Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2019 г. N 20-КГ19-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2019 г. гражданское дело по иску Герейханова Замира Заидовича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан о признании незаконным заключения служебной проверки, признании травмы, причинённой в результате дорожно-транспортного происшествия, полученной при выполнении служебных обязанностей
по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности Магомедова Э.Б. на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 5 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 декабря 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности Пименова И.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение представителя федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" по доверенности Курсаева А.В. об обоснованности доводов кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя истца Герейханова З.З. по доверенности Иманалиева М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Герейханов Замир Заидович через своего представителя по доверенности Буттаева Р.Д. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан (далее также - Управление Росгвардии по Республике Дагестан), военно-врачебной комиссии федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" (далее также - военно-врачебная комиссия ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан") о признании незаконными заключения служебной проверки, заключения военно-врачебной комиссии в части установления причинной связи заболевания, признании травмы, причинённой в результате дорожно-транспортного происшествия, полученной при выполнении служебных обязанностей, об обязании изменить формулировку причинной связи заболевания на формулировку "военная травма".
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 1 октября 2016 г. проходит службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан в должности инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы (по городам Хасавюрту, Кизилюрту, Хасавюртовскому, Казбековскому, Новолакскому, Кизилюртовскому районам), имеет специальное воинское звание "старший лейтенант полиции".
28 октября 2017 г. при следовании Герейханова З.З. с места службы домой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого им получена травма, квалифицированная заключением судебно-медицинской экспертизы как тяжкий вред здоровью.
По факту получения Герейхановым З.З. травмы Управлением Росгвардии по Республике Дагестан проведена служебная проверка. Заключением служебной проверки от 14 декабря 2017 г. травма Герейханова З.З. признана полученной не при выполнении служебных обязанностей.
На основании распоряжения начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Республике Дагестан 28 июня 2018 г. военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" произведено освидетельствование Герейханова З.З., по результатам которого вынесено заключение о причинной связи полученной им травмы в формулировке "заболевание получено в период военной службы".
По мнению Герейханова З.З. заключение служебной проверки по факту получения им травмы является незаконным, поскольку 28 октября 2017 г. (в субботу) он находился на службе и исполнял служебные обязанности, дорожно-транспортное происшествие, в результате которого Герейханов З.З. получил травму, произошло при его следовании с места службы домой.
Также, Герейханов З.З. полагал незаконным заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" от 28 июня 2018 г., которым установлена причинная связь полученной им травмы в формулировке "заболевание получено в период военной службы", поскольку в основу данного заключения положены выводы служебной проверки о том, что травма получена Герейхановым З.З. не при выполнении служебных обязанностей.
Как указал Герейханов З.З., неправильное установление причинной связи полученной им травмы лишает его возможности получить страховое возмещение в рамках государственного обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, а также права на увольнение по состоянию здоровья в связи с невозможностью выполнять служебные обязанности с предоставлением ему при увольнении соответствующих льгот и выплат.
По приведённым основаниям и со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Герейханов З.З. просил суд признать незаконными заключение служебной проверки, утверждённое временно исполняющим обязанности начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан 14 декабря 2017 г., заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" от 28 июня 2018 г. в части установления причинной связи заболевания в формулировке "заболевание получено в период военной службы"; признать травму в результате дорожно-транспортного происшествия 28 октября 2017 г. полученной при выполнении служебных обязанностей; обязать военно-врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" изменить в заключении военно-врачебной комиссии формулировку причинной связи заболевания "получено в период военной службы" на формулировку "военная травма".
Представитель Управления Росгвардии по Республике Дагестан в суде иск не признал.
Определением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 25 сентября 2018 г. исковые требования Герейханова З.З. к военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Дагестан" о признании незаконным заключения от 28 июня 2018 г. в части установления причинной связи заболевания в формулировке "получено в период военной службы" и возложении обязанности изменить в заключении формулировку причинной связи заболевания "получено в период военной службы" на формулировку "военная травма" выделены в отдельное производство.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 5 октября 2018 г. исковые требований Герейханова З.З. удовлетворены. Суд признал незаконным заключение по результатам служебной проверки от 14 декабря 2017 г. по факту получения 28 октября 2017 г. инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы (по городам Хасавюрту, Кизилюрту, Хасавюртовскому, Казбековскому, Новолакскому, Кизилюртовскому районам) Управления Росгвардии по Республике Дагестан Герейхановым З.З. травмы - "закрытый вывих правой бедренной кости с краевым переломом крыши вертлужной впадины справа с незначительным смещением" в результате дорожно-транспортного происшествия. Названная травма, причинённая Герейханову З.З. в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 28 октября 2017 г. в 22 часа 00 минут на 571 километре федеральной автомобильной дороги "Кавказ", признана судом полученной при выполнении служебных обязанностей. С Управления Росгвардии по Республике Дагестан в пользу Герейханова З.З. взысканы денежные средства, уплаченные в качестве государственной пошлины, в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Управления Росгвардии по Республике Дагестан по доверенности Магомедова Э.Б. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Управления Росгвардии по Республике Дагестан судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 26 апреля 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 24 июня 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Герейханов З.З., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Герейханов З.З. с 1 октября 2016 г. проходит службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан в должности инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы (по городам Хасавюрту, Кизилюрту, Хасавюртовскому, Казбековскому, Новолакскому, Кизилюртовскому районам) Управления Росгвардии по Республике Дагестан, имеет специальное звание "старший лейтенант полиции".
28 октября 2017 г. (суббота) в 22 часа 00 минут в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине Бигишева Р.А., в транспортном средстве которого в качестве пассажира находился Герейханов З.З., последнему были причинены телесные повреждения, квалифицированные заключением судебно-медицинской экспертизы как тяжкий вред здоровью.
По поручению начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 11 декабря 2017 г. по факту получения Герейхановым З.З. травмы начальником отдела кадров Управления Росгвардии по Республике Дагестан была проведена служебная проверка.
14 декабря 2017 г. временно исполняющим обязанности начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан было утверждено заключение служебной проверки, согласно которому травма Герейханова З.З. признана полученной не при выполнении служебных обязанностей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Герейханова З.З. о признании незаконным заключения служебной проверки и о признании травмы Герейханова З.З. полученной при выполнении служебных обязанностей, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пришёл к выводу о том, что представленные по делу доказательства подтверждают факт выполнения Герейхановым З.З. служебных обязанностей на территории г. Кизилюрта Республики Дагестан 28 октября 2017 г. и факт следования истца в момент дорожно-транспортного происшествия с места службы домой. При этом суд исходил из того, что 28 октября 2017 г. (суббота) Герейханов З.З. фактически находился на службе в г. Кизилюрте Республики Дагестан, совершал действия по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота оружия.
Доводы ответчика о том, что приказом начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 20 декабря 2016 г. N 97 "Об организации служебно-боевой и повседневной деятельности в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан и в подчинённых организациях на 2017 год" для должностных лиц, проходящих службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан, был установлен режим служебного времени, согласно которому сотрудникам подразделений в том числе Герейханову З.З. определена продолжительность служебного времени с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, а суббота и воскресенье являлись для сотрудников выходными днями, судом первой инстанции признаны несостоятельными со ссылкой на то, что данный нормативный акт не распространяется на Герейханова З.З., а также на то, что он проходит службу в условиях ненормированного служебного времени.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157).
Согласно подпункту "а" пункта 4 названного Указа Президента Российской Федерации в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
3 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", определяющий правовое регулирование деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного федерального закона).
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 2 названного закона).
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
На основании части 1 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Порядок привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха, утверждён приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. N 382 (далее - Порядок).
Согласно положениям Порядка сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании правового акта директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, первого заместителя (заместителя) директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, руководителя (начальника) структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии, а также командующего округом войск национальной гвардии, начальника территориального органа Росгвардии, командира (начальника) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющих право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под подпись. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несёт дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения (пункт 2 Порядка).
В случаях, не терпящих отлагательства, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни принимается и доводится до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении по команде рапортом директору, первому заместителю (заместителю) директора, руководителю (начальнику) структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии, командующему округом войск национальной гвардии, начальнику территориального органа Росгвардии, командиру (начальнику) подразделения (организации) войск национальной гвардии. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, его продолжительность (пункт 3 Порядка).
В целях учёта продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни составляются табели учёта служебного времени сотрудников (пункт 4 Порядка).
Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с настоящим Порядком (пункт 12 Порядка).
Из приведённого нормативного правового регулирования следует, что режим служебного времени для лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, её территориальных органов и подразделений. Особенности режима служебного времени сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом. Сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта начальника территориального органа Росгвардии, командира (начальника) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющих право назначения сотрудников на должности. В случаях, не терпящих отлагательства, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни принимается и доводится до такого сотрудника прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этих случаях прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени по команде путём подачи командиру (начальнику) подразделения (организации) войск национальной гвардии рапорта с указанием оснований для такого привлечения.
Указанные нормативные положения применены судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям неправильно.
В обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Герейханова З.З. о признании незаконным заключения служебной проверки по факту получения 28 октября 2017 г. им травмы и признании травмы, полученной Герейхановым З.З. при выполнении служебных обязанностей, судебные инстанции исходили из того, что 28 октября 2017 г. (суббота) Герейханов З.З. фактически находился на службе в г. Кизилюрте Республики Дагестан, исполнял обязанности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота оружия и травма в результате дорожно-транспортного происшествия получена им при следовании с места службы домой. Также, судебные инстанции сослались на то, что Герейханов З.З. осуществлял служебные обязанности в режиме ненормированного служебного времени.
Между тем, как следует из материалов дела, приказом начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 20 декабря 2016 г. N 97 "Об организации служебно-боевой и повседневной деятельности в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан и в подчинённых организациях на 2017 год" утверждён регламент служебного времени должностных лиц, проходящих службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан, согласно которому продолжительность рабочего дня должностных лиц Управления Росгвардии по Республике Дагестан составляет 8 часов (рабочий день с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут), предвыходной день - 6 часов 45 минут (с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут), предпраздничный день - 7 часов (с 9 часов 00 минут до 17 часов 00 минут), выходные дни - суббота, воскресенье.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 названного приказа регламент служебного времени распространяется на должностных лиц, проходящих службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан, следовательно, названный регламент распространяется и на Герейханова З.З. как на сотрудника Управления Росгвардии по Республике Дагестан.
Положениями должностного регламента по занимаемой Герейхановым З.З. должности инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы с дислокацией в г. Хасавюрте Управления Росгвардии по Республике Дагестан (ответственного по г. Хасавюрту и Казбековскому району), который определяет права Герейханова З.З., его должностные обязанности и ответственность, установлено, что инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы с дислокацией в г. Хасавюрте Управления Росгвардии по Республике Дагестан старший лейтенант полиции Герейханов З.З. имеет продолжительность служебного времени, установленную положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 25 января 2017 г. Герейханов З.З. был ознакомлен с должностным регламентом.
Режим служебного времени для сотрудников, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в силу приведённого выше правового регулирования устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка руководителями территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и такие сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта или устного распоряжения начальника территориального органа Росгвардии, командира (начальника) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющих право назначения сотрудников на должности, однако какого-либо акта о привлечении Герейханова З.З. к выполнению служебных обязанностей в день недели - субботу (28 октября 2017 г.), который в соответствии с положениями регламента служебного времени должностных лиц, проходящих службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан, являлся для него выходным днём, ответчиком не издавалось, устных распоряжений о привлечении Герейханова З.З. к выполнению служебных обязанностей его прямым руководителем до истца не доводилось. Следовательно, суждение судебных инстанций в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Герейханова З.З. о том, что истец 28 октября 2017 г. (суббота) фактически находился на службе в г. Кизилюрте Республики Дагестан, исполнял обязанности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота оружия, в связи с чем травма в результате дорожно-транспортного происшествия получена им при исполнении служебных обязанностей при следовании с места службы домой, противоречит подлежащим применению нормам права, а потому является неправомерным.
Вывод суда о нераспространении на Герейханова З.З. приказа начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 20 декабря 2016 г. N 97 "Об организации служебно-боевой и повседневной деятельности в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан и в подчинённых организациях на 2017 год" со ссылкой на прохождение истцом службы в условиях ненормированного служебного времени противоречит пункту 12 Порядка привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха, утверждённого приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. N 382.
При рассмотрении настоящего спора судами были допущены также и другие существенные нарушения норм права.
На дату проведения служебной проверки (14 декабря 2017 г.) по факту получения Герейхановым З.З. травмы в результате дорожно-транспортного происшествия организация работы по проведению служебных проверок в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации была урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161 (далее также - Порядок проведения служебной проверки).
Положениями раздела IV Порядка проведения служебной проверки установлена процедура оформления результатов служебной проверки, а именно: заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трёх частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34); описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36); с учётом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и в том числе выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника (пункт 37); заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39).
Таким образом, названным выше нормативным правовым актом установлены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, а также в нём содержатся нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки.
Признавая незаконным заключение служебной проверки от 14 декабря 2017 г., суд сослался на то, что служебная проверка по факту получения Герейхановым З.З. травмы в результате дорожно-транспортного происшествия проведена Управлением Росгвардии по Республике Дагестан поверхностно, при проведении служебной проверки ответчик ограничился констатацией факта дорожно-транспортного происшествия по материалам уголовного дела, возбуждённого по факту дорожно-транспортного происшествия, сведениями из медицинских учреждений о состоянии здоровья Герейханова З.З., получением объяснений начальника межрайонного отдела лицензионно-разрешительной работы старшего лейтенанта полиции Дадаева И.С. и потерпевшего Герейханова З.З.
В силу положений статей 67, 71, 195-198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Между тем в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ в судебных постановлениях отсутствуют выводы о нарушении ответчиком порядка проведения служебной проверки по факту получения Герейхановым З.З. травмы, установленного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, с указанием норм, которые не были соблюдены должностными лицами Управления Росгвардии по Республике Дагестан при проведении служебной проверки.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Герейханова З.З. о признании незаконным заключения служебной проверки, признании травмы, причинённой в результате дорожно-транспортного происшествия, полученной при выполнении служебных обязанностей, не основаны на нормативных положениях, подлежащих применению к спорным отношениям.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 5 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 декабря 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Казбековский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2019 г. N 20-КГ19-6
Текст определения опубликован не был