В рамках исполнения протокола от 18.12.2017 N 05/15/141 по итогам совместного совещания в режиме видеоконференцсвязи с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования и в сфере охраны здоровья по вопросам реализации пилотного проекта по школьной медицине Минпросвещения России провело мониторинг по вопросу организации медицинской деятельности в образовательных организациях субъектов РФ, включающий следующие разделы: лицензирование медицинских кабинетов в образовательных организациях, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи и проведение просветительской работы с обучающимися и их родителями в рамках организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
По информации, предоставленной органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по состоянию на 1 ноября 2018 г. результаты мониторинга следующие.
Общее количество медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность в образовательных организациях в медицинских кабинетах общеобразовательных организаций, а также сотрудников фельдшерских акушерских пунктов (ФАП) и лечебно-профилактических учреждений (ЖГУ), на базе которых организовано медицинское обслуживание обучающихся образовательных организаций, не имеющих медицинских кабинетов, составило 43 149 человек, из них:
врачей-педиатров - 6319 (14,64% от общего количества медицинских работников);
врачей-стоматологов - 1181 (2,74% от общего количества медицинских работников);
врачей по гигиене детей и подростков - 203 (0,47% от общего количества медицинских работников);
фельдшеров - 12 829 (29,73% от общего количества медицинских работников);
медицинских сестер - 21 820 (50,57% от общего количества медицинских работников);
иных медицинских работников - 797 (1,85% от общего количества медицинских работников).
Количество образовательных организаций, имеющих медицинские кабинеты, которые соответствуют лицензионным требованиям:
дошкольные образовательные организации - 27 787 (73,12%);
общеобразовательные организации - 23 008 (56,14%).
Из них:
- образовательные организации, в которых медицинскую деятельность осуществляет медицинский работник от медицинской организации, имеющей лицензию:
дошкольные образовательные организации - 18 243 (48,00%),
общеобразовательные организации - 20 029 (48,87%);
- образовательные организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, в штате которых есть медицинский работник:
дошкольные образовательные организации - 8887 (23,38%),
общеобразовательные организации - 2573 (6,28%);
- образовательные организации, в которых медицинскую помощь осуществляет частный медицинский работник, имеющий лицензию на осуществление медицинской деятельности:
дошкольные образовательные организации - 657 (1,73%),
общеобразовательные организации - 406 (0,99%);
- образовательные организации, в которых медицинские кабинеты не соответствуют лицензионным требованиям:
дошкольные образовательные организации - 3934 (10,35%),
общеобразовательные организации - 3445 (8,41%);
- образовательные организации, не имеющие собственных медицинских кабинетов и заключающие договоры с ЛПУ (лечебно-профилактическое учреждение) и ФАП (фельдшерско-акушерский пункт):
дошкольные образовательные организации - 6282 (16,53%),
общеобразовательные организации - 14 531 (35,45%).
Среди основных причин, вследствие которых не лицензированы медицинские кабинеты в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, субъекты РФ выделяют следующие:
несоответствие медицинских кабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям, неукомплектованность штатов;
отсутствие необходимого набора помещений для медицинских кабинетов, а также свободных площадей (проектом не предусмотрены помещения медицинских кабинетов или площади помещений медицинских кабинетов (блоков) не соответствуют требованиям СанПин);
дефицит финансовых средств в муниципальных образованиях, необходимых для приведения медицинских кабинетов в соответствие с действующими требованиями.
Принимаемые субъектами РФ меры по устранению указанных недостатков в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях:
проведение ремонтных работ;
выделение дополнительных расходов на комплектование медицинских кабинетов и штатов медицинских работников;
организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и в амбулаториях;
проведение организационной работы для получения лицензии на медицинские кабинеты образовательных организаций.
В рамках информирования педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся и их родителей по вопросам оказания первой помощи обучающимся, профилактики суицидов, а также формирования здорового образа жизни, коммуникационных навыков, выходу из кризисных ситуаций была получена от субъектов РФ следующая информация.
Охват педагогов общеобразовательных организаций (чел.):
прошли курсы повышения квалификации - 727 200 (55,20%);
участвовали в круглых столах - 655 003 (49,72%);
участвовали в педагогических советах, конференциях - 1 131 247 (85,87%);
иные формы работы - 503 169 (38,19%).
Охват обучающихся различными формами работы (чел.):
урочная деятельность - 13 592 949 (88%);
внеурочная деятельность - 11 747 238 (76,05%);
интерактивные мероприятия - 7 931 482 (51,35%);
иное - 5 064 983 (32,79%).
Профильные медицинские классы имеют 732 общеобразовательные организации (1,8% от общего количества общеобразовательных организаций). В них проходят обучение 26 338 обучающихся (0,17% от общего количества обучающихся).
Охват родителей обучающихся различными формами работы (чел.):
родительский лекторий или тематическое собрание - 13 430 686 (70,94%);
интерактивные мероприятия - 5 251 931 (27,74%);
практикумы (встречи со специалистами) - 7 870 372 (41,57%);
иное - 3 148 518 (16,63%).
С целью повышения эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими медицинскую помощь обучающимся образовательных организаций в рамках совместной работы общеобразовательных организаций с организациями в сфере охраны здоровья, подведомственными Минздраву России, были реализованы следующие мероприятия:
применение научно обоснованной единой методики проведения социально-психологического тестирования обучающихся в 31 288 (76,94% от общего количества) общеобразовательных организациях;
подключены к медицинским информационным системам субъекта РФ медицинские блоки в 1724 (4,24%) общеобразовательных организациях;
разработаны совместные региональные акты по взаимодействию в сфере охраны здоровья обучающихся в 31 295 (76,96%) общеобразовательных организациях;
разработаны совместные региональные планы мероприятий по охране здоровья обучающихся в 31 941 (78,55%) общеобразовательной организации;
осуществляют мониторинг здоровья обучающихся на постоянной основе в рамках региональных систем проведения мониторинга 28 032 (68,94%) общеобразовательных организаций;
осуществляют просветительскую деятельность по формированию принципов ЗОЖ при проведении интерактивных мероприятий 1111 дистанционных центров;
осуществляют взаимодействие с дистанционными центрами для проведения интерактивных мероприятий по формированию принципов ЗОЖ 14 536 (35,75%) общеобразовательных организаций.
Кроме того, в общеобразовательных организациях субъектов РФ были проведены следующие мероприятия:
разработаны региональные планы мероприятий по охране здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях в 52 субъектах (61,2%);
приняты меры по реализации порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, в том числе в части укомплектования штатов медицинских блоков образовательных организаций медицинским персоналом (меры принимаются во всех образовательных организациях);
обучено 727 200 (55,20%) педагогических работников общеобразовательных организаций навыкам оказания первой помощи;
приняты нормативные акты, устанавливающие условия оказания медицинской помощи обучающимся, с определением медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь обучающимся в общеобразовательных организациях, в 55 субъектах (64,7%);
обеспечен контроль за качеством проведения профилактических осмотров и диспансеризации обучающихся в общеобразовательных организациях, а также за своевременным выполнением медицинских рекомендаций, выданных по их результатам, в 35 991 общеобразовательной организации (89%).
С целью создания современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся в общеобразовательных организациях в пяти регионах (Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Тамбовская, Ростовская и Смоленская области) был реализован пилотный проект "Школьная медицина" (далее - Пилотный проект).
В рамках Пилотного проекта отрабатывались варианты взаимодействия между всеми заинтересованными структурами, в том числе с использованием информационных технологий. Проект был реализован в течение 2016-2018 годов с последующим тиражированием лучших практик на всей территории Российской Федерации.
Уже сейчас можно отметить значительные успехи в реализации Пилотного проекта. Так, на территории Ростовской области реализован проект "Мобильная амбулаторная карта", который позволяет с помощью планшетного компьютера получать актуальную информацию о пациенте (запись на прием, выписка рецептов, коррекция программы иммунизации, осмотры специалистов, результаты лабораторных, инструментальных и функциональных исследований).
На базе детской городской поликлиники N 1 города Ростова-на-Дону создан Центр медицинских телекоммуникаций. Он оснащен оборудованием, позволяющим проводить интерактивные мероприятия с возможностью одновременного подключения к ним более 200 удаленных аудиторий, находящихся в любой точке мира.
В 2016/2017 учебном году организовано и проведено 38 интерактивных мероприятий в режиме онлайн по гигиеническому воспитанию и формированию мотивации к здоровому образу жизни, в том числе:
31 конференция, которая транслировалась из Центра Медицинских телекоммуникаций Детской поликлиники N 1 города Ростова-на-Дону;
7 конференций в очно-заочном режиме, где трансляции осуществлялись с площадок пилотных школ с подключением общеобразовательных организаций города Ростова-на-Дону.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области проведен мониторинг количества педагогических работников, прошедших обучение в пилотных школах. В настоящее время по данному курсу обучение прошли 148 педагогов общеобразовательных организаций города Ростова-на-Дону.
В Тамбовской области в рамках реализации проекта проведена следующая работа: образовательными организациями, участвующими в Пилотном проекте, созданы собственные мобильные (рабочие) группы, реализуются программы и комплексные планы мероприятий по здоровьесбережению, заключены соглашения о взаимодействии между образовательными и медицинскими организациями.
В целях организации методического сопровождения проекта разработано более 20 методических рекомендаций по организации здоровьесберегающей среды в системе образования, работы с родителями, профилактической работы, издано 3 учебно-методических пособия ("Организация профилактических мероприятий, направленных на предупреждение аддиктивного поведения в образовательной среде в рамках реализации проекта "Школьная медицина", "Профилактика аддиктивного поведения и социально значимых заболеваний в образовательной среде", "Профилактика распространения социально значимых и инфекционных заболеваний в образовательной среде в рамках реализации проекта "Школьная медицина"), внедрены модули дистанционного обучения для педагогических работников ("Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"; "Приемы оказания первой помощи").
В целях информационной поддержки образовательных организаций по вопросам здоровьесбережения школьников совместно с социальными партнерами:
реализуется электронный информационно-образовательный ресурс "Профилактика социально значимых заболеваний в образовательной среде";
функционируют информационные страницы "Пропаганда ЗОЖ в школе", "Школьная медицина" (на официальном сайте Центра развития творчества детей и юношества), на которых собрана актуальная информация о ходе реализации Пилотного проекта, размещены информационно-методические кейсы для руководителей, психологов образовательных организаций;
создан банк программ формирования здорового и безопасного образа жизни, включающий в себя работы педагогических коллективов образовательных организаций - финалистов конкурсов (12 программ);
сформирован электронный банк методических разработок финалистов и победителей областных конкурсов "Разговор о правильном питании" и "Учитель здоровья" (10 методических разработок);
функционирует сетевое сообщество "Школа здоровья" (на портале Тамбова - Wiki создан раздел "Школьная медицина", в котором размещаются актуальные материалы о ходе реализации Пилотного проекта - 18 методических разработок и статей);
на информационно-консультационном портале "Подросток и общество" размещены методические и информационные материалы, кейсы по формированию здорового образа жизни для руководителей образовательных организаций, психологов, родителей обучающихся.
В рамках реализации проекта "Школьная медицина" разработаны и реализуются модули образовательных программ повышения квалификации работников образования (модуль "Оказание первой помощи" в объеме 36 часов; программы курсов повышения квалификации "Подготовка педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в условиях модернизации структуры и содержания образования" в объеме 72 часа, "Организация школьного питания" в объеме 36 часов).
На базе Тамбовского областного медицинского колледжа организовано обучение фельдшеров по программе профессиональной переподготовки "Охрана здоровья детей и подростков" (специальность "Лечебное дело" в объеме 288 часов).
Проведены областной практико-ориентированный семинар "Современные подходы к профилактике хронических заболеваний школьников" (75 человек), региональный этап VIII Всероссийского конкурса "Учитель здоровья - 2017" (23 человека), дистанционные лектории, дни здоровья, конкурсы детских творческих работ, профилактические массовые акции и др.
К реализации Пилотного проекта в Тамбовской области привлекаются волонтерские отряды студентов медицинских образовательных организаций, которые проводили социально значимые акции и мероприятия в области пропаганды здорового образа жизни для школьников (проведено более 20 мероприятий).
Особое внимание в рамках реализации Пилотного проекта уделяется организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся;
организована работа областной "Родительской школы" (охват более 3000 человек);
проведен областной родительский лекторий, посвященный профилактике аддиктивного поведения детей и подростков "Пока не поздно".
Одним из направлений в реализации Пилотного проекта является повышение эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими медицинскую помощь обучающимся.
Основным звеном профилактического направления охраны здоровья школьников определен областной Центр медицинской профилактики, который координирует работу всех медицинских организаций по вопросам профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей, а также является оператором межведомственного взаимодействия по формированию у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни и проведения широкой просветительской работы среди детей, родителей и педагогов.
В Ямало-Ненецком автономном округе на сегодняшний день в соответствии с планом реализации проекта "Школьная медицина" осуществляются следующие мероприятия:
разработаны и внедрены образовательные программы по физической культуре с учетом групп здоровья обучающихся и профилактики факторов риска;
проводится обучение преподавателей и учащихся навыкам оказания неотложной медицинской помощи;
организована работа территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на базе Центра здоровья детей;
открыты Центры ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам на базе 2 детских садов и Центра развития ребенка;
развивается сотрудничество субъектов медицинской профилактики в информационно-образовательном пространстве;
запланировано проведение конкурса "Школа - территория здоровья" по номинациям "Лучшая здоровьеформирующая среда в образовательных организациях", "Лучшая здоровьеформирующая практика", "Лучшая организация школьного питания".
Кроме того, в системе образования города Новый Уренгой сложились такие формы организации работы, как бинарные уроки здоровья, на которых медики и педагоги совместно проводят занятия по окружающему миру, природоведению, биологии, физической культуре, ОБЖ.
В рамках внеурочной деятельности по формированию здорового жизненного стиля обучающихся проводятся спектакли на тему здорового образа жизни, конкурс флешмобов "Спектр психологического здоровья".
В рамках реализации Пилотного проекта на территории Смоленской области проводятся следующие мероприятия:
координатором определена Детская клиническая больница;
в штатное расписание отделения медицинской помощи обучающимся введена должность врача по гигиене детей и подростков, привлечен специалист, прошедший подготовку по специальности "Гигиена детей и подростков";
налажено межведомственное взаимодействие;
проведено скрининг-тестирование школьников в разных возрастных группах.
За период реализации Пилотного проекта специалистами Смоленского медицинского колледжа имени К.С. Константиновой разработаны образовательные программы для всех категорий участников образовательного процесса:
проведено обучение школьных медицинских работников по профилю организации медицинской помощи обучающимся с выделением цикла занятий по оказанию экстренной медицинской помощи;
проведено обучение педагогов и учеников оказанию первой помощи при неотложных состояниях и распознаванию у себя и окружающих симптомов, требующих экстренной медицинской помощи. Обучение организовано с использованием симуляционных технологий и включало отработку практических навыков;
Департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены методические рекомендации по различным тематикам, совместно с сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии Смоленского медицинского университета проведены в форматах видео-конференц-связи информационные семинары с медицинскими работниками школ по вопросам организации медицинской помощи обучающимся;
в ходе родительских собраний и открытых уроков проведено обучение родителей (законных представителей) обучающихся правилам организации здоровьесберегающей среды, принципам здорового образа жизни;
осуществляется внедрение электронной медицинской карты обучающегося.
В Республике Саха (Якутия) также ведется систематическая работа в рамках реализации Пилотного проекта. Так, в 2017/2018 учебном году с целью комплексной оценки состояния здоровья учащихся были проведены обследования Центрами здоровья. Охват комплексным обследованием составил 1964 обучающихся с 1 по 11 классы.
В 6 образовательных организациях - участниках Пилотного проекта ведется системная работа с педагогами по вопросам повышения квалификации, оказания первой помощи, проводятся психологические тренинги.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся организована в форме конференций. Общий охват составил 199 человек.
В рамках реализации Пилотного проекта состоялось 5 выступлений на национальном телевидении. В Республике Саха (Якутия) ведется системная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Минобрнауки России в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 305, в 2017 году было реализовано мероприятие "Предоставление субсидии из федерального бюджета субъектам РФ на софинансирование расходов по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы" (далее - Мероприятие).
В рамках Мероприятия было отобрано 19 субъектов, с которыми были заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта РФ из федерального бюджета на софинансирование расходов.
В 316 коррекционных школах созданы Кабинеты здоровья, в которые приобретено оборудование, позволяющее в динамике оценивать состояние здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и в комплексе профилактической и коррекционной работы специалистов сохранить здоровье детей. Более 2 тыс. педагогов в 2017 году прошли курсы повышения квалификации по вопросам внедрения системы мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ и здоровьесберегающих технологий.
Также в рамках реализации проекта 21-22 декабря 2017 г. состоялся I всероссийский конкурс "Школа - территория здоровья" (далее - Конкурс).
В 2018 году 2 ноября состоялась презентация работ и церемония награждения победителей II всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья-2018".
Конкурс проводится среди общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и ориентирован на развитие инновационной деятельности по сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ.
Целями проведения Конкурса являются выявление и транслирование лучших практик организации здоровьесберегающего образовательного процесса, использования здоровьесберегающих технологий в школах, привлечение внимания участников образовательного процесса к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
В декабре 2017 года начат сбор данных в 19 субъектах РФ о состоянии здоровья обучающихся коррекционных школ, включающих антропометрические данные, данные о заболеваемости по результатам диспансеризации, а также данные о расписании занятий и учебной нагрузки школьников с ОВЗ.
В 2018 году проанализированы данные о состоянии здоровья 4278 обучающихся с ОВЗ из 5 субъектов РФ.
Результаты статистической обработки и первичного анализа показали, что наибольший процент в коррекционных школах 5 регионов составляют дети III и V групп здоровья.
По представленным данным нормальное (гармоничное) физическое развитие имеет около 57% обучающихся. Дисгармоничность развития отмечается в значительном проценте случаев (43%) и представлена следующими вариантами: в среднем по регионам избыток массы тела отмечен у 13,4% детей, дефицит массы тела у 11,5% детей, низкая длина тела у 11,7% и высокая длина тела у 4,8% детей.
Наибольшее число случаев острых заболеваний и наибольшее число пропущенных дней на одного обучающегося приходятся на начало учебного года и на период сезонного подъема заболеваемости. Случаи обострения хронических заболеваний в среднем более равномерно распределены в течение учебного года.
Учитывая, что практически все школьники, охваченные мониторингом, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, требуется дополнительная информация и разработка новых подходов к дифференцированному анализу данных для получения возрастной и возрастно-половой динамики состояния здоровья детей с различными отклонениями.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Реализация Конкурса в настоящее время осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации.
Минобрнауки России в 2017 году разработан и направлен органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, план мероприятий, направленных на предотвращение детской смертности с учетом сезонной специфики (письмо от 24.11.2017 N ТС-1389/07).
Данный план включает в себя мероприятия по организации работы с детьми в целях формирования нормативного, безопасного для жизни и здоровья поведения, просвещения родителей в вопросах обеспечения безопасности детей, охраны их жизни и здоровья, повышения квалификации педагогов в вопросах профилактики детской смертности с учетом сезонной специфики.
Реализация в субъектах РФ плана мероприятий, направленных на предотвращение детской смертности с учетом сезонной специфики, обсуждалась в рамках селекторного совещания в режиме видео-конференц-связи с руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, под председательством заместителя министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной по актуальным вопросам в сфере образования 17 мая 2018 г.
Минобрнауки России был разработан и направлен органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования (письмо от 13.10.2017 N 07-5850), план мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, целью которого является формирование условий для стабилизации уровня распространения наркомании среди несовершеннолетних.
Реализация указанного плана предполагает в том числе мероприятия по социально-психологическому тестированию обучающихся, направленные на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; разработку программ повышения квалификации для педагогических работников и специалистов по вопросам профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних и профилактики употребления психоактивных веществ; разработку методических рекомендаций для проведения открытого родительского онлайн-собрания по профилактике употребления психоактивных веществ, формированию здорового образа жизни; подготовку и проведение открытого родительского онлайн-собрания по профилактике употребления психоактивных веществ, формированию здорового образа жизни; организацию и проведение онлайн-опроса педагогов, родителей и обучающихся профилактики аддиктивного поведения, формирования здорового образа жизни обучающихся и т.д.
В целях повышения эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими медицинскую помощь обучающимся, приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н* утвержден Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (далее - приказ).
В соответствии с приказом разрешено проведение профилактических осмотров не только в медицинских организациях, но и в образовательных организациях, кроме того, медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, направляет в виде рекомендаций информацию о результатах его осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, где обучается ребенок, для разработки общеобразовательной организацией индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося.
Минпросвещения России в целях модернизации содержания и технологий преподавания общего образования с участием широкого круга участников (ведущих специалистов и независимых экспертов, представителей профессионального сообщества в области учебных предметов (предметных областей) и наук, а также педагогической и родительской общественности) организована разработка концепций преподавания учебных предметов и предметных областей, которые также станут ориентиром для совершенствования содержания образования, учебников и учебных пособий, методик и технологий формирования установок:
сохранения здоровья и использования навыков безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных ситуациях, в том числе опасных и чрезвычайных;
необходимости здорового образа жизни для успешной социально-культурной жизни выпускников образовательных организаций.
В субъектах РФ активно проводится работа по диссеминации передового опыта по охране здоровья обучающихся и пропаганде здорового образа жизни в рамках различных мероприятий.
В период с 28 по 30 ноября 2018 г. в городе Томске Томской области состоялся IX Всероссийский форум "Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития" (далее - Форум). В работе форума приняли участие более 450 человек из 43 субъектов РФ.
В рамках Форума проведены:
IX Всероссийский конкурс "Учитель здоровья России - 2018". В конкурсе приняли участие 40 учителей, победители региональных этапов Всероссийского конкурса "Учитель здоровья России - 2018" из 39 субъектов РФ.
Круглые столы на темы:
1. "Об опыте работы образовательных организаций по выполнению пункта 7 статьи 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. "Физическая культура и спортивно-оздоровительная деятельность в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
3. "Волонтерское движение в сфере формирования здорового образа жизни у обучающихся: опыт, проблемы, перспективы развития".
4. Дискуссионная площадка "Физическая активность и здоровое питание - основа здоровья человека".
В адрес участников Форума и Конкурса были направлены приветственные слова: председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А. Никонова, министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой, министра спорта Российской Федерации П.А. Колобкова.
В рамках Всероссийского конкурса "Здоровое движение", организованного Российским движением школьников и Союзом "Здоровье наших детей", направленного на пропаганду принципов ЗОЖ и здорового питания, обучающиеся средней ступени образования проводили уроки для обучающихся начальной школы на основе материалов, согласованных с ФИЦ Питания и биотехнологии. Конкурс проходил с марта по ноябрь 2018 года. Было проведено 882 урока и охвачено 26,5 тыс. школьников в 71 регионе России.
В рамках проекта "Здоровые города, районы и поселки" в целях сохранения и развития человеческого потенциала, укрепления здоровья и улучшения качества жизни населения, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований Российской Федерации в 2010 году была создана российская некоммерческая организация "Ассоциация по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения" (далее - Ассоциация) как добровольное объединение муниципальных образований Российской Федерации. На 2018 год Ассоциация объединяет 70 муниципальных образований, которые представляют 24 субъекта РФ из 7 федеральных округов (Приволжского, Сибирского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Южного, Центрального, Дальневосточного).
Ассоциация является межсекторальной площадкой для реализации современных стратегий и новых управленческих подходов по созданию здоровьесберегающего пространства и формированию здорового образа жизни населения Российской Федерации. Ежегодно в российских городах из регионов присутствия Ассоциации проводятся обучающие семинары/вебинары, конференции, совещания с участием руководителей и представителей различных городских ведомств, городского сообщества для обмена опытом лучших практик, здоровьесбрегающими технологиями в муниципальных образованиях в рамках приоритетных направлений деятельности Ассоциации. Эффективные практики муниципальных образований - членов Ассоциации по разработке и внедрению передовых здоровьесберегающих технологий системно тиражируются в Российской Федерации.
Минпросвещения России считает целесообразным продолжить работу в данном направлении и предлагает в проект рекомендаций внести следующие пункты:
Минпросвещения России совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, продолжить проведение мониторинга по вопросу организации медицинской деятельности в образовательных организациях субъектов РФ;
Минздраву России разработать методические рекомендации по результатам реализации пилотного проекта "Школьная медицина" с целью создания современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся в общеобразовательных организациях;
Минпросвещения России направить указанные методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, с целью использования лучших практик по созданию современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Заместитель директора |
Ж.В. Садовникова |
______________________________
* См. Образование в Документах. - 2017. - N 12. - С. 59-77.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.