В целях совершенствования региональной системы оценки качества образования в Республике Саха (Якутия), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 г. З N 360-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)", приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона от 15 декабря 2014 г. следует читать как "1401-З N 359-V"
1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования в Республике Саха (Якутия) в соответствии с приложением к настоящему приказу.
2. Отделу общего образования и языковой политики (Тен Л.Б.) обеспечить информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, республиканских учреждений образования.
3. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя министра Любимову И.П..
Министр |
В.А. Егоров |
Утверждено
приказом
N 01-10/2045 от 20 декабря 2018 г.
Положение
о региональной системе оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)
1. Общие положения
1. Настоящее положение о региональной системе оценки качества образования в Республике Саха (Якутия) (далее - РСОКО) определяет цели, задачи, единые требования к функционированию РСОКО, ее структуру и функции.
2. Положение о РСОКО разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 г. З N 360-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона от 15 декабря 2014 г. следует читать как "1401-З N 359-V"
- Законом Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 г. "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
- Государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года".
2. Основные цели, задачи и принципы РСОКО
Цель - РСОКО является получение актуальной, достоверной и объективной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности для разработки, принятия и реализации управленческих решений по повышению качества образования в Республике Саха (Якутия).
Задачи РСОКО:
- формирование единых подходов оценки качества образования с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия);
- создание инструментария для оценки качества образования с учетом федеральных и международных оценочных процедур;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Республики Саха (Якутия);
- формирование управленческих решений на школьном, муниципальном, региональном уровнях для эффективного использования результатов оценочных процедур с целью повышения качества образования.
Общие принципы РСОКО:
- объективность, достоверность, полнота и системность информации;
- открытость и информационная безопасность;
- ориентация на требования внешних пользователей;
- учет текущих и перспективных потребностей системы образования Республики Саха (Якутия);
- сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами процедур оценки качества образования.
Функции РСОКО:
- сбор данных о состоянии систем общего, дополнительного и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия);
- определение показателей оценки качества общего, дополнительного и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия);
- обработка и анализ полученных данных о качестве общего, дополнительного и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия);
- принятие управленческих решений для повышения качества общего, дополнительного и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на основании полученных данных.
3. Структура РСОКО
РСОКО включает в себя следующие составляющие:
- нормы соответствия федеральным и региональным требованиям к качеству общего образования;
- субъекты РСОКО и их функции;
- объекты РСОКО;
- процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды;
- формы и регламенты проведения оценочных процедур;
- оценочные средства (инструментарий оценивания) для каждой процедуры;
- система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
Субъектами РСОКО являются:
- Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), его структурные подразделения и подведомственные учреждения;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования Республики Саха (Якутия);
- общественные организации (объединения) и профессиональные объединения;
- государственные и муниципальные образовательные организации, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
Функции субъектов РСОКО:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия):
- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования в Республике Саха (Якутия);
- осуществляет нормативное правовое регулирование РСОКО;
- осуществляет финансирование РСОКО;
- осуществляет контроль за реализацией федеральных и республиканских программ развития образования;
Департамент по контролю и надзору Министерства образования и науки осуществляет:
- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Саха (Якутия);
- осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций,
- осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Саха (Якутия);
- осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Саха (Якутия);
- осуществляет аттестацию педагогических работников образовательных организаций Республики Саха (Якутия);
- обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА), в том числе в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), а также проведение единого республиканского экзамена по родным языкам;
- принимает управленческие решения для повышения качества образования на основе аналитических материалов.
- публикует рейтинги образовательных организаций Республики Саха (Якутия) по результатам проведения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций Республики Саха (Якутия);
- обеспечивает ведение и совершенствование баз данных разработчиков тестовых заданий, экспертов ЕГЭ и ГИА, результатов ЕГЭ и ГИА, иных оценочных процедур, в том числе международных сравнительных исследований качества образования, результатов аттестации педагогических работников образовательных организаций, результатов самообследований и внешних оценок качества образования;
- осуществляет анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций.
Муниципальные органы управления образованием:
- обеспечивают разработку и функционирование муниципальной модели системы оценки качества образования;
- оказывают содействие в проведении международных, федеральных, региональных мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;
- обеспечивают проведение ГИА, ЕГЭ в муниципальных образованиях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);
- обеспечивают проведение контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях Республики Саха (Якутия);
- обеспечивают участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;
- осуществляют сбор статистической информации о состоянии муниципальной системы образования;
- осуществляют в рамках своих полномочий проведение процедур независимой оценки качества образования, оказывают содействие их развитию;
- осуществляют анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
- осуществляют внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов и перспектив развития муниципальных образовательных организаций;
- обеспечивают информационную открытость проведения процедур РСОКО, МСОКО в соответствии с действующим законодательством;
- принимают участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций Республики Саха (Якутия);
Образовательные организации Республики Саха (Якутия):
- обеспечивают функционирование системы внутренней оценки качества образования;
- обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;
- обеспечивают регулярное проведение самообследования;
- обеспечивают проведение процедур независимой оценки качества образования;
- осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов Всероссийских проверочных работ, Национального качества образования, основного государственного и единого государственного экзаменов.
Объектами РСОКО являются:
- основные образовательные программы: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
- условия реализации основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
- результаты освоения обучающимися основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Реализация РСОКО обеспечена комплексом механизмов (модулей) оценки качества образования:
- оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
- оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
- оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
- оценка качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных).
Процедуры оценки качества общего и профессионального образования, осуществляемые периодически:
- государственный контроль (надзор);
- государственная аккредитация образовательной деятельности;
- лицензирование образовательной деятельности;
- аттестация педагогических кадров;
- государственная итоговая аттестация обучающихся;
- исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся международного, федерального, регионального уровней;
- независимая оценка качества образования, в том числе независимая оценка качества подготовки обучающихся и независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций;
- общественная аккредитация (признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующей критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций).
Исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся включают в себя:
Международные сравнительные исследования качества образования (внешняя оценка):
- международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS (период - 4 года);
- международная программа по оценке учебных достижений PISA (период - 5 лет);
- международное исследование PIRLS "Изучение качества чтения и понимания текста" (период - 4 года);
- иные международные исследования.
Исследования качества образования на федеральном уровне (оценка отдельных компонентов системы образования Российской Федерации):
- государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ, государственного выпускного экзамена;
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- национальное исследование качества образования (НИКО) - регулярные (не реже 2 раз в год) исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования;
- исследования качества образования на региональном уровне;
- единый республиканский экзамен по родному языку и литературе (якутский, эвенский, эвенкийский, чукотский, долганский, юкагирский);
- итоговое сочинение (изложение) по родным языкам;
- республиканские контрольные работы;
- иные региональные исследования.
Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования по соответствующим учебным предметам осуществляются в соответствии с графиком проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории Республики Саха (Якутия).
Оценка результатов РСОКО
Оценка результатов РСОКО предполагает формирование системы управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях.
Результаты реализации РСОКО могут учитываться при:
- определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Саха (Якутия);
- определении объемов государственных заданий на повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Республики Саха (Якутия);
- планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных программ развития образования;
- информировании граждан о качестве образования в Республике Саха (Якутия);
- формировании (совершенствовании) региональной нормативной базы, определяющей функционирование и развитие РСОКО;
- оценке эффективности деятельности муниципальных органов управления качество образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2018 г. N 01-10/2045 "О региональной системе оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован не был