Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2019 г. N 49-АПА19-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Саитовой Рамили Хамитьяновны на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Саитовой Рамили Хамитьяновны о признании незаконным бездействия Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, обязании предоставить персональные данные депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Башкортостан, продлить срок предоставления подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимых для регистрации кандидатом на должность Главы Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30 мая 2019 года N ГС-478 "О назначении выборов Главы Республики Башкортостан" назначены выборы Главы Республики Башкортостан на 8 сентября 2019 года.
Саитова Р.Х., выдвинутая региональным отделением политической партии "Российская социалистическая партия" Республики Башкортостан кандидатом на должность Главы Республики Башкортостан, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, выразившегося в не предоставлении персональных данных депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Башкортостан, обязании предоставить персональные данные депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Башкортостан, которые не поддержали кандидата, продлить срок предоставления необходимых для регистрации кандидатом на должность Главы Республики Башкортостан подписей депутатов представительных органов муниципальных образований.
В обоснование своих требований заявитель указала, что административный ответчик не предоставил Саитовой Р.Х. персональные данные депутатов, чем нарушил ее право на сбор подписей депутатов со дня выдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и ее право быть зарегистрированной при наличии необходимого количества подписей депутатов. В связи с задержкой публичным акционерным обществом "Сбербанк России" направления логина и пароля от входа в личный кабинет для доступа к специальному избирательному счету на 10 календарных дней, Саитова Р.Х. была лишена возможности своевременно оплатить печать листов поддержки кандидата и приступить к сбору подписей на подписных листах.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Саитова Р.Х. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решением суда разрешен вопрос о правах и об обязанностях политической партии "Российская социалистическая партия", бездействие административного ответчика создает угрозу ликвидации указанной политической партии как не принимающую участия в выборах. Персональные данные депутатов представительных органов муниципальных образований могут быть получены только от избирательной комиссии, не предоставление таких данных нарушает права административного истца быть зарегистрированным при наличии необходимого количества подписей депутатов. Вместе с тем, получение персональных данных другими кандидатами на должность Г лавы Республики Башкортостан нарушает равенство прав кандидатов. Кроме того, публичное акционерное общество "Сбербанк России" не уведомило административного истца о реквизитах специального избирательного счета, в связи с чем Саитова Р.Х. была лишена своего права использовать средства на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", определяющей используемые в указанном Федеральном законе понятия, отражено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
Из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" следует, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных, за исключением отдельных случаев. В частности, не требуется согласия субъекта персональных данных в случае обработки персональных данных на основании федерального закона, необходимой для достижения целей осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Как указано в подпункте 22 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогично отраженном подпункте 20 статьи 2 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з, избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Из части 2 статьи 20 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з следует, что Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан является государственным органом Республики Башкортостан, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Республике Башкортостан в соответствии с её компетенцией, установленной федеральным законодательством, настоящим Кодексом, иными законами Республики Башкортостан.
Вышеизложенные положения в своей совокупности позволяют сделать вывод о том, что полномочия региональной избирательной комиссии по обработке персональных данных должны быть направлены исключительно на организацию подготовки и проведения выборов.
Исходя из статуса Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, определенного, в том числе частью 9 статьи 20 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з, не предусмотрено наличие обязанности Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по передаче персональных данных депутатов представительных органов муниципальных образований непосредственно кандидатам на должность Главы Республики Башкортостан.
Доводы Саитовой Р.Х. о том, что Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан должна была предоставить административному истцу персональные данные депутатов представительных органов муниципальных образований, не основаны на положениях федерального и регионального законодательства о выборах.
Кандидат на должность Главы Республики Башкортостан, как это указано в пунктах 1 и 2 части 2.1 статьи 48 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з, представляет для регистрации в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, а также список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата.
В силу части 17 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з списки депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, поддержавших кандидатов на должность Главы Республики Башкортостан, размещаются на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как верно указал суд первой инстанции, обязанность Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по размещению на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" списка депутатов, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность Главы Республики Башкортостан, была исполнена.
Оценивая требования заявителя о передаче ему персональных данных либо об обеспечении доступа к персональным данным депутатов представительных органов муниципальных образований, суд первой инстанции обоснованно счел данные требования нарушающими положения статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 52 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з, гарантирующих равенство прав кандидатов при осуществлении своих полномочий.
Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах районных администраций муниципальных районов Республики Башкортостан и сельских Советов муниципальных районов содержатся сведения о депутатах соответствующих представительных органов, которыми административный истец имел возможность воспользоваться для сбора подписей данных депутатов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права административного истца быть зарегистрированным при наличии необходимого количества подписей депутатов не нарушены действиями (бездействием) Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, которая реализовывала свои полномочия исключительно в целях организации и обеспечения подготовки и проведения выборов при соблюдении принципа равенства кандидатов на должность главы субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик обеспечил персональными данными депутатов представительных органов муниципальных образований других кандидатов на должность Главы Республики Башкортостан, как верно указал суд, не подтверждается материалами дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных Саитовой Р.Х. требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы заявителя об отсутствии у нее логина и пароля от входа в личный кабинет, размещенный на сайте публичного акционерного общества "Сбербанк России" и предполагающий использование системы дистанционного банковского обслуживания, не относится к реквизитам специального избирательного счета и не предполагает наличие препятствий в его пользовании. Кроме того, как следует из заявления Саитовой Р.Х. о присоединении к условиям предоставления услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания "Сбербанк Бизнес Онлайн" от 21 июня 2019 года, заявитель указала желаемый логин, адрес электронной почты и номер телефона для направления сообщений. Из представленного административным ответчиком в материалы дела ответа публичного акционерного общества "Сбербанк России" от 17 июля 2019 года N 190712-0191-714200 следует, что Саитовой Р.Х. в тот же день (21 июня 2019 года) был направлен транспортный пароль, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца как выдвинутого на должность Главы Республики Башкортостан кандидата.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При проверке судебного акта в апелляционном порядке Судебной коллегией отмечено, что верховным судом республики рассмотрено дело, подсудное районному суду.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума (пункт 7 часть 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
Под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнила.
Из приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также содержания административного искового заявления и приложенных к нему документов, пояснений и требований административного истца Саитовой Р.Х. следует, что она фактически оспаривает бездействие Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, которое не предполагает в силу закона рассмотрение в коллегиальном составе и принятие решения по обращению административного истца.
Исходя из вышеизложенного, по заявленным Саитовой Р.Х. требованиям верховным судом республики рассмотрено дело, подсудное районному суду в качестве суда первой инстанции.
Как следует из части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, как это следует из пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Судебной коллегией установлено, что никто из лиц, участвующих в деле, не заявлял ходатайства о неподсудности данного дела Верховному Суду Республики Башкортостан. В апелляционной жалобе также не имеется ссылки на нарушение правил подсудности.
Учитывая, что решение суда является правильным по существу, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саитовой Рамили Хамитьяновны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2019 г. N 49-АПА19-26
Текст определения опубликован не был