В рамках проведения III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" в 2019 г., а также в целях обновления содержания и форм здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях Нижегородской области, привлечения внимания педагогической общественности к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью приказываю:
1. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (Е.Г. Калинкина) совместно с отделом дошкольного и общего образования (О.Г. Палавина) организовать и провести с 25 апреля по 23 августа 2019 года региональный этап III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" (далее - региональный этап конкурса).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении регионального этапа конкурса.
3. Утвердить прилагаемые состав оргкомитета и состав экспертной комиссии регионального этапа конкурса.
4. Рекомендовать руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных организаций организовать участие образовательных организаций в региональном этапе конкурса.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Е.Л. Родионову.
Министр |
С.В. Злобин |
Утвержден
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 29 апреля 2019 г. N 316-01-63-1031
Состав
регионального организационного комитета III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" в 2019 г.
Сопредседатели оргкомитета: | ||
Родионова Елена Леонидовна |
- |
Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
Максимова Светлана Алексеевна |
- |
д.ф.н., проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО |
Члены оргкомитета: | ||
Гладышева Ольга Семеновна |
- |
д.б.н., профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО |
Удалова Раиса Ивановна |
- |
к.пед.н., начальник научно-исследовательского отдела ГБОУ ДПО НИРО |
Кузнецова Елена Владиленовна |
- |
руководитель информационно-методического центра мониторинга и статистики в образовании ГБОУ ДПО НИРО |
Андреева Наталья Юрьевна |
- |
Начальник редакционного отдела ГБОУ ДПО НИРО |
Утвержден
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 29 апреля 2019 г. N 316-01-63-1031
Состав
экспертной комиссии III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" в 2019 г.
Гладышева Ольга Семеновна |
- |
д.б.н., зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО |
Аксенова Елена Борисовна |
- |
к.п.н., зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО |
Фомичева Елена Николаевна |
- |
к.пед.н., зав. кафедрой теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО |
Яковлева Марина Анатольевна |
- |
к.б.н., доцент кафедры здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО |
Тимченко Марина Викторовна |
- |
директор МАОУ СШ N 4 г. Бор |
Утвержден
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 29 апреля 2019 г. N 316-01-63-1031
Положение
о региональном этапе III Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья"
Настоящее Положение определяет цели и задачи регионального этапа III Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" (далее - региональный этап конкурса), порядок его организации и проведения.
1. Общие положения
1.1. Региональный этап конкурса проводится Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО) при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
2. Цели и задачи
2.1. Региональный этап конкурса нацелен на развитие инновационной деятельности образовательных организаций (далее - школ) по сохранению здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обновление содержания и форм оздоровительной работы в школах Нижегородской области, привлечение внимания педагогической общественности к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью.
2.2. Задачами регионального этапа конкурса являются:
- выявление лучших практик организации здоровьесберегающего образовательного процесса, а также использования здоровьесберегающих технологий в школах;
- трансляция лучшего опыта обеспечения охраны здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ на основе современных здоровьесберегающих технологий;
- привлечение внимания участников образовательного процесса к проблематике сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ.
3. Номинации регионального этапа конкурса
3.1. Конкурс проводится по трем номинациям:
- номинация "Лучшая здоровьесберегающая школа";
- номинация "Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий";
- номинация "Лучший конспект тематического занятия".
4. Участники регионального этапа конкурса
4.1. В региональном этапе конкурса принимают участие школы Нижегородской области, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и педагоги данных школ.
4.2. Победители региональных этапов I или II Всероссийских конкурсов "Школа - территория здоровья" не могут участвовать в региональном этапе III Всероссийского конкурса.
4.3. Участие в региональном этапе конкурса является добровольным и бесплатным.
5. Организационный комитет регионального этапа конкурса
5.1. Для организации и проведения регионального этапа конкурса создается организационный комитет (далее - оргкомитет), в состав которого входят представители министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, сотрудники ГБОУ ДПО НИРО и руководители образовательных организаций.
5.2. Состав оргкомитета утверждается приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
6. Экспертная комиссия регионального этапа конкурса
6.1. Экспертная комиссия регионального этапа конкурса (далее - экспертная комиссия) проводит экспертизу и оценку представленных на конкурс материалов.
6.2. В состав экспертной комиссии входят сотрудники ГБОУ ДПО НИРО (специалисты в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью), эксперты-практики.
6.3. Состав экспертной комиссии утверждается приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
7. Этапы и сроки проведения регионального этапа конкурса
7.1. Региональный этап конкурса проводится заочно в период с 25 апреля 2019 года по 23 августа 2019 года.
7.2. С 25 апреля по 9 августа 2019 года конкурсные материалы направляются в электронном виде и на бумажных носителях по адресу оргкомитета регионального этапа конкурса: ГБОУ ДПО НИРО, ул. Ванеева, д. 203, административный корпус, к. 310; и на e-mail: labzd@yandex.ru.
7.3. Экспертиза конкурсных материалов регионального этапа конкурса проводится с 12 по 23 августа 2019 года.
7.4. Победители регионального этапа конкурса (по одному в каждой номинации) направляются для участия в федеральном этапе III Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья".
8. Порядок проведения регионального этапа конкурса
8.1. Экспертная комиссия в установленные сроки (см. п. 7.3) проводит экспертизу и оценку конкурсных материалов участников. Результаты оценки в баллах заносятся в протокол по каждой номинации. Итоговые баллы суммируются.
8.2. На основании ранжирования конкурсных материалов с учетом набранных баллов экспертная комиссия определяет победителей, занявших I, II и III место в каждой номинации.
8.3. Победители регионального этапа конкурса, занявшие I, II и III места, награждаются соответствующими дипломами победителя регионального этапа конкурса.
8.4. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области направляет в оргкомитет III Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" конкурсную документацию участников, занявших первые места по итогам регионального этапа конкурса (по одному в каждой номинации).
9. Требования к содержанию и оформлению конкурсной документации
9.1. Основанием для регистрации участника регионального этапа конкурса является предоставление обязательного комплекта документов в электронном и бумажном виде:
- приложения 1, 2, 3 - к номинации "Лучшая здоровьесберегающая школа";
- приложения 4, 5 - к номинациям "Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий" и "Лучший конспект тематического занятия".
9.2. Требования к оформлению документов по номинации "Лучшая здоровьесберегающая школа".
9.2.1. Описание модели здоровьесберегающей школы в формате MS Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 пт, интервал - 1,0, поля страниц: левое - 2 см, правое - 2 см, нижнее - 2 см, верхнее - 2 см.
9.2.2. Объем текста описания модели здоровьесберегающей школы должен составлять не более 5 страниц формата А4. Описание модели может быть дополнено приложениями объемом не более 15 страниц формата А4.
9.2.3. В верхнем колонтитуле на каждой странице документа и слайда обязательно должно быть указаны наименование органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, а также полное название и юридический адрес школы.
9.2.4. Электронная презентация модели здоровьесберегающей школы создается в программе Power Point объемом не более 15 слайдов.
9.3. Требования к оформлению документов по номинациям "Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий" и "Лучший конспект тематического занятия".
9.3.1. Конспект урока/тематического занятия (далее - конспект) предоставляется в формате MS Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 пт, интервал - 1,0, поля страниц: левое - 2 см, правое - 2 см, нижнее - 2 см, верхнее - 2 см.
9.3.2. Объем конспекта должен составлять не более 10 страниц формата А4. Конспект может быть дополнен приложениями объемом не более 15 страниц формата А4.
9.3.3. В верхнем колонтитуле на каждой странице документа и слайда обязательно должны быть указаны наименование органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, полное название и юридический адрес школы, ФИО, должность автора(ов) конспекта (не более двух авторов).
9.3.4. Электронная презентация конспекта создается в программе Power Point объемом не более 15 слайдов.
9.4. Документы, поступившие в адрес оргкомитета регионального этапа конкурса позже 9 августа 2019 года, к участию в региональном этапе конкурса не допускаются.
9.5. Документы, оформленные с нарушениями требований, к участию в региональном этапе конкурса не допускаются.
9.6. Представленные конкурсные материалы не возвращаются, рецензии авторам не высылаются.
10. Критерии оценки конкурсных материалов
10.1 Критерии оценивания конкурсных материалов участников различаются в зависимости от номинации:
- "Лучшая здоровьесберегающая школа" - приложение 6;
- "Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий", "Лучший конспект тематического занятия" - приложение 7.
10.2. По каждому из критериев членами экспертной комиссии регионального этапа конкурса выставляются баллы (от 1 до 10), которые затем суммируются. I место занимает участник, набравший максимальную сумму баллов.
10.3. Победителями регионального этапа конкурса становятся школы и авторы конспектов, занявшие I, II и III места в соответствующих номинациях.
11. Подведение итогов регионального этапа конкурса
11.1. Итоги регионального этапа конкурса подводятся оргкомитетом в срок до 23 августа 2019 года.
11.2. Информация об итогах регионального этапа конкурса размещается на официальном сайте ГБОУ ДПО НИРО на странице кафедры здоровьесбережения в образовании в срок до 26 августа 2019 г.
Приложение 1
Перечень
документов конкурсанта регионального этапа III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья"
(Номинация 1)
N |
Документ |
Электронная копия |
1. |
Заявка школы на участие в региональном этапе III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" (см. Приложение 2) |
|
2. |
Анкета для оценки содействующей укреплению здоровья деятельности школы (см. Приложение 3) |
|
3. |
Описание модели здоровьесберегающей школы (не более 5 страниц формата А4) с приложениями (не более 15 страниц формата А4) |
|
4. |
Электронная презентация модели здоровьесберегающей школы в программе Power Point (не более 15 слайдов) |
|
Приложение 2
Заявка
на участие в региональном этапе III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья"
(Номинация 1)
1. |
Наименование школы (полностью) |
|
2. |
Субъект Российской Федерации |
|
3. |
Юридический адрес школы (с индексом) |
|
4. |
Вид реализуемой адаптированной основной общеобразовательной программы / контингент обучающихся |
|
5. |
Общая численность обучающихся |
|
6. |
Фамилия, имя, отчество руководителя школы |
|
|
Контактный телефон / факс |
|
|
|
|
С дальнейшим использованием представляемой информации в печати согласен(-на)
____________________________/_______________________________
(ФИО и подпись директора школы - участника III Всероссийского конкурса).
________________/__________________
Подпись руководителя органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования
Приложение 3
Анкета
для оценки содействующей укреплению здоровья деятельности школы
(Номинация 1)
Убедительно просим Вас внимательно отнестись к ответам на поставленные вопросы с учетом специфики образовательной деятельности школы. Номер выбранного Вами ответа обведите кружком. Благодарим Вас за помощь!
1. Декларация организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - школы) о приверженности содействовать укреплению здоровья обучающихся
1.1. Изучение проблем, связанных со здоровьем, с учетом условий жизни обучающихся и условиями жизни местных жителей в целом. Использование информации (материалов) в образовательном процессе.
А) ДА Б) НЕТ
1.2. Наличие официального документа школы (декларация, концепция), отражающего комплексный подход к укреплению здоровья обучающихся
А) ДА Б) НЕТ
1.3. Наличие команды (группы) из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, обучающихся, медицинских работников, родителей и т.д.) и других заинтересованных лиц.
А) ДА Б) НЕТ
1.4. Показатели здоровья в перечне показателей эффективности работы школы
А) Используется комплекс показателей состояния здоровья обучающихся: распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний по данным профилактических осмотров, показатели острой заболеваемости, физического развития, физической подготовленности, комплексная оценка состояния здоровья
Б) Учитываются некоторые (3 - 4) показатели состояния здоровья
В) Учитываются некоторые (1 - 2) показатели состояния здоровья
Г) НЕТ
1.5. Наличие программы развития, включающей: ожидаемые результаты и достижимые цели; перспективный план развития школы, содействующей укреплению здоровья на 3 - 5 лет; текущий план работы, включающий все направления деятельности школы
А) Включены все компоненты программы развития
Б) Частично, включены не все компоненты
В) Отсутствуют
1.6. Наличие предложений обучающихся, включенных в план работы школы
А) ДА Б) НЕТ
1.7. Организация самоаудита (самопроверки) школы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся
А) ДА Б) НЕТ
1.8. Портфолио школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни обучающихся.
А) Есть с момента работы школы, как школы, содействующей укреплению здоровья
Б) Есть за 2 - 3 года
В) Есть за последний год
Г) НЕТ
2. Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития обучающихся в соответствии с возрастными закономерностями роста и развития.
2.1. Достаточная площадь и гигиенически рациональное зонирование и озеленение земельного участка школы; защита территории школы от попадания любых биологических, химических и прочих загрязняющих веществ, которые могут причинить вред здоровью, в т.ч.: наличие физкультурно-спортивных площадок, которые могут быть использованы обучающимися, в том числе в пределах шаговой доступности (10 - 15 минут).
А) Площадь земельного участка превышает гигиенические требования (35 м2 на 1-го учащегося), наличие всех требуемых зон участка и/или несколько физкультурно-спортивных площадок
Б) Соответствие площади участка гигиеническим требованиям из расчета 35 м2 на 1-го учащегося; наличие учебно-опытной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и зоны отдыха, защищенных от загрязняющих веществ, вредных для здоровья
В) Возможны незначительные (до 10%) отступления (в сторону уменьшения) от гигиенических нормативов площади. Наличие физкультурно-спортивной зоны или договора о возможности использования физкультурно-оздоровительного комплекса. Остальные зоны участка школы отсутствуют или представлены в неполном объеме.
Г) Значительные (более 10%) отступления от гигиенических нормативов и/или отсутствие физкультурной зоны
2.2. Наличие:
- физкультурно-спортивных залов в школе (и/или использование спортивных залов в радиусе не более 0,5 км);
А) более 2 залов Б) 2 зала В) 1 зал Г) НЕТ
- бассейна.
А) Наличие бассейна в школе Б) Использование бассейна вне школы В) НЕТ
2.3. Количество учебных помещений, в которых параметры микроклимата (температура и влажность воздуха) соответствуют гигиеническим требованиям.
А) 100 - 99% Б) 98 - 95% В) 94 - 90% Г) 89% и менее
2.4. Регламентация проветривания помещений школы.
А) Проветривание проводится в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Наличие графика проветривания.
Б) Проветривание проводится в соответствии с гигиеническими рекомендациями
В) Проветривание проводится без учета гигиенических рекомендаций Г) Проветривание помещений не проводится
2.5. Количество рабочих мест учащихся (% от общего количества учебных мест), уровни освещенности которых соответствуют гигиеническим требованиям
А) 100 - 95% Б) 94 - 89% В) 88 - 82% Г) 81% и менее
2.6. Количество обучающихся (в % от общего числа обучающихся), обеспеченных учебной мебелью, размеры которой соответствуют их росту.
А) 100 - 95% Б) 94 - 89% В) 88 - 61% Г) 60 и менее
2.7. Количество учебных помещений, мебель в которых позволяет чередовать рабочие позы обучающихся сидя и стоя.
А) 100 - 76% Б) 75 - 51% В) 50 - 26% Г) 25% и менее
2.8. Количество обучающихся, которые сидят за партами и столами с учетом их состояния здоровья (остроты зрения, наличия нарушений осанки и склонности к простудным заболеваниям).
А) 100 - 95% Б) 94 - 81% В) 80 - 56% Г) 55% и менее
2.9. Количество обучающихся, у которых вес ранцев соответствует гигиеническим требованиям.
А) 100 - 95% Б) 94 - 81% В) 80 - 56% Г) 55% и менее
2.10. Количество обучающихся, использующих в школе сменную обувь, способствующую профилактике деформации стопы.
А) 100 - 85% Б) 84 - 60% В) 59 - 41% Г) 40% и менее
2.11. Количество классных коллективов (в % от общего количества классных коллективов в школе), учебные нагрузки которых превышают гигиенические нормативы.
А) нет Б) до 5% В) 5 - 10% Г) более 10%
2.12. Количество классных коллективов, в расписании уроков, которых оптимально чередуются различные предметы (основные предметы и музыка, ИЗО, физкультура; предметы естественно-математического и гуманитарного циклов); учитываются закономерностям изменения функционального состояния обучающихся в динамике учебного дня и недели и используются шкалы трудности предметов.
А) 100 - 75% Б) 74 - 51% В) 50 - 26% Г) 25% и менее
2.13. Количество педагогов, которые организуют свои уроки гигиенически рационально (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, видов преподавания, использование ТСО, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок).
А) 100 - 95% Б) 94 - 81% В) 80 - 56% Г) 55% и менее
2.14. Количество подготовленных (используемых) электронных средств (учебников) обучения, соответствующих гигиеническим требованиям.
А) 100 - 99% Б) 98 - 90% В) 89 - 81% Г) 80% и менее
2.15. Количество уроков физического воспитания, построение которых соответствует гигиеническим требованиям (оптимальная плотность, рациональная структура и нагрузка урока, медицинский контроль).
А) 100 - 95% Б) 94 - 81% В) 80 - 56% Г) 55% и менее
2.16. Наличие медицинских групп физического воспитания, организация занятий в них.
А) Наличие основной, подготовительной, специальной (А и Б) групп; занятия в группах проводятся строго по своей программе соответствующим специалистом (например, в специальной Б группе - инструктором ЛФК
Б) Наличие основной, подготовительной, специальной (А и Б) групп; занятия в группах проводятся по своей программе.
В) Разделение на группы есть, но оно "условно". Рекомендации по дифференцированному проведению занятий в группах не учитываются.
Г) Фактического разделения на группы нет.
2.17. Достаточность объема двигательной активности обучающихся в школе:
- наличие трех уроков физкультуры в неделю;
А) ДА Б) НЕТ
- наличие динамического часа (паузы) в течение учебного дня;
А) ДА Б) НЕТ
- наличие физкультминуток на уроках:
А) ДА Б) НЕТ
- в т.ч.: - вводной физкультминутки
А) ДА Б) НЕТ
2.18. Объем двигательной активности во внеучебное время (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья).
А) Регулярно (не реже 1 раза в неделю) Б) Регулярно (не реже 1 раза в месяц)
В) Редко Г) НЕТ
2.19. Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное и каникулярное время: достаточный выбор физкультурно-спортивных занятий (секций, кружков) для обучающихся разного возраста, пола.
А) 5 - 6 секций, занятий и более Б) 3 - 4 секции, занятий В) 1 - 2 секции Г) НЕТ
2.20. Количество обучающихся, которые выполняют домашние задания в соответствии с гигиеническими требованиями.
А) 100 - 75% Б) 74 - 51% В) 50% - 26% Г) 25% и менее
2.21. Наличие графика каникул, соответствующего закономерностям изменения функционального состояния организма обучающихся в динамике учебного года.
А) Режим каникул, предусматривающий регулярное чередование учебного и каникулярного времени - 5 - 6 недель учебы сменяются недельными каникулами).
Б) "Традиционный" режим каникул (4 четверти, каникулы 3 раза в течение учебного года: после 1-й, 2-й и 3-й четверти)
2.22. Сменность обучения.
А) Обучение в одну (первую) смену Б) Обучение в две смены В) Обучение в три смены
2.23. Внедрение образовательных программ и технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; личностно-ориентированный подход, индивидуальная образовательная траектория и т.п.
А) ДА Б) НЕТ
2.24. Учет гендерных (половых) особенностей учащихся при организации процесса обучения.
А) ДА Б) НЕТ
2.25. Использование современных информационных технологий в обучении детей здоровью.
А) ДА Б) НЕТ
2.26. Количество обучающихся, получающих в школе горячее питание.
А) 100% Б) 99% - 75% В) 74% и менее
2.27. Обеспеченность обучающихся доброкачественной питьевой водой.
А) Кулеры в каждом классе (наличие чистых (одноразовых стаканов).
Б) Кулеры, титаны (наличие чистых стаканов) и фонтанчики в рекреации на всех этажах
В) Питьевая вода только в столовой (кулеры, титаны и т.д.). Наличие чистых стаканов (и/или одноразовых).
Г) Питьевой режим не организован
3. Социально-психологический климат.
3.1 Наличие школьного самоуправления и вовлеченность его органов, как и всех обучающихся, в укрепление здоровья всего школьного сообщества. А) ДА Б) НЕТ
3.2. Вовлеченность родителей и их выборного органа в содействие укреплению здоровья школьников.
А) Вовлеченность родителей во все направления деятельности школы, содействующей укреплению здоровья (ШСУЗ)
Б) Вовлеченность родителей в большинство направлений деятельности ШСУЗ
В) Вовлеченность родителей в некоторые направления деятельности ШСУЗ Г) НЕТ
3.3. Охват психологическим консультированием обучающихся.
А) Организация психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, наличие индивидуальных психологических консультаций
Б) Наличие психолога, его индивидуальная работа с учащимися, нуждающимися в психологическом консультировании
В) Отсутствует
3.4. Наличие у обучающихся портфолио (по разделу здорового образа жизни).
А) У всех обучающихся Б) У подавляющего большинства обучающихся
В) частично Г) НЕТ
3.5. Количество обучающихся, у которых регистрируются благоприятные изменения в показателях невротизации.
А) Более 55% Б) 54 - 40% В) 39 - 30% Г) Менее 30%
3.6. Количество обучающихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и эмоционального стресса (снижение уровня эмоционального стресса и тревожности).
А) 70% и более Б) 69 - 50% В) 49 - 25% Г) Менее 25%
4. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
4.1. Наличие занятий по формированию здоровья, здорового образа жизни детей, на которых обучающиеся приобретают соответствующие их возрасту знания, овладевают аналитическими навыками, приобретают умения и опыт, которые помогут им сделать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни и придерживаться поведения, способствующего сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих:
- в расписании занятий;
А) Во всех классных коллективах Б) В более чем 50% классных коллективов
В) В менее чем 50% классных коллективов Г) НЕТ
- в расписании внеклассных видов деятельности;
А) Во всех классных коллективах Б) В более чем 50% классных коллективов
В) В менее чем 50% классных коллективов Г) НЕТ
- во внешкольной работе.
А) Во всех классных коллективах Б) В более чем 50% классных коллективов
В) В менее чем 50% классных коллективов Г) НЕТ
4.2. Формирование культуры здоровья обучающихся на всех этапах их обучения; преемственность образовательных программ обучения детей здоровью (уроки здоровья, интеграция санитарного просвещения и гигиенического воспитания в школьную программу и т.п.).
А) ДА Б) НЕТ
4.3. Проведение конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, в том числе художественного творчества детей, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни детей и подростков.
А) Не реже 1 раза в неделю Б) Не реже 2 раз в месяц
В) Проводятся реже 2 раз в месяц Г) Не проводятся
4.4. Оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся.
А) Наглядной агитацией по данной тематике "охвачена" вся школа, все учебные кабинеты
Б) Наглядная агитация представлена в более чем 50% учебных кабинетов школы
В) Наглядная агитация представлена в некоторых учебных кабинетах школы
Г) Отсутствует
4.5. Повышение квалификации педагогических кадров (в течение 5 последних лет) по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья обучающихся, формирования их здорового образа жизни.
А) Обучение на курсах повышения квалификации
Б) Обучение на курсах повышения квалификации
В) Обучение организовано в школе (семинары, лекции, консультации)
Г) Сотрудники не обучаются
4.6. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни (в течение 5 последних лет).
А) 100% - 75% Б) 74% - 26% В) 25 и менее Г) НЕТ
4.7. Проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.
А) Проводятся систематически (3 - 4 раза в месяц)
Б) Проводятся систематически (1 - 2 раза в месяц)
В) Проводятся эпизодически
Г) Не проводятся
4.8. Мониторинг факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний у обучающихся в школе.
А) Мониторинг проводится среди всех обучающихся начальной, средней и старшей школы
Б) Мониторинг проводится среди всех обучающихся только двух ступеней школы (например, средней и старшей школы и т.п.)
В) Мониторинг проводится среди обучающихся только одной ступени школы (например, только среди учащихся начальной школы)
Г) Мониторинг не проводится
4.9. Степень информированности обучающихся в отношении факторов риска формирования отклонений в состоянии здоровья.
А) 100 - 95% Б) 94 - 80% В) 79 - 60% Г) 59% и менее
4.10. Степень сформированности у обучающихся установок на здоровый образ жизни.
А) 100 - 86% Б) 86 - 75% В) 74 - 50% Г) 49% и менее
5. Связи школы с общественностью.
5.1. Взаимоотношения между школой и семьями обучающихся. Привлечение родителей к мероприятиям, связанным с укреплением здоровья обучающихся.
А) Активное участие большинства родителей вместе с детьми во всех мероприятиях, связанных с укреплением здоровья
Б) Участие родителей вместе с детьми во всех мероприятиях, связанных с укреплением здоровья
В) Помощь родителей в организации мероприятий, связанных с укреплением здоровья
Г) Родители не участвуют
5.2. Сотрудничество школы с основными местными общественными организациями и отдельными заинтересованными лицами.
А) Постоянное, систематическое Б) Постоянное, систематическое
В) Эпизодическое Г) Отсутствует
5.3. Сотрудничество школы с региональным центром поддержки Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья.
А) Постоянное, систематическое Б) Постоянное, систематическое
В) Эпизодическое Г) Отсутствует
5.4. Сотрудничество школы с территориальным отделением Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ).
А) Постоянное, систематическое Б) Постоянное, систематическое
В) Эпизодическое Г) Отсутствует
6. Медицинское обеспечение, показатели здоровья учащихся всей школы.
6.1. Наличие медицинского пункта (медицинского кабинета) в школе.
А) Медицинский пункт (кабинет) соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и имеется дополнительные помещения для проведения дополнительной оздоровительной работы (например, помещения! для лечебной физкультуры и др.)
Б) Медицинский пункт (кабинет) соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
В) Медицинский пункт (кабинет) не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
Г) Отсутствует
6.2. Наличие медицинского персонала, работающего в школе:
- количество врачей;
А) На основании договора с АПУ или ЛПУ к работе в школе, помимо школьного врача, дополнительно привлечены врачи-специалисты (например, врач-физиотерапевт, врач аллерголог-иммунолог и др.)
Б) Врач в школе работает, его нагрузка соответствует приказу Минздрава РФ N 371 от 16.10.2001 (1 ставка врача на 1200 учащихся) (например, в школе с числом учащихся 600 чел. врач работает на 0,5 ставки).
В) Врач в школе работает, но его нагрузка на 1 ставку выше, предусмотренной приказом N 371 от 16.10.2001 (например, в школе с числом учащихся 600 чел. врач работает на 0,25 ставки).
Г) Врач в школе не работает
- график работы школьного врача;
А) Обеспечено ежедневное присутствие школьного врача, работающего сверх нормируемой продолжительности рабочего времени (например, для проведения оздоровительной работы)
Б) Обеспечено ежедневное присутствие школьного врача в соответствии со штатным расписанием
В) Школьный врач посещает школу несколько раз в неделю в соответствии с графиком (но не ежедневно)
Г) Врач в школе не работает
- количество среднего медицинского персонала;
А) На основании договора с АПУ или ЛПУ к работе в школе, помимо школьной медицинской сестры, дополнительно привлечены средние медицинские работники (например, медицинская сестра, отпускающая физиотерапевтические процедуры, или инструктор по лечебной физкультуре или массажист и др.)
Б) Медицинская сестра (фельдшер) в школе работает, ее нагрузка соответствует приказу Минздрава РФ N 371 от 16.10.2001 (1 ставка медицинской сестры на 600 учащихся) (например, в школе, с числом учащихся 600 чел. медицинская сестра работает на 1 ставку).
В) Медицинская сестра (фельдшер) в школе работает, но ее нагрузка на 1 ставку выше, предусмотренной приказом N 371 от 16.10.2001 (например, в школе с числом учащихся 600 чел., медицинская сестра работает на 0,5 - 0,75 ставки).
Г) Медицинская сестра (фельдшер) в школе не работает.
- график работы среднего медицинского персонала.
А) Обеспечено ежедневное присутствие среднего медицинского персонала, работающего сверх нормируемой продолжительности рабочего времени (например, для проведения оздоровительной работы) (с 8.00. до 20.00).
Б) Обеспечено ежедневное присутствие среднего медицинского персонала школы в соответствии со штатным расписанием.
В) Средний медицинский персонал посещает школу несколько раз в неделю в соответствии с графиком (но не ежедневно).
Г) Средний медицинский персонал в школе не работает.
6.3. Оборудование, оснащение медицинского кабинета.
А) Соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и имеется дополнительное оборудование для проведения дополнительной оздоровительной работы (например, оборудование для физиотерапии, фитотерапии, лечебной физкультуры, массажа и др., разрешенное МЗ и СР РФ)
Б) Соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
В) Соответствует не полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (например, отсутствует холодильник для вакцин и медикаментов).
Г) Отсутствует оборудование и оснащение в связи с отсутствием медицинского кабинета.
6.4. Численность обучающихся, у которых в процессе учебы зарегистрированы благоприятные изменения физического развития.
А) В течение последних 2 и более лет уменьшается численность учащихся с отклонениями в физическом развитии более чем на 5% в год.
Б) В течение последних 2 и более лет уменьшается численность учащихся с отклонениями в физическом развитии на 3 - 5% в год.
В) В течение последних 2 и более лет численность учащихся с отклонениями в физическом развитии остается стабильной (колеблется в пределах +/- 3%).
Г) Физическое развитие учащихся не оценивалось или в течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с отклонениями в физическом развитии более чем на 3% в год.
6.5. Численность обучающихся, у которых отмечается благоприятная динамика состояния здоровья (по результатам обработки данных анкетного опроса для выявления жалоб на нарушения здоровья).
А) В течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с благоприятной динамикой состояния здоровья более чем на 5% в год.
Б) В течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с благоприятной динамикой состояния здоровья на 3 - 5% в год.
В) В течение последних 2 и более лет численность учащихся, у которых (по числу жалоб) отсутствует динамика состояния здоровья (колеблется в пределах +/ - 3%).
Г) Опрос для выявления жалоб учащихся на нарушения здоровья не проводился или в течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья более чем на 3% в год.
6.6. Изменения количества случаев заболеваний, перенесенных обучающимися.
А) В течение последних 2 и более лет уменьшается количество случаев заболеваний более чем на 5% в год.
Б) В течение последних 2 и более лет уменьшается количество случаев заболеваний на 3 - 5% в год.
В) В течение последних 2 и более лет количество случаев заболеваний остается стабильным (колеблется в пределах +/- 3%).
Г) Сбор и анализ данных о заболеваемости учащихся не проводился или в течение последних 2 и более лет увеличивается количество случаев заболеваний более чем на 3 - 5% в год.
6.7. Численность обучающихся, у которых в процессе учебы регистрируются благоприятные изменения физической подготовленности.
А) В течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с благоприятными изменениями физической подготовленности более чем на 5% в год.
Б) В течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с благоприятными изменениями физической подготовленности на 3 - 5% в год.
В) В течение последних 2 и более лет численность учащихся с благоприятными изменениями физической подготовленности остается стабильной (колеблется в пределах +/- 3%).
Г) Физическая подготовленность учащихся не оценивалась или в течение последних 2 и более лет уменьшается численность учащихся с благоприятными изменениями физической подготовленности более чем на 3 - 5% в год.
6.8. Численность обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.
А) В течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с благоприятными изменениями в показателях комплексной оценки более чем на 5% в год.
Б) В течение последних 2 и более лет увеличивается численность учащихся с благоприятными изменениями в показателях комплексной оценки на 3 - 5% в год.
В) В течение последних 2 и более лет численность групп здоровья остается стабильной (колеблется в пределах +/- 3%).
Г) Профилактические осмотры и распределение учащихся на группы здоровья не проводились или уменьшается численность учащихся с благоприятными изменениями в показателях комплексной оценки на 3 - 5% в год.
6.9. Участие администрации и педагогического коллектива в организации профилактических медицинских осмотров учащихся.
А) Обеспечение высокого уровня организации регламентированных профилактических осмотров, а также обеспечение проведения дополнительных (сверх декретированных возрастов) осмотров учащихся школы врачами-специалистами (например, профилактические осмотры в полном объеме с участием врачей-специалистов ежегодно проходят все учащиеся начальных классов).
Б) Обеспечение высокого уровня организации регламентированных профилактических осмотров: предоставление необходимых помещений и оборудования для работы врачей-специалистов в школе либо доставка (туда и обратно) в лечебно-профилактическое учреждение всех подлежащих осмотрам учащихся, а также своевременное составление графика осмотров и списков осматриваемых детей; уведомление родителей о планируемом проведении осмотров и получение их письменного согласия; обеспечение выполнения полного объема регламентированных лабораторно-инструментальных исследований и равномерного посещения учащимися всех врачей, участвующих в осмотрах.
В) Только предоставление необходимых помещений и оборудования для работы врачей-специалистов и списков осматриваемых детей либо только доставка (туда и обратно) в лечебно-профилактическое учреждение всех подлежащих осмотрам учащихся.
Г) Регламентированные профилактические осмотры не организованы ни в школе, ни в лечебно-профилактическом учреждении.
6.10. Участие администрации и педагогического коллектива в организации иммунопрофилактической (прививочной) работы в школе.
А) Обеспечение высокого уровня организации, регламентированной Национальным календарем прививок, иммунопрофилактической работы в школе, а также финансовое и организационное обеспечение проведения дополнительной иммунизации учащихся вакцинами, рекомендованными и разрешенными Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Б) Обеспечение высокого уровня организации, регламентированной Национальным календарем прививок, иммунопрофилактической работы в школе, предоставление необходимых помещений и оборудования; своевременное составление графика осмотров и списков учащихся; уведомление родителей о планируемом проведении иммунизации учащихся и получение их письменного согласия; обеспечение равномерного прохождения учащимися предварительного медицинского осмотра и прививочного кабинета.
В) Только предоставление необходимых помещений и оборудования для проведения иммунизации.
Г) Регламентированная иммунопрофилактика учащихся не организована ни в школе, ни в лечебно-профилактическом учреждении.
6.11. Учет случаев травм детей, произошедших при нарушении правил безопасности жизнедеятельности (в школе и/или вне школы), в том числе:
- при оказании медицинской помощи силами медицинского персонала школы;
А) ДА Б) НЕТ
- при оказании медицинской помощи силами бригады "скорой помощи".
А) ДА Б) НЕТ
Приложение 4
Перечень
документов конкурсанта Регионального этапа III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья"
(Номинации 2 и 3)
N |
Документ |
Электронная копия |
1. |
Заявка на участие в региональном этапе III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" (см. Приложение 5) |
|
2. |
Конспект (с указанием наименования учреждения и ФИО автора(ов) на каждой странице в верхнем колонтитуле) |
|
3. |
Электронная презентация конспекта в программе Power Point (не более 15 слайдов) |
|
Приложение 5
Заявка
на участие в Региональном этапе III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья"
(Номинации 2 и 3)
1. |
Наименование школы (полностью) |
|
2. |
Субъект Российской Федерации |
|
3. |
Юридический адрес школы (с индексом) |
|
4. |
Вид реализуемой адаптированной основной общеобразовательной программы / контингент обучающихся |
|
5. |
Общая численность обучающихся |
|
6. |
Фамилия, имя, отчество руководителя школы |
|
|
Контактный телефон / факс |
|
|
|
|
7. |
Фамилия, имя, отчество автора(ов) материалов |
|
|
Контактный телефон / факс |
|
|
|
|
С дальнейшим использованием представляемой информации в печати согласен (-на, -ны)
_____________________________/______________________________
_____________________________/______________________________
ФИО и подпись автора(ов)
_______________________/________________
Подпись руководителя органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования
Приложение 6
Критерии
оценки конкурсных работ Регионального этапа III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья"
Номинация "Лучшая здоровьесберегающая школа"
N |
Критерии оценки (от 1 до 10 баллов) |
Кол-во баллов |
1. |
Комплексность решения проблемы в рамках заявленной номинации |
|
2. |
Наличие материально-технической базы для организации здоровьесберегающего образовательного процесса обучающихся с ОВЗ |
|
3. |
Наличие учебно-методической и научной базы для организации здоровьесберегающего образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ |
|
4. |
Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе |
|
5. |
Эффективность работы по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (наличие сравнительного анализа) |
|
6. |
Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ в процессе организации воспитательной деятельности, в сфере дополнительного образования |
|
7. |
Кадровое обеспечение организации здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в коррекционной школе (в т.ч. наличие подтверждающих данных о ПК и ПП в области здоровьесбережения) |
|
8. |
Наличие взаимодействия коллектива школы с социальными партнерами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ (в т.ч. наличие подтверждающих документов: соглашения и т.п. |
|
9. |
Творческий подход в изложении представленного конкурсного материала |
|
Приложение 7
Критерии
оценки конкурсных работ Регионального этапа III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья"
Номинации:
"Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий", "Лучший конспект тематического занятия"
N |
Критерии оценки (от 1 до 10 баллов) |
Кол-во баллов |
1. |
Наличие учебно-методической и научной базы для проведения урока/тематического занятия |
|
2. |
Использование современных здоровьесберегающих технологий в реализации урока/тематического занятия |
|
3. |
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в реализации урока/тематического занятия |
|
4. |
Степень включенности урока/тематического занятия в системную работу по здоровьесбережению |
|
5. |
Уровень научно-методической грамотности педагогов при составлении конспекта урока/тематического занятия |
|
6. |
Степень вовлеченности и активности обучающихся с ОВЗ в процессе урока/тематического занятия |
|
7. |
Творческий подход в изложении представленного конкурсного материала |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 29 апреля 2019 г. N 316-01-63-1031 "Об организации и проведении регионального этапа III Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" в 2019 г."
Текст приказа официально опубликован не был