Депрастениеводство рассмотрело обращение Ассоциации производителей посадочного материала к директору Департамента по формированию системы "Открытое правительство" М.А. Герману от 13 марта 2018 г. N 02/03, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации (письмо от 27 марта 2018 г. N П36-15582) и сообщает.
По результатам проводившихся Россельхознадзором проверок за 2016-2017 годы на территории Российской Федерации доля присутствия на территории Российской Федерации контрафактных семян по отдельным культурам составляет 30 и более процентов.
В целях недопущения поступления на рынок некачественных семян, а также совершенствования правового регулирования в области семеноводства, в том числе установления правил проведения сортового контроля разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект о семеноводстве) (пункт 36 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 299-р).
Согласно проектируемой статье 4 законопроекта о семеноводстве законодательство Российской Федерации в сфере семеноводства регулирует отношения, в том числе возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, хранению, реализации, транспортировке и использованию партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Государственный реестр).
Государственный реестр определен в действующем Федеральном законе от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Законопроектом о семеноводстве предусмотрена Глава I.1 "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию" в целях урегулирования вопросов, связанных с формированием и ведением Государственного реестра. Положениями законопроекта о семеноводстве устанавливается, что для внесения сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр проводятся испытания таких сортов или гибридов в целях выявления их хозяйственно полезных признаков и (или) свойств, пригодности для конкретных регионов возделывания. Необходимость испытаний обусловлена многообразием типов почвы, ее плодородия, суммы активных температур в период вегетации, продолжительностью светового дня и другими природно-климатическими факторами в различных регионах выращивания культур.
В настоящее время культивируется свыше 500 родов и видов растений, большинство из которых возделывается в декоративных целях и садоводами-любителями. Законопроектом о семеноводстве предлагается проводить государственные испытания сортов или гибридов только по перечню родов и видов сельскохозяйственных растений, утвержденному Правительством Российской Федерации. По сортам или гибридам, не вошедшим в указанный перечень, испытания и включение сведений в Государственный реестр будут проводиться на добровольной основе.
Положениями законопроекта о семеноводстве устанавливается, что за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр взимается государственная пошлина.
В целях определения размера пошлины за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр, порядка и сроков ее уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты пошлины, уменьшения размеров пошлины, отсрочки уплаты или возврата будут разработаны соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пошлина обеспечит частичную компенсацию затрат федерального бюджета на формирование Государственного реестра, а также будет способствовать взвешенному подходу заявителей к подаче заявок на внесение сведений о сортах или гибридах в Государственный реестр (далее - заявка), исключит подачу заявок о заведомо неперспективных сортах или гибридах сельскохозяйственных растений.
Кроме того, согласно статьям 1 и 4 Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) (заключено в г. Москве 7 ноября 2017 г., не вступило в силу) в целях информационного обеспечения деятельности, связанной с обращением семян сельскохозяйственных растений в рамках Союза, Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) формирует единый реестр сортов сельскохозяйственных растений (далее - единый реестр), на основании сведений о сортах, содержащихся в национальных реестрах, в том числе на основании сведений Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию. Порядок формирования и ведения единого реестра определяется Комиссией.
Согласно проектируемой статье 28 законопроекта о семеноводстве добровольное подтверждение соответствия партий семян будет осуществляться в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Полномочия Россельхознадзора по государственному надзору в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений предусмотрены Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 (пункт 5.1.7 Положения о Россельхознадзоре).
Во исполнение пункта 10 раздела IV протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 5 октября 2017 г. N 69(12) Минсельхоз России совместно с Россельхознадзором проработал вопросы, касающиеся государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, и направил свою позицию в Проектный комитет по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" письмом от 25 августа 2017 г. N ИЛ-19-08/10849.
Согласно части 13 статьи 7 Федерального закона от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом определен Россельхознадзор (подпункт 5.1.11 Положения о Россельхознадзоре).
Запрет ввоза на территорию Российской Федерации и использования для посева (посадки) семян растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ, установлен частью 4 статьи 21 Федерального закона N 149-ФЗ, в связи с чем, в законопроект о семеноводстве включены нормы, регламентирующие действия должностных лиц Россельхознадзора при выявлении семян растений, содержащих генно-инженерный материал.
Согласно статье 25 действующей редакции Федерального закона N 149-ФЗ семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
Согласно законопроекту о семеноводстве определение сортовых и посевных (посадочных и иных) показателей качества партий семян проводится индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (проектируемые статьи 25, 26, и 27).
Сведения о сортовых и посевных (посадочных и иных) показателях качества партий семян дают возможность физическим и юридическим лицам выбора партий семян, соответствующих их запросам.
Для информирования заинтересованных лиц федеральный орган исполнительной власти в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений представляет результаты определения сортовых и посевных показателей качества партий семян в Федеральную государственную информационную систему в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - ФГИС Семеноводство).
ФГИС Семеноводство создается в целях реализации полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, а также автоматизации информирования граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в частности о качестве партий семян сельскохозяйственных растений.
Информация, содержащаяся в ФГИС Семеноводство будет являться открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Законопроект о семеноводстве дорабатывался в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N АД-П11-515, от 22 сентября 2016 г. N АД-П11-5701, от 13 октября 2017 г. N АД-П11-6827 и 22 февраля 2018 г. внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Дополнительно сообщаем, что законопроект о семеноводстве прошел процедуру общественного обсуждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, законопроект о семеноводстве прошел оценку регулирующего воздействия с участием Ассоциации независимых российских семенных компаний и Российским зерновым союзом. Замечания, изложенные в заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на законопроект о семеноводстве, касающиеся формирования Государственного реестра, установления государственной пошлины за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр, организации проведения государственных испытаний, государственного контроля (надзора) в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, были полностью урегулированы с учетом дополнительных пояснений Минсельхоза России.
Директор |
П.А. Чекмарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 11 апреля 2018 г. N 19/1667 "О проекте федерального закона"
Текст письма опубликован не был