В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов.
2. Утвердить прилагаемый Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
3. Утвердить прилагаемый Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
4. Утвердить прилагаемый Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения.
5. Утвердить прилагаемый Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
6. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного экологического надзора.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Д.Н.Удалов |
Доклад
с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665)
Руководство по соблюдению обязательных требований водного законодательства (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований водного законодательства.
Водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного кодекса РФ).
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты (ч.ч. 1, 2 ст. 5 Водного кодекса РФ).
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами (ч.ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
2. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта, обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (ч. 6 ст. 10 Водного кодекса РФ).
3. За негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, взимается плата (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ)).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Доклад
с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665)
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области в области обращения с отходами производства и потребления.
Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления состоит из Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Закон N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления (преамбула и ст. 2 Закона N 89-ФЗ).
1. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) подлежит лицензированию (п. 30 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
2. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
3. Объекты размещения отходов требуется внести в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ).
Места строительства объектов размещения отходов определяются на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Закона N 89-ФЗ).
4. Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должны проводить юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (п. 1 ст. 26 Закона N 89-ФЗ). Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 26 Закона N 89-ФЗ).
5. При размещении отходов требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии положениями Законов N 7-ФЗ и N 89-ФЗ.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ; п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ).
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
а) соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
б) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
в) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
д) соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
е) внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
ж) проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
з) проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
и) проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов;
к) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
л) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
м) разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
н) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
о) вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ);
п) представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ);
р) при образовании отходов I - V классов опасности осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 Закона N 89-ФЗ (п. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
7. Сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления, радиоактивных отходов необходимо осуществлять, когда условия и способы их безопасны для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ).
Условия сбора и накопления отходов производства и потребления нужно определять с учетом классов опасности отходов, агрегатного состояния отходов и надежности тары (п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03).
Хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре необходимо соблюдать следующие условия (п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03):
1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
4) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
5) поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
8. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
9. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду необходимо составить паспорт отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ). Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.
10. Транспортирование отходов необходимо осуществлять при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования (п. 1 ст. 16 Закона N 89-ФЗ).
11. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности (п. 1 ст. 15 Закона N 89-ФЗ).
12. Все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, подлежат учету. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
13. Данные учета в области обращения с отходами требуется вести в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами необходимо оформлять в письменном виде (п. 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами должно осуществлять лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе осуществления которых хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы обязаны представлять данные для ведения регионального кадастра отходов.
14. Запрещаются:
1) ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов (п. 1 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
2) размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
3) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (п. 8 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
4) захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
5) сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
6) размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
7) захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ, п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
8) захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (п. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
9) применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (п. 10 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
10) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
15. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность (п. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ).
Доклад
с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665)
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха.
Законодательство в области охраны атмосферного воздуха состоит из Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Закон N 96-ФЗ определяет правовые основы в области охраны атмосферного воздуха (преамбула и ст. 2 Закона N 96-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются:
предельно допустимые выбросы;
предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
технологические нормативы выбросов;
технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст. 12 Закона N 96-ФЗ).
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1 ст. 25 Закона N 96-ФЗ).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2 ст. 25 Закона N 96-ФЗ).
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3 ст. 25 Закона N 96-ФЗ).
При выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с положениями Законов N 7-ФЗ и N 96-ФЗ.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Доклад
с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665)
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр на участках недр местного значения.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ст. 11, 9 Закона "О недрах").
1. Лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению в следующих случаях:
1) реорганизации юридического лица путем:
а) его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
б) присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом;
в) его разделения или выделения из него другого юридического лица, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
2) прекращения деятельности юридического лица вследствие его присоединения к другому юридическому лицу при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
3) когда юридическое лицо выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
4) передачи права пользования участком недр юридическим лицом, являющимся основным обществом юридическому лицу:
а) являющемуся его дочерним обществом;
б) являющемуся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, соответствует:
требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации;
условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр;
условиям лицензии на пользование данным участком недр;
когда такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий;
5) приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, отвечающим квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах;
6) заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";
7) изменения наименования юридического лица.
Заявление на переоформление лицензии должно быть подано не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации изменений, в связи с наступившими событиями, указанными в п.п. 1 - 7 (ст. 17.1 Закона "О недрах").
2. Внесение изменений и дополнений, включая продление лицензий на право пользования недрами, осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Министерства в связи со (с):
1) значительным изменением объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр;
2) возникновением обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;
3) необходимостью завершения поисков и оценки месторождения полезных ископаемых на срок в соответствии с проектом работ по геологическому изучению недр, прошедшим экспертизу в соответствии с Законом РФ "О недрах";
4) необходимостью завершения разработки месторождения полезных ископаемых на срок в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным в соответствии с Законом РФ "О недрах";
5) необходимостью выполнения ликвидационных мероприятий на срок в соответствии с техническим проектом ликвидации горных выработок, согласованным в соответствии с Законом РФ "О недрах";
6) изменением границ участка недр, предоставленного в пользование в соответствии с Положением об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429;
7) исправлением технической ошибки в лицензии на пользование участком недр местного значения в соответствии с Законом РФ "О недрах";
8) включением в лицензию на пользование участком недр местного значения в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводного акта и графических приложений к нему в соответствии с Законом РФ "О недрах".
Пользование недрами осуществляется на основании лицензии в границах утвержденных горных или геологических отводов, в том числе и в порядке, предусмотренном ст. 19.1 Закона РФ "О недрах".
Основания для прекращения права пользования недрами.
Право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона "О недрах";
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Доклад
с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665)
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ст. 58, 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ст. 1, 2 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ)).
В соответствии с Законом N 33-ФЗ могут быть организованы следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:
природные парки;
государственные природные заказники регионального значения;
памятники природы регионального значения;
дендрологические парки и ботанические сады регионального значения.
Доклад
о правоприменительной практике осуществления регионального государственного экологического надзора
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665)
Доклад по правоприменительной практике осуществления регионального государственного экологического надзора подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели:
пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией (административная ответственность предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ);
пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (административная ответственность предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ);
нарушение порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности (административная ответственность предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ);
отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, или нарушение условий НООЛР;
не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (административная ответственность предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ);
не предоставляются до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которых хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, данных для ведения регионального кадастра отходов (административная ответственность предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ);
отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом (договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование) в случаях пользования водными объектами для целей, определенных частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса РФ (административная ответственность предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ);
нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (административная ответственность предусмотрена статьей 8.42 КоАП РФ);
нарушение требований к охране водных объектов (административная ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 20 июня 2019 г. N 665 "Об утверждении докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора, а также доклада о правоприменительной практике осуществления регионального государственного экологического надзора"
Настоящий приказ вступает в силу с 20 июня 2019 г.
Текст приказа опубликован не был