В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Александра Юрьевича Соловьева на решение Московской городской избирательной комиссии от 1 августа 2019 года N 107/6 "О жалобе А.Ю. Соловьева" и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (далее - окружная избирательная комиссия) от 16 июля 2019 года N 9/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Соловьева А.Ю.".
Проведенной по жалобе проверкой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2 для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 3, необходимо собрать 5315 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
6 июля 2019 года А.Ю. Соловьев представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, содержащие 5727 подписей избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения.
В соответствии с решением окружной избирательной комиссии от 20 июня 2019 года N 4/1 "О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3" проверке подлежали все подписи, представленные кандидатом для регистрации.
В результате проверки подписных листов окружной избирательной комиссией недостоверными и (или) недействительными были признаны 2414 подписей избирателей, достоверными, соответственно, - 3313.
16 июля 2019 года окружной избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение об отказе А.Ю. Соловьеву в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по соответствующему избирательному округу на основании пунктов 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Московской городской избирательной комиссией в ходе рассмотрения жалобы заявителя на решение окружной избирательной комиссии была проведена проверка, в результате которой недостоверными и (или) недействительными были признаны 2004 подписи, достоверными - 3723.
1 августа 2019 года Московской городской избирательной комиссией было принято решение, которым жалоба А.Ю. Соловьева была оставлена без удовлетворения.
В ходе изучения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подписных листов, исследованных Московской городской избирательной комиссией, установлена обоснованность выводов избирательных комиссий в части признания недостоверными и (или) недействительными 1605 подписей избирателей, что превышает 10 процентов от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Соответственно, достоверными являются 4122 подписи избирателей, что недостаточно для регистрации А.Ю. Соловьева кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 и в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием отказа в регистрации кандидатом.
При этом в отношении доводов жалобы о представлении территориальным органом МВД России информации о результатах проверки сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения А.Ю. Соловьева, с нарушением требований, установленных приложением N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Указанное Соглашение не является нормативным правовым актом, поскольку является межведомственным договором, который направлен на совершенствование организации взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации и не затрагивает прав или обязанностей иных участников избирательного процесса.
При этом законодательство Российской Федерации о выборах, устанавливая процедуру проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, содержащихся в подписных листах, тем не менее не закрепляет обязательных требований к формам и содержанию документов, которые избирательные комиссии получают из МВД России по результатам проверки сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей.
Таким образом, указанные документы не могут быть проверены на соответствие требованиям действующего законодательства с точки зрения формы представления содержащихся в них сведений, о чем по существу просит заявитель.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой отказ в регистрации, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Указанная норма Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предполагает, что документы, подготовленные МВД России по результатам проверки сведений, содержащихся в подписных листах, могут быть переданы кандидатам.
Представление МВД России сведений, отличных от указанных в подписных листах, с указанием на то, какие сведения должны были быть указаны в подписных листах, может привести к разглашению конфиденциальных данных в отношении граждан, которые в действительности не ставили свои подписи в подписных листах. Указанные действия могут привести не только к нарушению принципа конфиденциальности, установленного пунктом 2.1.4 Соглашения, но и к нарушению требований Федерального закона "О персональных данных".
Учитывая изложенное, указанный довод А.Ю. Соловьева не может являться основанием для переоценки выводов окружной избирательной комиссии и Московской городской избирательной комиссии, изложенных в оспариваемых решениях.
Таким образом, основанием отказа в регистрации кандидата послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу Александра Юрьевича Соловьева на решение Московской городской избирательной комиссии от 1 августа 2019 года N 107/6 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 от 16 июля 2019 года N 9/1 оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа 2019 г. N 219/1667-7 "О жалобе Александра Юрьевича Соловьева на решение Московской городской избирательной комиссии от 1 августа 2019 года N 107/6 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 от 16 июля 2019 года N 9/1"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9