Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 07 мая 2019 г. N 448
Приложение 2
Спецификация
экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по коми языку (неродному) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования
1. Назначение экзаменационных материалов
Государственный выпускной экзамен для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (далее - ГВЭ-9) проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52953); с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01.03.2019 N 82-п.
Экзаменационные материалы позволяют установить уровень достижения планируемых результатов освоения примерной программы учебного предмета "Коми язык как государственный".
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе примерной программы "Коми язык как государственный" (Составители: Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Сыктывкар, 2007), допущенной к использованию Министерством образования и высшей школы Республики Коми.
3. Структура и содержание экзаменационной работы
Экзаменационная работа содержит три раздела: "Задания по чтению", "Задания по грамматике и лексике" и "Задание по письму". Экзаменационная работа включает 24 задания с кратким ответом и 1 задание открытого типа с развернутым ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
- задания на выбор и запись одного ответа из трех предложенных;
- задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;
- задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.
Раздел 1 ("Задания по чтению") содержит 9 заданий, из которых 1 задание - на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, и 8 заданий с выбором и записью одного правильного ответа из трех предложенных.
Раздел 2 ("Задания по грамматике и лексике") содержит 15 заданий, которые предполагают заполнение пропуска в связном тексте.
Раздел 3 ("Задание по письму") содержит 1 задание, требующее развернутого ответа.
В разделе "Задания по чтению" проверяется сформированность умения читать текст с пониманием основного содержания и умения находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию. В разделе "Задания по грамматике и лексике" проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте на основе предложенных текстов. В разделе "Задание по письму" проверяются умения написания личного письма.
При этом следует иметь в виду, что, хотя разделы "Задания по чтению" и "Задание по письму" имеют в качестве объектов контроля умения в соответствующих видах речевой деятельности, эти умения обеспечиваются необходимым уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых. Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания. Задание 25 раздела "Задание по письму" требует от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 10-24 раздела "Задания по грамматике и лексике", а также в задании 25 раздела "Задание по письму".
Таблица 1
Распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений и навыков
Проверяемые умения и навыки |
Количество заданий |
Максимальный балл |
Задания по чтению | ||
Понимание основного содержания прочитанного текста |
1 |
7 |
Поиск в прочитанном тексте запрашиваемой информации |
8 |
8 |
Задания по грамматике и лексике | ||
Грамматические навыки употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте |
9 |
9 |
Лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте |
6 |
6 |
Задание по письму | ||
Письмо личного характера в ответ на письмо-стимул |
1 |
10 |
Итого |
25 |
40 |
Уровень сложности заданий определяется сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.
В экзаменационной работе представлены задания 1 и 2 уровней сложности.
К заданиям 1 уровня сложности относятся 12 заданий, из которых 2 задания - на понимание основного содержания прочитанного текста (задание на установление соответствия) и на нахождение запрашиваемой информации в прочитанном тексте (задания на выбор и запись правильного ответа из предложенных), 10 заданий - на проверку сформированности грамматических и лексико-грамматических навыков (задания на заполнение пропусков в связанном тексте).
К заданиям 2 уровня относится 13 заданий. Из которых 7 заданий - на проверку умения находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, представленную имплицитно (задания на выбор и запись правильного ответа из предложенных), 5 заданий - на проверку сформированности грамматических и лексико-грамматических навыков (задания на заполнение пропуска в связанном тексте) и 1 задание на написание личного письма (задание с развернутым ответом).
В разделах "Задания по чтению" и "Задания по грамматике и лексике" представлены задания, относящиеся к 1 и 2 уровням сложности. В разделе "Задание по письму" задание относится ко 2 уровню сложности.
Распределение заданий по уровням сложности представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный балл |
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 40 |
1-й уровень |
12 |
18 |
45 |
2-й уровень |
13 |
22 |
55 |
Итого |
25 |
40 |
100 |
4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание 1 (раздел "Задания по чтению") оценивается в 7 баллов: 1 балл выставляется за каждое верно установленное соответствие.
За верное выполнение заданий 2-9 (раздел "Задания по чтению"), 10-18, 19-24 (раздел "Задания по грамматике и лексике") экзаменуемый получает 1 балл. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Задание раздела "Задание по письму" оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный балл за задание с развернутым ответом - 10. К заданию приводятся подробные критерии оценивания для экспертов, в которых указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла.
В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
Максимальный балл за всю работу - 40.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания ГВЭ-9 по коми языку (неродному) в пятибалльную систему оценивания (Таблица 3).
Таблица 3
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной системе оценивания |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-10 |
11-18 |
19-29 |
30-40 |
5. Продолжительность экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы по коми языку (неродному) отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Продолжительность экзамена для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа.
6. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Критерии оценивания выполнения задания 25* "Личное письмо" (Максимум 10 баллов)
1. Задание 25 (личное письмо) оценивается по критериям К1-К4 (максимальное количество баллов - 10).
2. При получении учащимся 0 баллов по критерию "Содержание" задание 25 оценивается в 0 баллов.
3. При оценивании задания 25 следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма в задании 25 - 90-100 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании менее 80 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании более 110 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 25 отсчитывается от начала работы 110 слов и оценивается только эта часть работы.
4. При определении соответствия объема представленной работы требованиям считаются все слова - с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, послелоги, союзы, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету. При этом:
- числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 12, 2016, 126, 204, и т.п. считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные словами, считаются как слова;
- сложные слова, такие как пырны-петны, мича-мича, вор-ва, пырысь-пыр, считаются как одно слово.
Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 по коми языку (неродному)
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по коми языку (неродному) состоит их трех разделов и включает в себя 25 заданий.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Раздел 1 ("Задания по чтению") содержит 9 заданий на понимание прочитанных текстов. Рекомендуемое время на выполнение заданий - 60 минут.
Раздел 2 ("Задания по грамматике и лексике") состоит из 15 заданий. Рекомендуемое время на выполнение заданий - 60 минут.
ответы к заданиям 1-24 разделов 1 и 2 запишите в поля ответов в работе, а затем перенесите в бланк ответов. Для этого в бланке ответов запишите номера всех заданий в столбец следующим образом:
1)
2)
...
23)
24)
Ответы к заданиям 1-24 запишите в бланк ответов справа от номеров соответствующих заданий. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Раздел 3 ("Задания по письму") состоит из 1 задания и представляет собой небольшую письменную работу (написание личного письма). В бланке ответов укажите номер задания и запишите ответ к нему. Рекомендуемое время на выполнение задания - 30 минут.
Бланк ответов заполняется яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Раздел 1 ("Задания по чтению")
Прочитайте тексты и установите соответствие между текстами А-Ж и заголовками 1-8. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании есть один лишний заголовок. |
1. Кыномпот корсьысьяс
2. Ар матыстчом.
3. Сиктса йозлон отсасьысьяс.
4. Пу улын кыдзи лэб улын
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Товся спорт сикас.
5. Вежа ин.
6. Ичотдырся тождъяс.
7. Финн-йогра кывъя войтыр
А |
Унджык коми сиктыс откодя пукало: ыджыд юо ичотджык юлон усяншын. Та восна и сикт нимъясыс откодя помасьоны, "дш" выло ли "вом" выло, кот нин кыдзи велаломаось шуны. Ыджыд юыс коло йозо петавлом выло, а ичотджык ю кузяыс позьо пармаас ылшьыс-ыло водзвыв катласьны вор керкаад. Сэсся и кыкнан юыс черион на могмодоны, турунто заптыны отсалоны, керка керто кылодны, кысь косъян. |
Б |
Медводз котортоны челядь. Сэсся лызь туй выло петоны верстьо йоз: аньяс, мужичойяс, томулов. Наысь кындзи ордйысьоны и оломаяс. Быдон борйо котра-лан туй костсо ас вынъяс серти. Лямпаон котралысьяслы туйсо абу лосьодома, од воралысьяслы пармаын аслыныс коло дасьтыны ордымсо. Дерт, медводдзаон мунысьлы век медся сьокыд. |
В |
А сэк кост Поволжьеланьсянь Кама ю полон да вятской туйяс кузя войвывланьо кыссисны му кодь сьод чужомъяса йоз чукоръяс. Тат вOлiны татара и мордва, чувашъяс и рочьяс, мариецъяс и удмуртъяс. Найо пышйисны тшыглунысь, кодi ышмом чудовище моз лун и вой ытшкис гольджыкъясос сотом му вылысь... На весьттi войвывлань жо лэбисны гора голоса посньыдик лэбачьяслон гырысь чукоръяс. Тайо вOлi уркай. Места вывсьыс сiйOс ворзьодома тшыглун жо, и сiйO сiдз жо корсис вердчанш. |
Г |
Детинка кадсяньыс нин сылы, дзик на кагалы, ковмылш качайтны потан, быдтыны Илья воксо. Квайт аросалы тшOктiсны видзны мосъяс - первойсо ассьыныс моска-куканясо, сэсся и йозлысь тшотш. Школао котралом пыдди мамыс сылы сетш печкан - тэнад по чойяс абуось, печкы дором-гач вылад. Но детинкалон-о тайо удж! Дас ароссянь ковмис нуны радовой покос, дас кыксянь - собавны батьыскод ворын, дас квайтсянь пошти быд гожом казачитны. |
Д |
Овмодчи вор керкаын моз бура. Небыд лыс лапъясысь вочи вольпась. Бипур 03Ti, чоскыд ключ ваысь чай пузь6дi. Тат зэр ни тов оз дозмодчыны. Пукав да сомын вуграв. Котасьом паськомысь пуркйо ру. Шоныдыс весиг сь6л6 м6дз писькодчо. Понйой со нюжодчома, синъяссо весиг куньома, узьо, тыдало. Ковмис узьмодчыны. Юрлос пыдди пуктi мешокос, плащон шебраси. Лосьыд, быттьо гортса кровать вылын узян, а он конко ворын, пу улын. Бипур дшсянь оняло шоныд. Яра ломтысьо кос пес, кодос абу на удитома котодны зэрыс. |
Е |
Но кутш6мк6 кад мысти тодлытог кутiсны дженьдаммыны кузь гожся лунъяс. Пыр тшокыдджыка енэжыс вевттьысьлiс кыз да руд кымбръясбн, да пондылiс польтны чизыр тов. Вошисны кытч6к6 ва берег полонысь гажа голосъясон дзользьысь лэбачьяс. Эз кутны тыдавны купайтчысьяс, гожйодчысьяс. Пыр гежодджыка петк6дчывлiсны чери кыйысьяс. Сомын Эжва юлон норыс вылын быдмысь зэв кузь да пашкыр коз вывсянь отка порысь рака кадысь кадо крав6стлывлiс ю пасьталаыс да ношта нин жугыльм6длiс паськыд юос. |
Ж |
Дереванной сикт сулало джуджыд кыр йылын. Ылодз тасянь тыдало. Но ме, кор талань волывла-кежавла, векджык зiля синмон корсьны енэжтас помсьыс Уллянаса манастыр. Поводдяыс ко абу кымора да букыш, 6дйо и усьо сiй6 син улад. Чача кодь кыр йывсянь манастырыс: еджыд, состом, мойдын кодь дзик. ок и мича гогор! Сь6л6мыд сьыл6 м6н сьыло. Манастыр отар-модар бокас муяс веж6д6ны, паськыдось найо да шыльыдось, быттьо кодко сыналома посни сынанон. А на костын, дзик шорас, джуджыд к6л6к6льня сулало. Эжва дорсянь видзодлан да, быттьо лоз енэжас пыксьома. |
Текст |
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Заголовок |
|
|
|
|
|
|
|
Прочитайте текст. определите, какие из приведенных утверждений 2-9 соответствуют содержанию текста (1 - лосяло), какие не соответствуют (2 - оз лосяв) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 - оз висьтавсьы). В поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
Выль вося ньыв пу.
И со купс матыстчыны Сюлатуй грездын выль во. Лунъясыд коч божысь на дженьыдджыкось лоисны. Лым толаяс тыртiсны пывсянъяс, сарайяс, юкмосъяс, кыподчисны керка ошиньяс бердодз. Шойччан лунъясо ми, челядь чукор, радейтлiм исласьны Эжва бердса норыс вывсянь. оти татшом луно Аркадий ичиньдядь корис мено да менсьым Володя воча вокос:
- Нином тiянлы весь овны. Ветлой матысса вор доро да вайой сэтысь ичотик коз пу. Аскомысь выль во воас. Ичотик коз путо ми ыджыд жырйо сувтодам да мичмодам быдторнас.
Сэсся ланьтыштлш да друг юалiс:
- Тоданныд-о коть кутшомджык сiйо коз пуыс?
- Тодам, тодам, - пыр жо городiм ми. - Сутшкасьысь емъяса да пыр веж.
- Но ино ветлой пемдытодзыс, - шуис небыда Аркадий ичиньдядь.
Ми пасьтасим, лызясим. Босьтiм аскод дадь да ичотик чер. И мододчим матысса вор доро. Коть сшо эз вов ена ылын миян керка дорсянь. Небыд лымъяд лызьяс пыдодз войласисны. Брод ва ньылOдiм, пока воим вор дородзыд.
Ичотик коз пуяс быдмисны дзик вор бердас да вOлi шебрасьомаось лым пасьон. Кутiм борйысьны. оз на од быд пу шогмы. оти вывт ичот. Мод вывтi ыджыд. Коймод чукля кодь да ена сутшкасьо. Бура и гогралiм.
- А со кутшом мича пу сулало, - друг городiс Володя воча вокой. - Кутшом вежось да пашкырось лысъясыс. Да и ньоти оз сутшкасьны.
Видзодлi тайо пу вылас да сiйо пыр жо воис меным сьолом выло. "Мича и коз пу лоас. Ена и гажодас сшо керка пытшкоснымос", - нимкодьпырысь мовпыштi ме.
Дыр эго и мовпалой. Кералiм пусо. Пуктiм дадь выло. К0рталiм да мододчим бор. Коть коло волi и кыскыны тыра дадьто, но талялом туйтiыд мунiгон эз нин вов сэтшом сьокыд воодчыны гортодз. Сэсся пыркOдiм небыд лыска путо лымйысь да пыртiм керкао. Чайтiм миянос пыр жо ошкыны кутасны. Но Аркадий ичиньдядьыд да Агния ичиньыд видзодлiсны пу вылад, сэсся миян выло да друг куисны гораа серавны.
- Эк ri, пармаса олысьяс, - серамсорон шуис миянлы Аркадий ичиньдядь. - Абу коз пу, а ньыв пу кераломныдось. он омой на тодой, мыйон торъялоны тайо кык пуыс. Ньыв пуыдлон емъясыс кузьджыкось да небыдось. Пучерыс шыльыд. А коз пу емъясыд дженьыдджыкось да курччасьоны. Да и пучерыс сылон сарогось.
Сэсся недыр кежло ланьтыштлiс да и шуис:
- Но мый сэсся вочан пянкод. Мед нин тайо выль во дырйиыс коз пу пыдди кутас сулавны ньыв пу. ог нин кутой сэсся ворсо помтог керавны. Мед быдмасны том пуясыс.
Свдзи сiйо выль восо ми и пасйим ньыв пу дорын. Сэсянь и гогорвои, да кутi тодны мыйон ньыв пуыд торъяло коз пусьыд да конiджык найо быдмоны. Пашкыр
да мича ньыв пуясыдкод векджык шор бокъясын позьо паныдасьлыны. А коз пуыд пасьтала быдмо. (И.Белых)
2 |
Аркадий ичиньдядь ыстш зонъясос выль вося козла. |
||||
1) лосяло |
2) оз лосяв |
3) оз висьтавсьы |
|||
|
ответ: |
|
|
||
|
|
|
|||
3 |
Ворыс вол1 керка дорсянь матын. |
|
|||
1) лосяло |
2) оз лосяв |
3) оз висьтавсьы |
|||
|
ответ: |
|
|
||
|
|
|
|||
4 |
Зонкаяс одйо борйисны колана пу. |
|
|||
1) лосяло |
2) оз лосяв |
3) оз висьтавсьы |
|||
|
ответ: |
|
|
||
|
|
||||
5 |
Товся луныс вол1 кодзыд, и, воро мунтодз, челядь шоныда пасьтасисны |
||||
1) лосяло |
2) оз лосяв |
3) оз висьтавсьы |
|||
|
ответ: |
|
|
||
|
|
|
|||
6 |
Аркадий ичиньдядьыс да Агния ичиньыс ви пу вайомысь. |
д1сны зонъясос ньыв |
|||
1) лосяло |
2) оз лосяв |
3) оз висьтавсьы |
|||
|
ответ: |
|
|
||
|
|
|
|||
7 |
Воодчыны гортодз тыра даддьон вол1 сьокь |
д. |
|||
1) лосяло |
2) оз лосяв |
3) оз висьтавсьы |
|||
|
ответ: |
|
|
||
|
|
||||
8 |
Коз пул он емъясыс да пучерыс торъялоны ньыв пуысь. |
||||
1) лосяло |
2) оз лосяв 3) оз висьтавсьы |
||||
|
ответ: |
|
|||
|
|
||||
9 |
Пусо корталшны дадь доро ковйон. |
||||
1) лосяло |
2) оз лосяв 3) оз висьтавсьы |
||||
|
ответ: |
|
|
По окончании выполнения заданий 2-9 не забудьте перенести свои ответы в бланк ответов справа от номеров соответствующих заданий. В задании 1 запишите в бланке ответов только получившуюся последовательность цифр. |
Раздел 2 ("Задания по грамматике и лексике")
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 10-18 так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 10-18. |
10. |
Нималана коми гижысь Иван Ильич Белых __________________ Сыктывдш районса Паль сиктын. |
ЧУЖНЫ |
11. |
1969 восянь, Коми пединститут помалом борын, ________________ став оломыс йитчис коми печатькод. |
СШо |
12. |
Волi корреспондентон, отделон __________, редакторос вежысьон. |
ВЕСЬКоДЛЫСЬ |
13. |
1972 воын босьтшны армияо. Перым карын служитом борын бор локто ___________________. |
СЫКТЫВКАР |
14. |
Иван Ильичлон висьтъясыс петавлшны "Север", "Войвыв кодзув", "Би кинь", "Чушканшi"________________ |
ЖУРНАЛЪЯС |
15. |
1996 воын Коми книга лэдзаншын ___________ И.Белыхлон "озйы, бипурой менам" висьтъяса медводдза небог. |
12 |
ПЕТНЫ | ||
16. |
Сы борын сылон петалiсны "Челядьдырся пароходъяс" да "Важыс уськодчывло вотон" ___________________ |
НЕБоГЪЯС |
17. |
Аслас гижодъясын Иван Белых зэв сточа петкодло сиктса олом, восьто геройяслысь аскыломъяссо, _________вор-ва мичлунон. |
НИМКоДЯСЬНЫ |
18. |
литературной _______сямлунсо донъялоны и челядь, и версттьо йоз. |
ГИЖЫСЬ |
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 19-24 так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 19-24. |
Ключкод серни
19. |
Бара тай со аддзысим,___________ состом ключой. |
ВоР |
20. |
Тэ, гашко, эн и _____________, а ме вот локт! |
ВИЧЧЫСЬоМ |
21. |
Важ тодсалы моз ме тэныд та йылысь ставсо _______ висьтала, ошйысьтог ни кулиттог. |
ВЕСЬКЫД |
22. |
Эн ко вунод, ключаной, уна вояс чож нин ме тэ доро ____________. |
ВоЛЫВЛоМ |
23. |
И мырйыс со сулало, конi воро волысьяс вель тшокыда пукавлоны, шойччыштоны вотчом ____________ да борын. |
ВоРАВНЫ |
24. |
Мам йов кодь жо тэнад ваыд ________, чоскыд да колана быд мортлы. |
СоСТоМЛУН |
По окончании выполнения заданий 10-24 не забудьте перенести свои ответы в БЛАНК оТВЕТоВ сппава от номепов соответствуй юших заданий. |
Раздел 3 ("Задание по письму")
Для ответа на задание 25 используйте БЛАНК оТВЕТоВ. При выполнении задания 25 особое внимание обратите на то, что Ваши ответы будут оцениваться только по записям, сделанным на бланке ответов. Никакие записи черновика не будут учитываться экспертом. обратите внимание также на необходимость соблюдения указанного объема письма. Письма недостаточного объема, а также часть текста письма, превышающая требуемый объем, не оцениваются. Запишите сначала номер задания (25), а затем ответ на него. |
25 |
Тiянлы воис Андрей ертсянь письмо. |
|
...Школа помалом борын ме косъя лоны бурдодысь-терапевтон. Тайо зэв кывкутана удж. од висьысьос видлалом борын коло кужомон пуктыны диагноз, сетны рецептъяс. Рытъяснас коло ветлыны висьысьяс ордо гортаныс, вочавны уколъяс, капельничаяс. Медым пырны велодчыны медицинской институт, коло бура тодны биология да химия. Медым пыродчыны бурдодысь уджо, коло лоны толкаон, сибыдон, кывкутанаон. Кутшом удж тэ косъян борйыны школа помалом борын? Мый вочо тайо профессияа мортыс? Кутшом мортон коло лоны, медым пыродчыны тайо уджо? |
Гижой письмо, письмоын вочавидзой Андрейлон куим юалом выло.
Письмоо коло пыртны 90-100 кыв.
Ответы на задания
N задания |
ответы |
1 |
3517426 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
1 |
9 |
3 |
10 |
чужис, чужома |
11 |
сылон |
12 |
веськодлысьон |
13 |
Сыктывкаро |
14 |
журналъясын |
15 |
пет1с, петома |
16 |
небогъяс |
17 |
нимкодясьо |
18 |
гижысьлысь |
19 |
ворса |
20 |
виччысь |
21 |
веськыда |
22 |
волывла |
23 |
воралом |
24 |
состом |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.