Решение Самарского областного суда от 24 июля 2019 г. N 3а-1335/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1335/2019 по административному исковому заявлению Т.Ю.Г. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, с участием прокурора А.О.А., представителя административного истца К.А.В., представителя административного ответчика М.Ф.Р., установил:
Т.Ю.Н. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 со дня его принятия, указывая, что она является собственником объекта недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 257,5 кв. м., 1 этаж комнаты N 1, 2, 3, 7, 10, 11, 13, 14, 45, 46, 47, 48, 49, 50, адрес (местоположение) объекта: <адрес>. Нежилое помещение расположено в жилом здании, сдается в аренду ООО "А.", используется как учебный центр для развития и подготовки детей дошкольного возраста. Данное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, и в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Включение нежилого помещения в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 15.12.2017 года N 63 АА 4692260 К.А.В. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности от 08.04.2019 года N 31 М.Ф.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Представитель заинтересованного лица ГБУ СО "ЦРР" в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под номером под номером N включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 257,5 кв. м., 1 этаж комнаты N 1, 2, 3, 7, 10, 11, 13, 14, 45, 46, 47, 48, 49, 50, адрес (местоположение) объекта: <адрес>.
Указанное нежилое помещение на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 19.06.2012 года принадлежит на праве собственности Т.Ю.Г., что подтверждается договором купли-продажи нежилого помещения от 19.06.2012 года, свидетельством о государственной регистрации права от 21.08.2012 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.04.2019 года.
Оценивая обоснованность включения нежилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N имеет назначение: нежилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Указанное нежилое помещение расположено на 1 этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, который расположен на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 3 445 кв. м., с разрешенным видом использования: под строительство жилого дома со встроенными помещениями офисов в цокольном и первом этажах (2 очередь строительства).
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение, помещение, расположено на 1 этаже и включает в себя: учебные классы, спортивный зал, подсобное помещение, коридоры, столовую кабинет, сан.узлы.
В соответствии с актом осмотра от 17.07.2019 года, выполненным ГБУ СО "ЦРР", в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, общей площадью 257,5 кв. м., объект недвижимости фактически используется: помещение, площадью 36,6 кв. м. _ централизованное приемное помещение, помещения, общей площадью 33,4 кв. м. - офисы, помещения, общей площадью 109,3 кв. м., - учебные классы, помещение, площадью 42,8 кв. м., - спортзал, помещение, площадью 12,5 кв. м., - комната приема пищи, помещение, площадью 7,5 кв. м., - сан.узел, помещение, площадью 2 кв. м., - склад, помещение, общей площадью 27,8 кв. м., - коридоры, лестница. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. В объекте предоставляются образовательные услуги для детей.
В акте содержатся замечания представителя административного истца о том, что помещение, площадью 36,6 кв. м., - коридор, площадью 41,5 кв. м., помещение, площадью 21,6 кв. м., используется как кабинет, помещение, площадью 11,8 кв. м., - учебный класс.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования ООО "П." от 20.02.2018 года, нежилое помещение состоит из: учебные классы, спортивный зал, подсобной, коридоров, столовой, кабинета, санузлов. Фактически нежилое помещение используется в качестве учебного центра для развития и подготовки детей дошкольного и школьного возраста. По результатам осмотра спортивно-образовательное помещение составляет 168,2 кв. м. или 63,3% от общей площади и подсобные помещения составляют 93,4 кв. м. или 35,7% от общей площади.
Таким образом, сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, однозначно не предусматривают размещение в спорном нежилом помещении объектов бытового обслуживания, административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, поэтому нежилое помещение не может быть отнесено к объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, только исходя из его наименования.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, включающий в себя спорный объект, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
В соответствии с договором аренды нежилого недвижимого имущества от 10.11.2017 года N б/н, заключенному между ИП Т.Ю.Г. (арендодатель) и ООО "А." (арендатор), арендатор принял во временное пользование нежилое помещение, общей площадью 257,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 141, для использования в целях организации развивающих занятий.
В соответствии с Уставом ООО "А.", утвержденным решением единственного участка N 3 от 01.09.2016 года, и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.06.2019 года N ЮЭ9965-19-55203606, основным видом деятельности ООО "А." является образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что нежилое помещение полностью сдается ООО "А." как учебный центр для развития и подготовки детей дошкольного и школьного офиса. В помещении, обозначенном ГБУ СО "ЦРР" в акте как централизованное приемное помещение, расположен пост охранника, раздевалка, в этом помещении дети переобуваются, раздеваются и проходят в учебные классы. Помещения, поименованные, как офисы, - это помещения кабинет и учебный класс, где проводятся уроки рисования. Нежилое помещение не используется как размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств того, что рассматриваемое нежилое помещение используется для ведения деловой, административной, коммерческой деятельности, а также в качестве объекта торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого объекта недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Т. Ю.Г. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 07.03.2018 года, вступившем в законную силу, удовлетворены административные исковые требования Т.Ю.Г., признаны недействующими пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, и п. 19970 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Т.Ю.Г. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него под пунктом N объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июля 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 24 июля 2019 г. N 3а-1335/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании