Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 07 мая 2019 г. N 448
Приложение 3
Спецификация
экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по коми языку (родному) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования
1. Назначение экзаменационных материалов
Государственный выпускной экзамен для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (далее - ГВЭ-9) проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52953); с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01.03.2019 N 82-п.
Экзаменационные материалы позволяют установить уровень достижения планируемых результатов освоения примерной программы учебного предмета "Коми язык как родной".
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе примерной программы "Коми язык как родной" (Составитель: В.М. Грабежова, Сыктывкар, 2015), допущенной к использованию Министерством образования Республики Коми.
3. Особенности экзаменационной работы
ГВЭ-9 по коми языку (родному) проводится в письменной форме.
Участникам ГВЭ-9 предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.
В заявлении на участие при выборе экзамена по коми языку (родному) участникам экзамена необходимо дополнительно указать форму проведения экзамена: изложение с творческим заданием или сочинение.
При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные помещения для тех участников экзамена, кто выбрал форму сочинения, и тех, кто будет писать изложение с творческим заданием.
В день проведения ГВЭ-9 по коми языку (родному) участники экзамена распределяются ответственным организатором по аудиториям проведения в зависимости от выбранной формы проведения экзамена: изложение с творческим заданием или сочинение.
Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.
4. Содержание экзаменационной работы
4.1. ГВЭ-9 в форме сочинения
Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для участников экзамена.
Комплект тем сочинений предполагает написание сочинения на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике. Тематика отражает разные аспекты и проблемы человеческого существования. Темы сочинений могут быть сформулированы в форме проблемного вопроса, проблемного утверждения, цитаты. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).
Тематика сочинений в 9 классе:
1. Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека и природы; влияние человека на природу и природы на человека; бережное отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных богатств и ценностей).
2. Человек среди людей: отношения и поступки (вопросы этико-нравственного существования человека, вечных моральных ценностей (любовь, дружба); проявление таких качеств, как честь, совесть, милосердие, сострадание и т.п.; готовность и способность человека к определенному поступку).
3. Человек в мире Знания и Искусства (освоение новых знаний, влияние технического прогресса на существование человека, на жизнь людей; роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека).
4. Человек в мире профессий (вопросы определения будущего жизненного пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере).
Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания - 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).
4.2. ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием
Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту и творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Предложенный для изложения текст записан на аудионоситель, воспроизводится в аудитории проведения организатором или техническим специалистом дважды с перерывом в 3-4 минуты. В это время участники экзамена могут работать с черновиками.
Также текст изложения, переданный в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) на бумажном носителе, может быть зачитан организатором в аудитории проведения экзамена дважды, с соблюдением интервала между прочтениями.
Для участников ГВЭ-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов текст изложения зачитывается организатором трижды. Интервал между прочтениями текста изложения составляет 2,5-3 минуты.
Для глухих и позднооглохших обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, с тяжелыми нарушениями речи текст изложения зачитывается организатором в аудитории дважды. После второго чтения текста участникам предоставляется текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор забирает текст изложения, и участники приступают к написанию изложения, используя подготовленные ими материалы.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена).
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Особенности сжатого изложения с творческим заданием
Примерный объем текста для изложения - 200-280 слов.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
- изложение - от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
- творческое задание (сочинение) - от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
5. Продолжительность экзамена
На выполнение экзаменационной работы по коми языку (родному) отводится 3 часа (180 минут). В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (настройка необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов, инструктаж участников, вскрытие пакетов с экзаменационными материалами, выдача экзаменационных материалов, заполнение регистрационных полей листов (бланков) для записи ответов, перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья (далее - оВЗ), детей-инвалидов и инвалидов).
Продолжительность экзамена для лиц с оВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа.
6. Дополнительные материалы и оборудование
Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ.
Пользование личными словарями участниками ГВЭ-9 запрещено.
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием.
Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии. При этом общими для всех видов работ являются критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
При проверке изложения оценивается сформированность следующих умений:
- адекватно воспринимать информацию текста для изложения;
- сжато передавать информацию, содержащуюся в тексте;
- точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль;
- осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и разнообразную лексику коми языка (родного) при передаче содержания текста;
- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами коми литературного языка.
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:
- создавать текст в соответствии с заданной темой;
- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;
- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;
- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;
- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;
- оформлять текст в соответствии с нормами коми литературного языка.
При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует
учитывать, что его максимальный объем строго не лимитируется, но устанавливается минимальный объем.
Экзаменационная работа оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания.
Сочинение на свободную тему оценивается путем сложения баллов:
1) критерии оценки содержания сочинения на свободную тему - 7 первичных баллов;
2) критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого - 10 первичных баллов.
Максимальный первичный балл за написание сочинения - 17.
Сжатое изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:
1) критерии оценки сжатого изложения - 4 первичных балла;
2) критерии оценки выполнения творческого задания к изложению (сочинение) - 3 первичных балла;
3) критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого - 10 первичных баллов (оценивается весь написанный экзаменуемым текст: изложение и сочинение).
Максимальный первичный балл за написание изложения с творческим заданием, сочинения - 17.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в отметку по пятибалльной шкале оценивания (Таблица 1).
Таблица 1
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
отметка по пятибалльной системе оценивания |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-4 |
5-10 |
11-14 |
15-17 |
Таблица 2
Аспекты оценивания ГВЭ-9 по коми языку (родному)
Форма |
Аспекты оценивания |
Баллы |
Максимальный первичный балл |
Сочинение |
содержание |
7 |
17 |
грамотность |
10 |
||
Изложение с творческим заданием |
изложение |
4 |
17 |
творческое задание |
3 |
||
грамотность |
10 |
||
точность записи текста |
5 |
8. Критерии оценивания экзаменационной работы
8.1. Критерии оценивания сочинения на свободную тему
Сочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в Таблице 3.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (Таблица 6).
Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1-ФК1 выставляются соответствующие баллы. При оценке сочинения следует учитывать объем написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объем от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.
Таблица 3
Критерии оценивания сочинения на свободную тему
N |
Критерии оценивания |
Баллы |
ССК 1 |
Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений |
|
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы |
3 |
|
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно |
2 |
|
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы |
1 |
|
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается в 0 баллов. |
0 |
|
ССК2 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привел не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения |
2 |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привел только один аргумент в подтверждение этого мнения |
1 |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привел аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения |
0 |
|
ССК3 |
Композиционная цельность и логичность сочинения |
|
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности |
2 |
|
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы сочинения |
1 |
|
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей сочинения |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1-ССК3 |
7 |
8.2. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению
Критерии оценки сжатого изложения
Сжатое изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в Таблицах 4 и 5.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (Таблица 6).
При оценке сжатого изложения следует учитывать его объем. Экзаменуемым рекомендован объем от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.
Таблица 4
Критерии оценивания сжатого изложения
N |
Критерии оценивания |
Баллы |
ИК1 |
Содержание изложения |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему |
1 |
|
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения |
0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста |
1 |
|
Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста |
0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена; - в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1-ИК3 |
4 |
Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению
При оценке сочинения следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.
Таблица 5
Критерии оценивания творческого задания
N |
Критерии оценивания |
Баллы |
КТ1 |
Соответствие сочинения формулировке задания |
|
Экзаменуемый в той или иной форме дает ответ на вопрос |
1 |
|
Экзаменуемый не дает ответа на вопрос * Такая работа по критериям КТ1-КТ3 оценивается в 0 баллов |
0 |
|
КТ2 |
Отражение собственного мнения экзаменуемого |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме |
1 |
|
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу |
0 |
|
КТ3 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения |
|
Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привел не менее одного аргумента) |
1 |
|
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение |
0 |
|
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1-КТ3 |
3 |
8.3. общие для всех видов работ критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в Таблице 6.
Таблица 6
Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
N |
Критерии оценивания |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибок |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
|
Максимальное количество баллов по критериям ГК1-ГК4, ФК1 |
10 |
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по коми языку (родному) даны в Приложении. При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение).
Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 по коми языку (родному)
Сетом темаясысь бориои сомын отиос да гижои с1ио тема вылас сочинение.
Сочинение темаяс
1. Вор-ва коми морт оломын.
2. Тан ывлаыс ышодо шензьыны да велодо донъявны мич. (Мичлуныд мортыдлы колышто пыр, кыдзи но сытогыс олан...)
3. Велодчан ко, морттуй шедо. (Мыйла коло велодчыны?)
4. Эн лэптысь кывйон, а лэптысь уджон. (Мортос уджыс нимодо.)
Выберите только оДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объеме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.
Приведите не менее двух аргументов в подтверждение собственной позиции. Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Образцы экзаменационных материалов сжатого изложения с творческим заданием
Содтод творческой уджа изложение текстъяс
1. Польлон портрет
Том салдатъясос тодмодшны чужан му дорйысьяслы сиом музейон. Быдон видзодалшны война кадся фотографияяс, серпасъяс, портретъяс.
Вася сулалыштiс оти портрет дорын, матыстчис мод доро, лыддис на йылысь лосьодом гижодъяссо. Быд карточкасянь видзодысь мортлон аслас олан туй. Со оти гранатаон чашвартома враглысь танксо, мод водзсасьома медборъя патронодз, коймод - кось мунатнысь петкодома сьокыда ранитчом дас кокъямыс салдатос.
Вася воськовтiс орччон ошалысь портретлань. Мыйко зэв тодсаон тыдовтчис зонлы тайо оломакодь мортыслон чужомас. Лыддис портрет увсьыс гижодсо, и долыда евкнитiс сьоломыс. Тайо жо польой, тайо менам польой! - городсис сылон. Салдатъяс ставон бергодчисны Васялань.
Васяос кытшалшны унаон. Кодко гораа лыддис нин портрет увсьыс гижодсо: "Сержант Константин Иванович Минин чужлома да уджавлома Коми республикаын. оти сьокыд тышын Минин ертъясыскод пушкаысь лыйомон пасьвартомаось вороглысь нель лыИсянiн, быродомаось уна дас фашистос. Усьомаось и миян салдатъяс. Но сержант Минин абу повзьома, отнасон дугдывтог лыйлома зыртчысь ворогос. Кольома сомын оти граната. Кор ворогъяс лоомаось дзик нин орччон, Минин чашнитома гранатасо. Кулом борас повтом салдатлысь подвигсо выло донъялшны. Сылысь Горд Звезда орденсо сетшны гортас родвужыслы".
Васялон доршасис синваыс. окота вOлi окыштны польсо, висьтавны сылы медся шоныд кывъяс. Салдатъяс кутлшны ассьыныс ертсо, мыйко шуалшны, но Васялон став думъясыс от вOлiны поль портрет дiнын.
Польыс синсо читкыртомон мелiа видзодо том салдат выло, быттьо косйо шуны: "Чолом, муса внук! Со и аддзысим тэкод. отлаын кутам служитны". (211 кыв)
И. Коданев серти
Текст серти уджъяс:
1. Кывзой текстсо. Гижой дженьдодом изложение кывзом текст серти.
Передайте главное содержание текста в объеме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Лосьодой мовпалана текст татшом юалом выло:
Кутшом йологаон кольома 1941-1945 воясса войнаыс йоз паметьын?
Свое мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объеме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Примечание для организатора:
текст изложения читается 2 раза.
2. Еджыд бобувъяс
Boni гожом шор. Субота асыло Коля новлш пывсянас пес да ва. Шор доро лэччодысь туй вывсьыс казялш еджыд бобувъясос. Чукорон-чукорон ляскысь6ма6сь-пуксь6ма6сь васод местаясо. Коля тодш нин, петомаось ко еджыд бобувъяс, луннас зэв бура шедо чери вадйын.
Лосьодчыны Колялы абу дыр. Вуграсян колуйыс нопйын, содтiс сэтчо ичотик чер да пажынтор. Котортлш оти-мод ерт доро - мунысьыс эз сюр. Петк6дiс йорсьыс дзуртысь велосипед-вовсо, мододчис отнас. Верст вит муном борын пуяс весьто кып6дч6 м шондiыс прамоя нин пожис. Коля сувтлш шор доро юыштны, мыськис чужомсо кодзыд ваон, мододчис водзо. Туйыс петк6дiс вадорын сулалысь неыджыд керка доро. Водзджык сэнi турун пуктысьяс овломаось вежонъясон. А от чери кыйысьяс пыравлоны.
Керка дорас матыстчигон Коля казялiс, мый ыджыд жырсьыс одзосыс гурйыв восьса, а ичотас мыйко грыма-грамакылш, быттьо стенас чужъялшны сапога кокъясон. Зонка кывзысьыштш. Збыльысь, одзос саяс кодъяско пессисны, пельодзыс воис нораа гороктом. Вовъяс ко нин-а? Кыдзи найо веськалшны сэтчо? Морт голос кылом борын зыкыс енмис. Воломко, чаньяс. одзосыс воссьо керка пытшкосланьыс, да кокниа пыромаось, дзебсь6маось овадсьыс да жарсьыс. одзосыс сэсся подлассьома, и чаньяс лоомаось налькйын. Мыйта коть эз пессьыны, одзос эз воссьы. Коля видлш пельпомнас й6ткышт6 м6н восьтыны, но эз артмы, ена топалома.
Зонка кайис керка вевт вылас, тьоссо вештыштомон видзодлш увлань. Стен бердо жмитчомаось вит чань, омольтчомаось, кыномнысо быттьо повъяс косто топодомаось. Тайо жо колхозса вошом чаньяс! Тыдало, тат абу оти лун нин сейт6г-ют6гыс оломаось. Мый вочны? Коло мездыны чибукъяссо. Бор лэччис, нетшкис турун, шыбиис тьос костодыс одзослы паныда стенланьыс. Тшыг чибояс уськодчисны сеян выло. Коля 6дйо лэччис жыръяс, чорыда мыджсис кокнас одзос куричо, мый вынсьыс зэвтч6мон нетшыштш вугйодыс отчыд, модысь. одзос воссис. Пемосъяс пыр жо чепосйисны петны ставон 6тпырйо, сибдшны одзосас. Коля йоткышталш 6ти-м6д6с борсяньыс. Чибояс петiсны да уськодчисны йирны таляссьом вежодс6 му сорнас, коть веж туруныс вит-6-квайт воськов сайын и быдмис.
Вот татшом лои еджыд бобувъяс петом борын Колялон вуграсьомыс. (293 кыв)
В.Торопов серти
Текст серти уджъяс:
1. Кывзой текстсо. Гижой дженьдодом изложение кывзом текст серти.
Передайте главное содержание текста в объеме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Лосьодой мовпалана текст татшом тема выло: Бур вдчан - сьдлдм вылад лдсьыд, и йдзлдн видзддласыс шань
Свое мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объеме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Примечание для организатора:
текст изложения читается 2 раза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.