В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступили жалобы на решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июля 2019 года N 123-27 "О жалобе Еникеева Иннокентия Рустамовича на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва" и N 123-28 "О жалобе Козакова Константина Владимировича на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва".
Обжалуемыми решениями Санкт-Петербургской избирательной комиссии были удовлетворены жалобы заявителей на решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги (далее - ИКМО Коломяги), которыми им было отказано в регистрации кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатным избирательным округам N 206 (К.В. Козаков) и N 208 (И.Р. Еникеев). Пунктами 2 обжалуемых решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии на ИКМО Коломяги возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатов не позднее чем через 5 дней после принятия данных решений.
Заявители в своих жалобах просят отменить пункты 2 и 3 решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июля 2019 года N 123-27 и N 123-28 и зарегистрировать их кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва, а также обязать ИКМО Коломяги выдать им соответствующие удостоверения.
По результатам проведенной по жалобам проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) решения или действия (бездействие) избирательной комиссии внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона установлено, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Из указанных положений Федерального закона следует, что избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, в случае принятия решения об отмене обжалуемого решения полностью или в части вправе принять решение по существу самостоятельно либо обязать комиссию, принявшую отмененное решение, повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Кроме того, пунктом 10 статьи 23 Федерального закона установлено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт "а"), а также рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт "к").
Таким образом, рассматривая жалобу в порядке, установленном пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона, избирательная комиссия обязана исходить из необходимости обеспечения и защиты избирательных прав граждан. При этом в указанном случае реальная защита избирательных прав граждан, которым незаконно было отказано в регистрации кандидатами на соответствующих выборах, возможна только путем самостоятельного принятия решений о регистрации таких граждан кандидатами.
Исключением могут являться случаи, когда избирательная комиссия, рассматривая жалобу, пришла к выводу о том, что в конкретном случае имеются обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения избирательной комиссии, решение которой обжалуется, и которые не могут быть рассмотрены по существу в рамках рассмотрения жалобы в порядке, установленном пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона. При этом, исходя из необходимости принятия мотивированных решений, указанные обстоятельства должны найти надлежащее отражение в принимаемых по итогам рассмотрения жалобы решениях избирательной комиссии.
Как было установлено, Санкт-Петербургской избирательной комиссией были исследованы материалы жалоб и выявлены дополнительные обстоятельства, которые явились причиной направления жалоб заявителей на повторное рассмотрение в ИКМО Коломяги. Оснований для несогласия с выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не усматривается.
Дополнительно отмечаем, что пункт 3 обжалуемых решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии о направлении копий данных решений заявителям и в ИКМО Коломяги не затрагивает принадлежащие заявителям избирательные права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобы Иннокентия Рустамовича Еникеева и Константина Владимировича Козакова оставить без удовлетворения, а решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июля 2019 года N 123-27 и N 123-28 - без изменения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 9 августа 2019 г. N 218/1657-7 "О жалобах Иннокентия Рустамовича Еникеева и Константина Владимировича Козакова на решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июля 2019 года N 123-27 и N 123-28"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9