Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Бердска Новосибирской области от 12 февраля 2015 г. N 543 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению администрации
города Бердска
от 31 марта 2014 г. N 1182
Муниципальная программа
"Молодежь города Бердска на период 2014 - 2016 годы"
Бердск, 2014
12 февраля 2015 г.
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Молодежь города Бердска на период 2014 - 2016 годы" |
Основание для разработки программы |
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный Закон Российской Федерации от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный Закон Российской Федерации от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р; Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 гг.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795; Закон Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ "О молодежной политике в Новосибирской области"; Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития г. Бердска до 2025 года, утвержденные решением Совета депутатов г. Бердска от 06.11.2008 N 455. |
Заказчик программы |
Администрация города Бердска |
Разработчик программы |
Муниципальное бюджетное учреждение "Отдел по делам молодежи" (далее также - МБУ "ОДМ") |
Цели программы |
Создание модели муниципальной молодежной политики, основанной на принципе непосредственного, прямого включения молодых людей в формирование и реализацию процессов социально-экономического, общественно-политического, культурного развития муниципального образования и местного сообщества |
Задачи программы |
1) развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; 2) создание условий для построения профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства; 3) формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; 4) вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие творческой, научной, интеллектуальной деятельности в молодежной среде; 5) содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов; 6) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, профилактика социальных болезней; 7) развитие инфраструктуры, информационно-методическое и кадровое обеспечение молодежной политики на уровне муниципального образования. |
Срок реализации программы |
2014- 2016 годы |
Исполнители мероприятий программы |
1. МБУ "ОДМ"; 2. МКУ "УО и МП" |
Основные направления программы |
1. Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, создание условий для построения молодежью профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства (проект "Твоя карьера"). 2. Развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединений (проект "Быть успешным"). 3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде (проект "Здоровое поколение"). 4. Вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие творческой, научной, интеллектуальной деятельности в молодежной среде (проект "Городской ритм"). 5. Содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов (проект "Молодая семья"). 6. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи (подпрограмма "Воспитания гражданственности и патриотизма"). |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование осуществляется за счет средств бюджета города Бердска в объеме 8113,0 тыс. руб., из них: 2014 год - 3293,0 тыс. руб. 2015 год - 2610,0 тыс. руб. 2016 год - 2210,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
1. Увеличение количества подростков и молодежи, охваченных мероприятиями круглогодичной занятости, профориентации в рамках проекта "Твоя карьера" в 3 раза. 2. Увеличение количества молодежи, вовлеченной в общественную жизнь города через деятельность молодежных общественных организаций, Советов, волонтерское движение в рамках проекта "Быть успешным" в 2,5 раза. 3. Увеличение количества молодежи, вовлеченной в развивающие формы досуга, мероприятия, акции по профилактике наркомании, алкоголизма, курения, пропаганде здорового образа жизни в рамках реализации проекта "Здоровое поколение" в 2,1 раза. 4. Увеличение количества молодежи, включенной в работу Клубов молодых семей, организованные формы семейного досуга, занятости в рамках реализации проекта "Молодая семья" в 3 раза. 5. Увеличение количества молодежи, участвующей в творческих, интеллектуальных конкурсах, мероприятиях, молодежных уличных движениях в рамках проекта "Городской ритм" в 2 раза. 6. Количество молодежи, участвующей в деятельности патриотических клубов, объединений, охваченной мероприятиями духовно-нравственной, патриотической направленности в рамках подпрограммы "Воспитание гражданственности и патриотизма" в 2,3 раза. |
Контроль за реализацией программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель главы администрации по социальным вопросам. |
II. Общие положения
1. Введение
1. Муниципальная программа "Молодежь города Бердска на период 2014 - 2016 годы" (далее также - программа) разработана в соответствии с Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р; Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегией и Комплексной программой социально-экономического развития г. Бердска до 2015 года, утвержденной решением Совета депутатов 06.11.2008 N 455, порядком формирования и методики оценки эффективности реализации муниципальных программ города Бердска, утвержденным постановление администрации города Бердска от 08.10.2013 N 3974.
2. Муниципальная программа "Молодежь города Бердска на период 2014 - 2016 годы" является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, основанной на принципе непосредственного, прямого включения молодых людей в формирование и реализацию процессов социально-экономического, общественно-политического, культурного развития муниципального образования и местного сообщества.
3. Молодежная политика на уровне муниципального образования формируется и реализуется органами муниципальной власти при участии молодежных и детских общественных организаций, объединений, юридических и физических лиц.
4. Настоящая программа ориентирована на жителей города Бердска Новосибирской области в возрасте от 14 до 30 лет, а также на молодые семьи.
2. Анализ и актуальность исходного состояния проблемы
1. По данным отдела статистики города Бердска на октябрь 2014 года при показателях населения города Бердска в 101,7 тыс. человек, численность молодежи, в возрасте от 14 до 30 лет, составляет 22,5 тыс. человек (22,1% от общей численности населения города).
2. Молодежь является стратегическим ресурсом любого города, области, страны в целом, основой безопасности и развития государства, его настоящим и будущим.
Реализация молодежной политики на муниципальном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.
3. В настоящее время выстроенная в городе система межведомственного взаимодействия имеет возможность организовать выработку комплексных мер (в том числе программ и проектов), обеспечивающих скоординированную работу муниципальных и общественных структур в молодежной сфере и выступает заказчиком на реализацию этих мер.
4. Основополагающим документом, определяющим векторы развития молодежной политики в городе стала программа "Молодежь г. Бердска", которая пролонгируется с 2000 года.
За период реализации программы сформированы необходимые условия для активного включения молодежи в процессы социально-экономического развития. Достигнуты определенные успехи по созданию системы взаимодействия и управления по линии молодежной политики: общественные организации, инициативные группы молодежи, Советы молодежи в организациях и учреждениях включены в общественную жизнь города.
5. Развернута деятельность молодежных проектно-образовательных, дискуссионных площадок (Форум молодежи, Форум "Перспективы инновационного развития города Бердска", Слет работающей молодежи, Слет лидеров и активистов школьного и студенческого самоуправления "Твой успех", Школа молодежного актива, Школа волонтера, Школа аниматора, Школа журналистики, городской поисковый отряд "Кондор", молодежное телевидение "ГИД"), направленных на развитие инновационных компетенций у молодых людей.
6. Заложена основа системы информационного обеспечения молодежи, в частности по предоставлению информации об услугах, оказываемых учреждениями в сфере молодежной политики. Создан, и успешно функционирует, Молодежный ресурсный центр. В целом по сравнению с 2012 годом в 2,5 раза наблюдается рост обращений молодежи по вопросам получения информации.
7. В городе сохранена система межведомственного взаимодействия в направлении воспитания гражданственности и патриотизма, в 2009 году создан Центр патриотического воспитания граждан. За период с 2010 по 2013 годы в Бердске работало 13 военно-патриотических клубов на базе образовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования, 2 патриотических клуба имеют статус общественных организаций.
8. Ведется работа по поиску и перезахоронению солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, ежегодно организуются поисковые экспедиции отряда "Кондор" в г. Белый Тверской области.
9. Создана система стимулирования и поддержки молодых бердчан, направленная на становление и развитие интеллектуального потенциала молодежи, размер стипендии составляет 1000 рублей.
10. Успешно реализованы мероприятия, направленные на развитие потенциальных возможностей молодых людей, выявление и поддержку талантливой молодежи, о чем свидетельствует увеличение в 2013 году по сравнению с 2010 годом количества молодых людей, задействованных в фестивалях и праздниках в 3,5 раза.
Молодежь города активно включается в волонтерскую деятельность, участвуя в реализации социально значимых проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди детей и подростков.
11. Однако, наряду с положительными тенденциями в реализации молодежной политики, остается ряд ключевых моментов, свидетельствующих о существующих проблемах:
1) остается относительно невысокий уровень социальной ответственности, деловой и политической активности молодежи. Результаты социологических исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. 50% респондентов считают, что общественные организации нужны, однако только 15% являются активными участниками общественной жизни учреждения, города, являются членами молодежных общественных организаций;
2) низкий интерес молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации экономики;
3) наблюдается слабая конкурентоспособность выпускников учебных заведений профессионального образования на рынке труда, невысокая активность молодежи в сфере молодежного предпринимательства. В социально-экономическом плане молодежь представляет кадровый ресурс для любого региона. На сегодняшний день в г. Бердске, Новосибирской области ощущается нехватка рабочих кадров, специалистов по многим отраслям промышленности, производства. В том числе номенклатура вакансий, предлагаемая студенческой молодежи и молодым специалистам, не отвечает запросам на повышение качества жизни со стороны молодежи;
4) остается достаточно высоким уровень разводов среди молодых пар, наблюдается увеличение числа молодых пар, которые проживают без юридического оформления брака, что приводит к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей;
5) существует социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность. В этой ситуации возможно формирование изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие - социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни;
6) одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей, особенно имеющих детей;
7) остается невысоким уровень культуры здорового образа жизни молодежи, распространение наркомании, алкоголизма в молодежной среде. В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья подростков, одной из основных причин можно выделить ведение нездорового образа жизни;
8) остается достаточно высоким уровень криминализации подростковой и молодежной среды, имеет место проблема безнадзорности несовершеннолетних, как одного из значительных факторов, влияющих на уровень подростковой преступности;
9) несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Материально-техническое состояние Молодежного ресурсного центра, Центра патриотического воспитания граждан, клубов по месту жительства требует обновления материально-технической базы, внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий.
12. В связи со стремительным старением населения сегодняшние 14-25 летние жители г. Бердска станут основным трудовым ресурсом города, и области, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Также от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы социально-экономического развития города.
13. В качестве основной проблемы программа рассматривает неполную включенность молодежи в жизнедеятельность городского сообщества, которая проявляется на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии, снижения экономической активности.
Вместе с тем, молодежь обладает позитивным потенциалом, который проявляется в мобильности, инициативности, восприимчивости к инновационным изменениям. Для того, чтобы у молодого поколения сформировались духовно-нравственные ценности, гражданское самосознание, укрепилась вера в собственные силы, необходимо создавать условия, включая саму молодежь в общественные процессы, давая возможность выбора в самоопределении и в самореализации.
14. Программно-целевой метод решения проблем позволяет рассматривать молодежь не только в качестве целевой группы программы, но и как основной кадровый ресурс.
15. Применение комплексного подхода к решению проблем подростково-молодежной среды, внедрение системы индикаторов качества предоставления муниципальной услуги по работе с молодежью, позволит значительно повысить степень эффективности мероприятий, объединить ресурсы гражданского общества и органов местного самоуправления, целенаправленно влиять на развитие в целом сферы молодежной политики на территории города Бердска.
III. Цели и задачи программы
1. Целью программы является создание модели муниципальной молодежной политики, основанной на принципе непосредственного, прямого включения молодых людей в формирование и реализацию процессов социально-экономического, общественно-политического, культурного развития муниципального образования и местного сообщества.
2. На этой программно-целевой основе предусматривается решение следующих конкретных задач:
1) развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
2) создание условий для построения профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства;
3) формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
4) вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие творческой, научной, интеллектуальной деятельности в молодежной среде;
5) содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов;
6) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, профилактика социальных болезней;
7) развитие инфраструктуры, информационно-методическое и кадровое обеспечение молодежной политики на уровне муниципального образования.
IV. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Нормативной правовой базой для разработки программы являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3) Федеральный Закон Российской Федерации от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
4) Федеральный Закон Российской Федерации от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
5) Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации";
6) Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
7) Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
8) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013;
9) Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р;
10) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
11) Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
12) Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 гг.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795;
13) Закон Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ "О молодежной политике в Новосибирской области";
14) Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития г. Бердска до 2025 года, утвержденные решением Совета депутатов г. Бердска от 06.11.2008 N 455.
V. Принципы реализации программы
1. Муниципальная молодежная политика проводится в отношении:
1) молодых граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
2) молодых семей, т.е. семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 - летнего возраста, а также неполная семья с ребенком (детьми), в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
3) молодежных общественных объединений - объединений граждан в возрасте до 30 лет любой организационно-правовой формы, объединившихся на основе общности интересов;
4) детских общественных объединений - объединений граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности;
5) молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и/или отличающейся делинквентным поведением.
2. Основными принципами реализации программы являются:
1) принцип преемственности - программа разрабатывается с опорой на достигнутые результаты и сложившиеся традиции;
2) принцип ответственности - как городского сообщества за соблюдение прав и законных интересов молодежи, так и молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах жизни;
3) принцип социального партнерства - реализация программы должна осуществляться на признании молодежи в качестве равноправного партнера в формировании муниципальной молодежной политики в городе;
4) принцип адресности - программа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.