Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минздрава ЧР
от "16" 08.2019 г. N 171
Порядок
осуществления Министерством здравоохранения Чеченской Республики внутреннего финансового контроля
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового контроля (далее - Порядок) определяет правила осуществления внутреннего финансового контроля Министерством здравоохранения Чеченской Республики (далее - Министерство) и подведомственными учреждениями получателями бюджетных средств.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения финансовых планов, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.3. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- управление рисками полного или частичного не достижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, (далее - нарушения бюджетного законодательства), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств (далее - недостатки в сфере бюджетных правоотношений);
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
1.4. Предметом внутреннего финансового контроля являются бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые Министерством и подведомственными учреждениями в рамках, закрепленных за ними бюджетных полномочий.
1.5. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности и контроль по подведомственности.
2. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется подразделениями Министерства, исполняющими бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, актами Министерства, положениями об указанных подразделениях.
2.2. К контрольным действиям относятся проверки оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, наличия решений об осуществлении расходов, а также сверки данных, сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
2.3. Контрольные действия являются формой осуществления внутреннего финансового контроля методами самоконтроля, контроля по подчиненности и контроля по подведомственности.
2.4. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом подразделения Министерства и исполняющими бюджетные полномочия подведомственными учреждениями по мере совершения им операций (действий по формированию документов, влияющих (необходимых) на выполнение бюджетных процедур) путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, Чеченской Республики, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним приказам Министерства и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.5. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом заместителем министра, руководителями подразделений Министерства, исполняющими бюджетные полномочия и подведомственными учреждениями путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
2.6. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными получателями бюджетных средств (подведомственными учреждениями), путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Министерства, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
2.7. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый должностными лицами подразделений Министерства в соответствии с их должностными регламентами, охватывает следующие бюджетные процедуры:
составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств, документов необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
составление и представление документов в Федеральное казначейство по Чеченской Республики (финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
составление и представление документов в финансовый орган (Федеральное казначейство по Чеченской Республики), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений; исполнение бюджетной сметы;
принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений;
использование бюджетных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета.
3. Планирование внутреннего финансового контроля
3.1. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур.
3.2. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), срок ее исполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
3.3. Карта внутреннего финансового контроля составляется по форме приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку.
3.4. Процесс формирования карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
- анализ предмета внутреннего финансового контроля на необходимость проведения в его отношении контрольных действий, основанный на информации о бюджетных рисках;
- формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций. Перечень операций составлен по форме, приведенной в Приложении N 2
3.5. В целях определения приоритетных предметов внутреннего финансового контроля, включаемых в карты внутреннего финансового контроля, структурные подразделения проводят процедуры идентификации и оценки бюджетных рисков.
3.6. Идентификация бюджетных рисков осуществляется по каждой бюджетной процедуре, подлежащей исполнению в очередном финансовом году, на основании анализа актов, заключений, представлений и предписаний органов государственного финансового контроля, отчетов по мероприятиям внутреннего финансового аудита, информации, представленной подведомственным учреждением.
3.7. По каждому выявленному бюджетному риску проводится анализ условий и причин наличия такого риска (далее - факторы риска).
3.8. Результаты оценки бюджетных рисков прилагаются к карте внутреннего финансового контроля, который подлежит размещению на официальном сайте Министерства.
3.9. Планово-экономический отдел Министерства обобщает информацию о бюджетных рисках, сформированную при планировании внутреннего финансового контроля, и осуществляет ведение реестра наиболее значимых бюджетных рисков. По результатам систематизации указанной информации планово-экономический отдел представляет Министру здравоохранения Чеченской Республики (далее Министр) предложения по уменьшению наиболее значимых бюджетных рисков, включающие предложения по:
- приведению правовых актов Министерства в соответствие с положениями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также по их совершенствованию;
- включению автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранению недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации, исключению неэффективных автоматических контрольных действий;
- устранению иных факторов рисков.
3.10. Предложения по уменьшению выявленных бюджетных рисков и реестр бюджетных рисков подлежат рассмотрению и принятию по ним решений Министра. Пересмотр реестра бюджетных рисков проводится с периодичностью не реже одного раза в год.
3.11. Информация о проведении оценки бюджетных рисков, реестр бюджетных рисков размещаются на официальном сайте Министерства с правом доступа к ним должностных лиц Министерства.
4. Ведение журналов и оформление результатов внутреннего финансового контроля
4.1. Результаты контроля по уровню подчиненности и самоконтроля оформляются:
- визированием документов (внутреннее согласование);
- грифом согласования, справкой о согласовании, листом согласования или протоколом обсуждения документа (внешнее согласование);
- санкционированием (авторизацией) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
- записями в журналах внутреннего финансового контроля;
- наименованием и присвоением порядковых номеров папкам (делам);
- указанием подразделений, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;
- выделением отчетного периода;
- указанием количества листов в папке (деле);
4.2. Ведение, учет и хранение журнала осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур. Ведение журнала предполагает непрерывное занесение уполномоченными лицами записей в регистр на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия с учетом ограничений, установленных законом РФ в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
4.3. Форма журнала результатов финансового контроля приведена в Приложении N 3 к настоящему Порядку.
4.4. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется планово-экономическим отделом Министерства Министру не реже одного раза в квартал, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. Информация представляется Министру (незамедлительно) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля Министр принимает решение:
а) о проведении служебной проверки, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный срок;
б) об отсутствии оснований применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в Министерство финансов Чеченской Республики, правоохранительные органы при наличии неустранимых нарушений бюджетного законодательства.
4.6. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля планово-экономическим отделом Министерства составляется ежеквартальный и годовой отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет).
4.7. Отчет составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля по примерной форме согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку.
4.8. В состав Отчета включается пояснительная записка, содержащая:
- описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
- сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
- сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков причин их возникновения.
4.9. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- изменение плана внутреннего финансового контроля в целях снижения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
- актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отражать унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
- уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики Министерства;
- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- устранение конфликта интересов должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.