Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2019 г. N 8-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ивановой Любови Васильевны о признании не действующим в части решения Рыбинского Совета депутатов третьего созыва от 26 августа 2004 г. N 32 "Об утверждении проекта детальной планировки Заволжского района города Рыбинска Ярославской области"
по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск на решение Ярославского областного суда от 22 января 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., возражения представителя Ивановой Л.В. по доверенности Тупицына В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда подлежит изменению в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Иванова Любовь Васильевна обратилась в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Рыбинского Совета депутатов третьего созыва от 26 августа 2004 г. N 32 "Об утверждении проекта детальной планировки Заволжского района города Рыбинска Ярославской области" (далее также - Решение N 32, проект детальной планировки) в части наложения красной линии на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: г. ...
В обоснование заявленных требований Иванова Л.В. указала, что является собственником указанного земельного участка и находящегося на нем жилого дома. Решение N 32 принято с нарушением порядка и процедуры, предусмотренных градостроительным законодательством, действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного правового акта. Полагает свои права нарушенными, так как нахождение части ее земельного участка в границах территории общего пользования препятствует использованию его по назначению.
Решением Ярославского областного суда от 22 января 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Решение N 32 признано не действующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что, вопреки выводам суда, Решением N 32 права административного истца на пользование земельным участком и расположенным на нем жилым домом не нарушаются, так как реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, не исключает применение мер компенсационного характера. Кроме того, административный ответчик не согласен с выводом суда о том, что нарушены порядок и процедура принятия нормативного правового акта. Порядок проведения процедуры публичных слушаний истцом не оспаривался. Графическая часть Решения N 32 не могла быть опубликована по причине отсутствия на тот период (15 лет назад) технической возможности. Полагает, что суд необоснованно признал не действующим Решение N 32 со дня принятия, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратура Ярославской области и Иванова Л.В. представили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом положений статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпункта 5 пункта 8.3 статьи 8 Устава Рыбинского муниципального района, принятого Собранием представителей Рыбинского муниципального округа от 5 марта 1997 г. N 55, которые действовали в период принятия оспариваемого решения, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным на дату его издания органом, в установленной форме.
Отношения по планировке территории на дату принятия Решения N 32 регулировались Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 г. (далее также - ГрК РФ 1998 г.).
В частях 1 и 4 статьи 28 ГрК РФ 1998 г. устанавливалось, что градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке. Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя: проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (далее - проект планировки); проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее - проект застройки).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГрК РФ 1998 г. проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.
Согласно статье 18 ГрК РФ 1998 г. граждане, их объединения и юридические лица Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
В данном случае судом установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие исполнение требований закона об обязательной публикации и обсуждении с населением проекта планировки, тем самым органом местного самоуправления был нарушен порядок принятия проекта детальной планировки, который предусматривался градостроительным законодательством, действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного правового акта. Доказательств обратного материалы дела не содержат, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как недоказанные и обусловленные ошибочным толкованием приведенных норм. Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о возможности применения компенсационных мер при изъятии земельного участка, так как данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения суда.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 22 января 2019 г. изменить.
Признать не действующим решение Рыбинского Совета депутатов третьего созыва от 26 августа 2004 г. N 32 "Об утверждении проекта детальной планировки Заволжского района города Рыбинска Ярославской области" с момента принятия данного апелляционного определения. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2019 г. N 8-АПА19-4
Текст определения опубликован не был