В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Алексея Евгеньевича Цапалова на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-22 "О жалобе Цапалова Алексея Евгеньевича на решение избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Петергоф шестого созыва" и решение избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф (далее - ИКМО город Петергоф) от 18 июля 2019 года N 17-2 "Об отказе в регистрации Цапалову Алексею Евгеньевичу кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального образования город Петергоф шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3".
Основанием принятия указанных решений в обоих случаях являлось нарушение кандидатом положений подпункта "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон) и пункта 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В результате проведенной по жалобе проверки установлено следующее.
Решением Муниципального Совета муниципального образования город Петергоф от 19 июня 2019 года N 28 "О назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального образования город Петергоф шестого созыва" назначены соответствующие выборы. Данное решение 21 июня 2019 года опубликовано в официальном печатном издании "Муниципальная Перспектива", N 10.
5 июля 2019 года А.Е. Цапаловым в ИКМО город Петергоф представлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата.
9 июля 2019 года А.Е. Цапаловым в ИКМО город Петергоф представлены документы для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей (5 листов); протокол об итогах сбора подписей избирателей (2 листа); документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (14 листов); данные об изменениях в сведениях о кандидате (5 листов); первый финансовый отчет кандидата (3 листа).
Как было установлено, в подписных листах с подписями избирателей в графе "Наименование представительного органа муниципального образования" кандидатом было указано "Выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальное образование город Петергоф шестого созыва", в то время как в статье 19 Устава муниципального образования город Петергоф наименование представительного органа муниципального образования обозначено как "Муниципальный совет МО город Петергоф".
Также первый финансовый отчет кандидата в строке 1.2 (денежные средства, подлежащие возврату или перечислению в доход бюджета в случаях, установленных законодательством, подпадающих под действие пункта 6 статьи 58 Федерального закона) содержит указание на денежную сумму в размере 4000 рублей. Данные средства возвращены кандидатом в доход бюджета не были.
Учитывая указанные обстоятельства, решением ИКМО город Петергоф от 18 июля 2019 года N 17-2 А.Е. Цапалову было отказано в регистрации. Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-22 указанное решение ИКМО город Петергоф было оставлено без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.
Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации усматривает основания для несогласия с однозначными выводами нижестоящих избирательных комиссий.
Так, согласно форме подписного листа, содержащегося в приложении N 8 к Федеральному закону, наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 19 Устава муниципального образования город Петергоф постоянно действующим представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Петергоф является Муниципальный Совет МО Петергоф.
Вместе с тем в силу положений статьи 62 Устава Санкт-Петербурга органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге являются избираемые непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и (или) образуемые представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге составляют представительный орган внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, глава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга), контрольно-счетный орган внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге и выборные должностные лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предусмотренные уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга - часть территории города федерального значения Санкт-Петербурга (муниципальный округ, город, поселок), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.
В силу положений статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы Санкт-Петербурга. Внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга являются муниципальные округа, города и поселки (внутригородские территории города федерального значения Санкт-Петербурга). Согласно статье 21 данного закона город Петергоф является муниципальным образованием, расположенным в границах Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Таким образом, исходя из системного толкования регионального законодательства Санкт-Петербурга, понятия "Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальное образование город Петергоф" и "Муниципальный Совет муниципального образования город Петергоф" являются равнозначными.
Более того, наименование представительного органа в решении, которым назначены соответствующие выборы, идентично наименованию представительного органа, указанного в подписных листах А.Е. Цапалова.
Принимая во внимание вышеизложенное, содержащееся в подписных листах указание наименования представительного органа как "Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальное образование город Петергоф шестого созыва" не противоречит требованиям избирательного законодательства и не свидетельствует о нарушении формы подписных листов, следовательно, не свидетельствует о недействительности всех подписей избирателей, содержащихся в данных подписных листах.
Также наименование представительного органа, указанное в подписных листах, не могло ввести в заблуждение поддержавших кандидата избирателей относительно того, в какой именно представительный орган местного самоуправления выдвигается А.Е. Цапалов.
По вопросу данных, содержащихся в первом финансовом отчете кандидата, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает следующее.
В строке 1.2 (денежные средства, подлежащие возврату или перечислению в доход бюджета в случаях, установленных законодательством, подпадающих под действие пункта 6 статьи 58 Федерального закона) действительно содержится указание на денежную сумму в размере 4000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Федерального закона запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума ряду субъектов.
Согласно пункту 8 статьи 47 Закона кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, которые не имеют права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 6 и 7 указанной статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный Законом максимальный размер такого пожертвования, оно в течение 10 дней с момента внесения подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный Законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата.
В силу пункта 13 статьи 49 Закона избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с федеральным законом в пятидневный срок со дня поступления к ним представления избирательной комиссии обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в соответствующую избирательную комиссию.
В соответствии с пунктом 2.7 Методических рекомендаций о порядке учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, утвержденных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июня 2019 года N 100-4, комиссия осуществляет контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств. При поступлении в распоряжение комиссии информации о внесении добровольных пожертвований с нарушением требований действующего законодательства указанная информация незамедлительно сообщается комиссией соответствующему кандидату или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам.
Как было установлено, каких-либо уведомлений о факте внесения добровольных пожертвований с нарушением требований действующего законодательства со стороны ИКМО город Петергоф в адрес А.Е. Цапалова не поступало.
Вместе с тем в представленных кандидатом сведениях о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет содержится указание только на одно поступление денежных средств, которое выполнено в размере 4000 рублей из собственных средств кандидата А.Е. Цапалова. Согласно сведениям о расходовании денежных средств со специального избирательного счета, представленным кандидатом, было израсходовано 140 рублей на печать подписных листов. Информация о каких-либо иных поступлениях либо расходах в данных сведениях не отражена. Денежные средства вносились исключительно самим же кандидатом. Также в документах, представленных А.Е. Цапаловым, не отражен факт движения каких-либо денежных средств, касающихся добровольного пожертвования.
В совокупности вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об оплате подписных листов исключительно из средств избирательного фонда кандидата.
Таким образом, ИКМО город Петергоф и Санкт-Петербургской избирательной комиссией исследованы материалы дела А.Е. Цапалова с формально-юридической точки зрения, не учтены правовые последствия и причинно-следственные связи оснований, необоснованно признанных достаточными для отказа в регистрации кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу Алексея Евгеньевича Цапалова на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-22 и решение избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф от 18 июля 2019 года N 17-2 удовлетворить.
2. Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-22 и решение избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф от 18 июля 2019 года N 17-2 отменить.
3. Зарегистрировать Алексея Евгеньевича Цапалова кандидатом в депутаты Муниципального Совета муниципального образования Петергоф шестого созыва по многомадатному избирательному округу N 3.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
Н.И. Булаев |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16 августа 2019 г. N 221/1676-7 "О жалобе Алексея Евгеньевича Цапалова на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-22 и решение избирательной комиссии муниципального образования город Петергоф от 18 июля 2019 года N 17-2"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9