Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2019 г. N 4-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Кириллова В.С.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Силина Владимира Николаевича, Солодкою Владимира Николаевича, Шведова Николая Олеговича, Егорова Анатолия Никоновича, Ткачевой Светланы Викторовны о признании не действующими в части: решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 6 апреля 2018 г. N 626/61 "Об утверждении изменений в Генеральный план сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области"; решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 6 апреля 2018 г. N 628/62 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 6 апреля 2018 г. N 626/61 "Об утверждении изменений в Генеральный план сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области"; решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 6 апреля 2018 г. N 629/62 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области"
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Московского областного суда от 4 марта 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения Шведова Н.О., представителя Егорова А.Н., Силина В.Н., Солодкого В.Н., Ткачевой С.В., Шведова Н.О. по доверенности Райбера Р.В., возражения представителя Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области по доверенности Архиповой К.Г., представителя администрации Воскресенского муниципального района Московской области Минакова Н.В., представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Шманевой Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Силин Владимир Николаевич, Солодкий Владимир Николаевич, Шведов Николай Олегович, Егоров Анатолий Никонович, Ткачева Светлана Викторовна обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующими:
- решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 6 апреля 2018 г. N 626/61 "Об утверждении изменений в Генеральный план сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области" в части установления функциональной зоны с условным обозначением "СП-3 - зона объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов";
- решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 6 апреля 2018 г. N 628/62 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 6 апреля 2018 г. N 626/61 "Об утверждении изменений в Генеральный план сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области";
- решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 6 апреля 2018 г. N 629/62 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области" в части установления территориальной зоны с условным обозначением "СП-2 - зона объектов обращения с отходами".
В обоснование требований административные истцы указали, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиям пункта 5.1 и подпункта 1 пункта 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, поскольку расстояние от границы функциональной зоны "СП-3" и территориальной зоны "СП-2" и до границы дер. Свистягино составляет менее 800 м. Кроме того, истцы полагают, что нарушена процедура принятия генерального плана и правил землепользования и застройки территории, так как на публичные слушания выносились проекты правил землепользования и застройки территории и изменений в генеральный план сельского поселения Фединское, которые отличаются по содержанию от принятых оспариваемыми нормативными правовыми актами; нарушен утвержденный график проведения публичных слушаний.
Решением Московского областного суда от 4 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просят отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Податели жалобы не согласны с выводами суда о соблюдении процедуры подготовки и принятия генерального плана и правил землепользования и застройки территории, в частности порядка проведения публичных слушаний, и недоказанности нарушения оспариваемыми нормативными правовыми актами прав и законных интересов административных истцов.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Московской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд первой инстанции на основании пунктов "б", "в" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" пришел к обоснованному выводу о принятии оспариваемых нормативных актов уполномоченным органом.
Также судом установлено соблюдение порядка их опубликования в газете "Наше слово" от 5 мая 2018 г. N 59, на сайте администрации Воскресенского муниципального района Московской области 6 апреля 2018 г. (http://www.vmr-mo.ru).
По этим основаниям решение суда не обжалуется.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ, а порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31-33 ГрК РФ.
Обязательным этапом подготовки и принятия генерального плана и правил землепользования и застройки являются публичные слушания, процедура организации и проведения которых осуществляется в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.
Судом установлено, что 28 декабря 2017 г. в Воскресенской районной газете "Наше Слово" N 146 (12817) было размещено информационное сообщение о проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план сельского поселения Фединское, постановление было размещено на официальном интернет-портале правовой информации (doc.mosreg.ru). Публичные слушания были проведены во всех населенных пунктах сельского поселения Фединское, по результатам которых были составлены протоколы, содержащие информацию о замечаниях и предложениях по предмету обсуждения, 19 февраля 2018 г. было подписано и утверждено заключение по результатам слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план сельского поселения Фединское, 20 февраля 2018 г. оно было официально опубликовано в Воскресенской районной газете "Наше Слово" N 21 (12839).
Также постановлением главы администрации Воскресенского муниципального района от 24 января 2018 г. N 141-ППЗ "О проведении на территории Воскресенского муниципального района Московской области публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области" были утверждены комиссия по организации и график проведения публичных слушаний во всех населенных пунктах названного сельского поселения; информационное сообщение размещено 27 января 2018 г. в Воскресенской районной газете "Наше Слово" N 8 (12826). По результатам публичных слушаний составлены протоколы, в которых отражены замечания и предложения по предмету обсуждения, 28 марта 2018 г. утверждено и подписано заключение по результатам публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района, которое 3 апреля 2018 г. было опубликовано в Воскресенской районной газете "Наше Слово" N 43 (12861).
Вопреки доводам апелляционной жалобы то обстоятельство, что проект изменений в генеральный план и проект правил землепользования и застроек был опубликован не в течение одного дня с даты принятия решения о проведении публичных слушаний, не повлияло на обеспечение открытого, независимого и свободного обсуждения названных проектов и не повлекло невозможность реализации права граждан на участие в публичных слушаниях.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (пункт 2 статьи 2 ГрК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемые акты приняты с учетом замечаний и предложений, поступивших в период подготовки и проведения публичных слушаний, что вызвало необходимость внесения изменений в проект генерального плана и правил землепользования и застройки по отношению к варианту, вынесенному на обсуждение публичных слушаний, в результате только один земельный участок был отнесен к землям специального назначения.
Данное обстоятельство согласуется с названным ранее принципом градостроительного законодательства, положениями части 13 статьи 24 ГрК РФ и части 2 статьи 32 ГрК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 4 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Силина Владимира Николаевича, Солодкого Владимира Николаевича, Шведова Николая Олеговича, Егорова Анатолия Никоновича, Ткачевой Светланы Викторовны без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2019 г. N 4-АПА19-13
Текст определения опубликован не был