи и образовательных учреждений;
- леность и безразличие поколения родителей, рожденных в 90-е годы к судьбе своих детей;
- увеличение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- недостаточное взаимодействие служб системы профилактики преступлений.
Сложная криминогенная обстановка в районе заставляет вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении подростков, в том числе правонарушений.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения все это препятствует развитию личностных и волевых качеств ребенка, отсутствие должного внимания со стороны служб системы профилактики, приводит к асоциальному поведению, а в дальнейшем к безнадзорности и правонарушениям. Только за 2018 год район покинуло более тысячи молодых граждан, способных создать полноценные семьи. Анализ выбывающих семей из района показывает, что мигрируют в основном успешные молодые люди, в то время как остаются менее мобильные, склонные к бездействию, группы людей. Дети, проживающие в таких семьях как, правило, безнадзорны и склонны к правонарушениям. В свете этого, одной из актуальных проблем является профилактика и борьба с правонарушениями и преступностью подростков и молодежи.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и подростков, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех в учебно-воспитательный процесс.
Представленная программа позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подростков, лишенных заботы и внимания со стороны взрослых, а особенно родителей, подростков, живущих в неблагополучных семьях, а также, во внеурочное время, предоставленных самим себе.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Подростки считают совершенные ими деяния малозначительными, не влекущими за собой наказания. Это вызвано низкой информированностью по правовым вопросам.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
В связи с этим, особое внимание в районе уделяется развитию дополнительного образования, в том числе в общеобразовательных учреждениях.
Предметом пристального внимания в школе должно стать вовлечение подростков в систему дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Дополнительным образованием в районе охвачено 83 процента школьников.
Благодаря вовлечению учащихся в различные кружки и спортивные секции, организации досуга детей, взаимодействию с семьями наших учеников, проведение профилактической работы, можно отметить следующие положительные результаты - значительно уменьшилось количество курящих детей.
Дополнительное образование в образовательных учреждениях Верхнебуреинского муниципального района является основным звеном в системе непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем: организация досуга, формирование коммуникативных навыков, выбор жизненных ценностей, саморазвитие и саморегуляция, профессиональное самоопределение обучающихся.
Основными показателями, характеризующими развитие системы дополнительного образования в районе, являются следующие показатели:
увеличение доли детей дошкольного возраста, охваченных дополнительным образованием |
- до 80 процентов |
сохранение показателя по охвату детей от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования |
- 84,2 процента от общего числа детей. |
увеличение охвата детей услугами дополнительного образования по следующим направленностям: |
- техническое творчество, - естественно-научное, - туристко-краеведческое, - физкультурно-спортивное. |
Сеть организаций дополнительного образования района представляют:
- 3 специализированных учреждения дополнительного образования, охватывающие - 2414 детей и подростков,
- 18 общеобразовательных организаций с охватом доп. образованием 1884 учащихся.
- 11 учреждений дошкольного образования, в которых охват детей дополнительным образованием составляет 664 человек.
- 2 учреждения дополнительного образования, находящихся в ведении отдела культуры района с охватом 460 учащихся.
Дополнительное образование в Верхнебуреинском районе | ||
Виды учреждений |
Количество учреждений |
Количество воспитанников |
Учреждения дополнительного образования |
3 (ДЮСШ, ЦРТДиЮ, ЦВР п. Новый Ургал) |
2414 |
Общеобразовательные организации |
18 |
1884 |
Дошкольные образовательные организации |
11 |
664 |
Учреждения культуры |
2 |
460 |
Кроме того, в сферу дополнительного образования включены такие общественные спортивные организации как:
- Киокусинкай каратэ-до (в п. Чегдомын: количество воспитанников - 40 человек; в п. Новый Ургал: количество воспитанников спортивного клуба "Барс" - 120 человек.
- Новоургальский туристический клуб "Ургальские непоседы" (количество обучающихся - 30 человек).
На базе МБУ ДО ЦРТДиЮ Верхнебуреинского муниципального района в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" создан муниципальный опорный центр (МОЦ) дополнительного образования детей.
Направления деятельности дополнительного образования в районе:
Направленность |
Всего воспитанников |
из них |
Виды учреждений |
Количество воспитанников |
|
Всего воспитанников |
из них ОВЗ |
||||
Техническое |
417 |
21 |
ОДО |
185 |
8 |
ОУ |
175 |
112 |
|||
ДОУ |
57 |
2 |
|||
Физкультурно-спортивное |
1404 |
49 |
ОДО |
587 |
14 |
ОУ |
780 |
33 |
|||
ДОУ |
37 |
2 |
|||
Художественно-эстетическое |
1561 |
114 |
ОДО |
782 |
40 |
ОУ |
500 |
29 |
|||
ДОУ |
279 |
45 |
|||
Туристско-краеведческое |
204 |
5 |
ОДО |
149 |
- |
ОУ |
40 |
5 |
|||
ДОУ |
15 |
- |
|||
Естественно-научное |
433 |
25 |
ОДО |
283 |
13 |
ОУ |
105, |
1 |
|||
ДОУ |
45 |
11 |
|||
Социально-педагогическое |
913 |
78 |
ОДО |
398 |
23 |
ОУ |
284 |
13 |
|||
ДОУ |
231 |
32 |
В районе третий год реализуется социально-образовательного проект: "Создание в школе индивидуальной образовательной среды, направленной на формирование у обучающихся навыков успешного профессионального самоопределения" . В рамках проекта организуются следующие мероприятия:
- прохождение профессиональных проб учащимися 8-9 классов.
- организация техникум-классов на базе КГБ ПОУ "Чегдомынский горно-технологический техникум"
- организация обучения в учебном комбинате ОА "Ургалуголь"
- организация обучения в ОАО РЖД (в МБОУ СОШ N 11 им. А.А. Абрамова с 9 класса ребята знакомятся с профессиями железнодорожной направленности, а летом выезжают в Хабаровск и в течение 10 дней работают на детской железной дороге. По окончании 11 класса они получают целевые направления в железнодорожную академию.)
- организация работы очно-заочной психолого-педагогической школы
- организация работы педагогических классов
Районные марафоны по профессиональной ориентации.
В общеобразовательных организациях Верхнебуреинского района, расположенных в сельской местности созданы условия для занятий физической культурой и спортом.
Произведен ремонт спортивных залов сельских школ N 5 п. ЦЭС, N 17 п. Тырма, N 22 п. Этыркэн, а также частичный ремонт спортивного зала Центра развития детей и творчества детей и юношества п. Чегдомын. Мониторинг эффективности воспитательной работы показал:
- уменьшение числа курящих подростков до 15%;
- повысилась активность учащихся при проведении классных и школьных мероприятий;
- значительно сократилось количество опозданий и пропусков занятий по неуважительной причине.
- улучшились итоговые оценки учащихся. Дети проявляют живой интерес к различным дисциплинам;
- повысилась ответственность учащихся за выполнение поручений;
- во многих семьях улучшились отношения между родителями и детьми;
- участие детей в различных спортивных и праздничных мероприятиях способствуют развитию дружеских отношений, поддержке, и взаимовыручке;
- значительно развиваются личностные качества каждого ребенка, занимающегося в системе дополнительного образования;
- создаются условия для общения учащихся во внеурочное время, что значительно сократило количество правонарушений несовершеннолетними;
- у детей появилась устойчивая потребность в познании и творчестве, а также в активном участии в различных школьных мероприятиях;
- для многих учащихся процесс обучения становится личностно значимым;
- дети получили прекрасную возможность интересно и плодотворно проводить свободное время.
Всего в районе насчитывается 84 подростка, стоящих на различных видах учета, некоторые дети числятся в двух, а то и трех списках: 23 состоят на учете в ОПДН ОМВД, из которых 17 школьники, 62 подростка стоят на внутришкольном учете, в районе зарегистрировано 26 социально опасных семей, в которых проживает 93 ребенка. Необходимо отметить, что ряд подростков нуждается в постоянном сопровождении их врачом психиатром, другим необходима помощь психолога.
Нормативно-правовая база профилактики правонарушений несовершеннолетних
- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).
- Страсбургская декларация. Деонтологический Кодекс. Принята 21 октября 1990 года
- Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении н/летних (Пекинские правила, принятые Генеральной ассамблеей ООН 29.11.1985 года).
- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г, вступила в силу 25 декабря 1993 года
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, в ред. от 27.07.2010.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011).
- Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996 года, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011.
- Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
- Жилищный Кодекс РФ.
- Трудовой Кодекс РФ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 24.06.1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" .
- Федеральный закон от 08.01.98 N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "3-ФЗ"
- Федеральный закон от 24.07.98 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "124-ФЗ"
.- Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания".
3. Концептуальные подходы и понятийный аппарат
Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие определения профилактики:
- использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
- в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
- научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
- Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
- Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на: создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения.
На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН и ЗП - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ИДН
- инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы, родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также центр социальной поддержки населения по Верхнебуреинскому району.
Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.
Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.
На этом уровне, в рамках профилактики, школьники направляются в различного рода специализированные учреждения, расположенные на территории Хабаровского края, осуществляющие процесс перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.
Управление образования активно работает по внедрению в общеобразовательных организациях активных методов профилактики правонарушений и преступлений.
В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности образовательных организаций по ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
- центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
- социально-педагогическая деятельность школ предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
- интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
- поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
- создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков.
Содержание социально-педагогической деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени:
- собственно учебная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени);
- спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);
- трудовая деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- учебно-исследовательская деятельность.
Все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и организаций дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Этапы реализации программы.
Организационный этап.
1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОМВД , КДН и ЗП.
2. Организация работы Советов профилактики в школах района.
3. Организация тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних с привлечением различных субъектов профилактики.
4. Планирование работы по профилактике правонарушений совместно с районной КДНиЗП и ОППДН.
5. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном контроле.
6. Проведение районных операций "Подросток" , "Помоги собраться в школу", "гарантии права на общее образование каждому подростку" (выявление обучающихся, не посещающих школу).
Аналитико-диагностический этап
1. Сбор информации от образовательных учреждений об обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах, в группе риска и на внутришкольном учете.
2. Сбор информации о СОПах
3. Анализ данных из общеобразовательных учреждений на предмет пропусков уроков без уважительных причин
4. Определение направления профилактической деятельности.
5. Анализ информации, поступившей из ОМВД и КДНиЗП
На данном этапе используются следующие методы и приемы: мониторинг, тестирование, анализ документации.
Диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями, в некоторых случаях с привлечением психолога или специалистов ЦПП МСП.
Деятельностный этап
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, принимать существующие правила нравственности.
Внеурочная деятельность учащихся должна быть наполнена интересным и увлекательным содержанием.
Чем больше ребенок будет занят во внеурочное время, тем меньше у него будет времени на совершение правонарушений.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств ребенка. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком в будущем станет наш учащийся. С этой целью каждая школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему
На этом этапе реализуется несколько направлений деятельности: Предупредительно-профилактическая деятельность, организуемая в школах района:
- реализация системы воспитательной работы в школах района;
- проведение мероприятий совместно с ОПДН;
- классные часы по пожарной безопасности, ПДД;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
Организация досуговой деятельности учащихся "группы риска":
- Вовлечение учащихся "группы риска" в кружки и спортивные секции;
- Вовлечение учащихся в проектную деятельность;
- Охват организованным отдыхом подростков "группы риска" в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
- Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
- Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Профилактическая работа с родителями:
- Педагогический всеобуч.
- "День открытых дверей" для родителей.
- Районное родительское собрание.
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
5. Оценочный этап
Цель: Определение эффективности профилактической деятельности.
На этом этапе работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится в рамках аналитической деятельности - изучения результатов, выявление причин, выработка направления дальнейшей деятельности осуществляется совместно со специалистами ЦПП МСП, субъектов профилактики.
Определение результативности:
- снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних;
- выявление причин и условий совершения правонарушений несовершеннолетними;
- определение форм и методов деятельности школ по вовлечению в досуговую деятельность детей "группы риска";
- повышение правовой грамотности родителей и педагогов в профилактике правонарушений.
Специалисты, привлекаемые к реализации программы:
- члены КДН и ЗП
- специалисты управления образования;
- педагоги-психологи специалисты ЦПП МСП;
- руководители учреждений дополнительного образования;
- Представители Управляющих Советов школ;
- Отдел по спорту, туризму и молодежной политике.
- Районная КДНиЗП
- КГКУ ЦСПН
- КГКУ ЦЗН
- ОПДН РОВД Условия реализации программы:
- комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних;
- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися;
- активизация работы школ по вовлечению подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
- наличие помещений для проведения досуговой деятельности.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня социальной адаптации учащихся;
- Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми на 10 процентов.
- Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета на 15 процентов.
- Снижение количества пропусков уроков по неуважительной причине.
- Повышение правовой грамотности родителей и учащихся.
- Повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.
Точки риска при реализации программы:
- недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков;
- нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков;
- невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности;
- отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами;
- невозможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей во внеурочное время.
Ожидаемый результат реализации программы
1. Повышение уровня защищенности населения от правонарушений и преступлений, совершаемых подростками;
2. обеспечение общественной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах.
3. 100% охват обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах дополнительным образованием;
4. 100% трудоустройство обучающихся, стоящих на учете в надзорных органах, как в учебное время, так и в летний период;
5. снижение числа преступлений на 10%;
6. снижение правонарушений в общественных местах на 10%;
7. активизация совместной деятельности между всеми организациями системы профилактики подростковой преступности.
План мероприятий
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2019 - 2020 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственный за выполнение |
|
1 |
Проведение сверки несовершеннолетних, обучающихся школ 1 - 11 классов, состоящих на ВШК, учетах КДН и ЗП, ОПДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы. |
Январь 2019 |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию управления образования |
|
2 |
Проведение сверки опекаемых детей 1 - 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям социальной, психологической, юридической помощи |
Январь 2019 |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию управления образования |
|
3 |
Разработка мероприятий по профилактики правонарушений и преступлений среди подростков |
Февраль 2019 |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию управления образования; Инспектор ОПДН, Представители социальной защиты. |
|
4 |
Планирование рейдовых мероприятий в семьи подростков склонных к правонарушениям |
Февраль 2019 |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию управления образования, Инспектор ОПДН, Представители социальной защиты. |
|
5 |
Заключение соглашений о взаимодействии общеобразовательных организаций с ОМВД по Верхнебуреинскому району, Центром занятости, Центром социальной поддержки населения, Центром психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, Чегдомынским горно-технологическим техникумом |
Февраль 2019 Февраль 2020 |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию управления образования Члены КДН и ЗП |
|
6 |
Организация мониторинга семей СОП |
Март |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию, Директора школ, Специалисты центра социальной поддержки населения |
|
7 |
Проведение ТМППК |
По своему плану |
ЦППС и МП |
|
8 |
Мониторинг занятости в дополнительном образовании детей и подростков группы риска |
Март |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию, директора школ и учреждений дополнительного образования |
|
9 |
Анализ представленных документов по организации профилактики правонарушений |
Март - апрель 2019 |
Директора образовательных организаций, Специалисты ОМВД по Верхнебуреинскому району, Специалисты прокуратуры, ЛОВД, КДН и ЗП |
|
10 |
Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период |
Март - апрель 2019 |
Ведущий специалист по воспитанию и дополнительному образованию, специалисты центра занятости населения |
|
11 |
"Дни тени" профориентационная игра |
Декабрь 2019 Декабрь 2020 |
Специалисты управления образования, Многопрофильный лицей, общеобразовательные учреждения |
|
12 |
"Школа юных горняков" профориентационная смена |
Июнь 2019 Июнь 2020 |
Горно-технологический техникум, Многопрофильный лицей, общеобразовательные учреждения |
|
13 |
Конференции и семинары по развитию бизнеса |
Апрель 2019 Апрель 2020 Ноябрь 2019 Ноябрь 2020 |
Специалисты управления образования Многопрофильный лицей, общеобразовательные учреждения |
|
14 |
Проведение Дня открытых дверей в учреждениях дополнительного образования |
Сентябрь 2019 Сентябрь 2020 |
Специалисты управления образования, Директора школ, Специалисты ЦПП МСП, Инспекторы ОПДН РОВД |
|
15 |
Права, обязанности школьников Классные часы |
Сентябрь - май 2019-2020 |
Директора школ, Специалисты ЦПП МСП, Инспекторы ОПДН РОВД |
|
16 |
Права и обязанности семьи. |
Сентябрь - май |
Директора школ |
|
17 |
Родительские собрания |
2019-2020 |
Специалисты ЦПП МСП, Инспекторы ОПДН РОВД |
|
18 |
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни. Родительские собрания |
Сентябрь - май 2019-2020 |
Директора школ Специалисты ЦПП МСП, Инспекторы ОПДН РОВД |
|
19 |
"Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме" Классные часы, индивидуальные беседы |
Сентябрь - май 2019-2020 |
Директора школ Специалисты ЦПП МСП, Инспекторы ОПДН РОВД |
|
20 |
"Причина детских суицидов" Семинар для психологов школ и классных руководителей |
Сентябрь - май 2019-2020 |
специалисты ЦПП МСП |
|
21 |
Свободное время и развлечения, учащихся в свободное от учебы время. Круглый стол для классных руководителей |
Сентябрь - май 2019-2020 |
специалисты ЦПП МСП |
|
22 |
Проведение семинара для заместителей директоров школ, социальных педагогов, психологов "О психологических особенностях детей в подростковом периоде, профилактика суицидов среди обучающихся, профилактика правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории района, направленных на предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства учащихся. |
Октябрь 2019 Октябрь 2020 |
специалисты ЦПП МСП |
|
23 |
Рейдовые мероприятия по семьям СОП и семьям с детьми, стоящими на учете в надзорных органах |
ежемесячно |
Директора школ, родительский комитет, члены управляющего совета |
|
24 |
Акция "Помоги собраться в школу" |
Июнь - сентябрь 2019 - 2020 |
Директора школ, родительский комитет, члены управляющего совета, ЦПП МСП, КГКУ ЦСПН |
|
25 |
Акция "Подросток" |
Июнь - октябрь 2019-2020 |
ОПДН РОВД, Директора школ, родительский комитет, члены управляющего совета, специалисты управления образования |
|
26 |
Акция "Гарантии права на общее образование каждому ребенку" |
Июнь - октябрь 2019-2020 |
ОПДН РОВД, Директора школ, родительский комитет, члены управляющего совета, специалисты управления образования, ЦПП МСП |
|
27 |
День открытых дверей учреждений дополнительного образования |
Март - сентябрь 2019 - 2020 |
Директора школ, специалисты управления образования, члены районной КДН и ЗП |
|
28 |
Открытие специализированного класса "Класс полиции" |
01.09.2019 |
Многопрофильный лицей П. Чегдомын |
|
29 |
Открытие специализированного класса МЧС |
01.09.2019 |
МБОУ СОШ N 10 П. Чегдомын |
|
30 |
Открытие специализированного класса "РЖД" |
|
МБОУ СОШ N 11 П. Новый Ургал |
|
31 |
Участие в заседаниях педагогических советов школ специалистов управления образования, ЦПП МСП |
по плану работы управления образования |
Ведущий специалист управления образования, специалисты ЦПП МСП |
|
32 |
Проведение семинаров, конференций, круглых столов по темам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних и предупреждению жестокого обращения с детьми |
по плану работы управления образования |
Ведущий специалист управления образования, специалисты ЦПП МСП |
|
33 |
Вовлечение педагогической общественности в рейдовые мероприятия в места скопления несовершеннолетних, асоциальные семьи |
по плану работы управления образования |
Ведущий специалист управления образования, специалисты ЦПП МСП |
|
34 |
Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями "группы риска" в школах , анализ, рекомендации. |
по плану работы управления образования |
Ведущий специалист управления образования, специалисты ЦПП МСП |
|
35 |
Проведение индивидуальных консультаций. |
в течение года |
специалисты ЦПП МСП |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 31 июля 2019 г. N 406 "Об утверждении муниципальной программы "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних на 2019 - 2020 г."
Настоящее постановление вступает в силу с 7 августа 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края https://vbradm.khabkrai.ru 7 августа 2019 г.