Письмо Департамента экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства РФ от 20 сентября 2013 г. N 17/816
В Департаменте экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России рассмотрено обращение на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого сообщаем.
Оказание мер государственной поддержки агропромышленному комплексу осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа). Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
По вопросу оказания погектарной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Распределение средств федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила). В целом, на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на 2013 год предусмотрены ассигнования федерального бюджета в сумме 25,2 млрд рублей, которые распределены между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами. Таким образом, размер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в среднем по Российской Федерации составляет 500 рублей на 1 га.
Ограниченность финансовых ресурсов, предусмотренных Государственной программой на поддержку агропромышленного комплекса, требует оптимизации их использования с целью достижения максимальной эффективности.
Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения плодородия и качества почв в расчете на 1 га паров приведет к росту расходных обязательств Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", на фоне того, что дефицит федерального бюджета в 2013 году определен на уровне 1 024 745 325,4 тыс. рублей.
Также сообщаем, что увеличение бюджетных ассигнований по существующим видам расходных обязательств согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете или в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В настоящее время в Минсельхозе России прорабатывается вопрос о возможности включения показателя биоклиматического потенциала в методику расчета размера субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям при распределении субсидий на период с 2014 года.
По вопросу исключения из стоимости горюче-смазочных материалов и топлива для сельскохозяйственных машин налогов и акцизов сообщаем, что выработка политики в системе налогов и сборов, а также общих принципов налогообложения в Российской Федерации в полномочия Минсельхоза России не входит, в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450.
По вопросу обновления парка сельскохозяйственной техники.
В Минсельхозе России совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатываются механизмы новых видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства с целью обновления как парка сельскохозяйственных машин, так и применения инновационных технологий.
Федеральным законом от 07.06.2013 N 133-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" дополнительно в 2013 году выделено 5 млрд рублей на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства.
Минсельхозом России разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства", согласно которому сельскохозяйственному товаропроизводителю будет предоставляться субсидия в размере до 15 процентов от цены машин и оборудования без учета налога на добавленную стоимость, указанной сторонами сделки, в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации, а для техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, в размере 30 процентов от ее цены без учета налога на добавленную стоимость.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1432 определен порядок и условия предоставления производителям сельскохозяйственной техники субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники.
По вопросам законодательного запрета на эмбарго, квот, ограничений на реализацию зерна на федеральном и региональном уровнях сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений (запреты могут устанавливаться только в исключительных случаях).
Государственные гарантии рентабельности от продаж зерна являются мерами государственной поддержки сельского хозяйства, которые в наибольшей степени искажают взаимную торговлю сторон сельскохозяйственными товарами, и, в соответствии со статьей 5 Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 09.12.2010, не применяются Российской Федерацией.
По вопросу предоставления субсидии на 1 литр молока сообщаем.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на субсидии на 1 литр реализованного товарного молока выделено 12 758 753,5 тыс. рублей, которые были распределены между субъектами Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370. Средний по Российской Федерации уровень поддержки из федерального бюджета на 1 кг реализованного товарного молока увеличен до 0,94 рубля. Указанным постановлением предоставление субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство не предусмотрено, так как на настоящее время отсутствует необходимая нормативная правовая база для подтверждения ими понесенных затрат, учета объемов произведенной, реализованной продукции.
По вопросу ввода моратория на введение новых или увеличение ставок действующих налогов для аграрного производства сообщаем.
В настоящее время с целью поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей действует льготный режим налогообложения.
Главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применяется наряду с иными режимами налогообложения специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог.
Организации, добровольно перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности уплаты налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Для организаций, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, также предусмотрена 0 ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 346.2 Кодекса, без ограничения по срокам.
Установлена пониженная ставка НДС в размере 10% при реализации продовольственных товаров, а также племенного скота и биоматериала сельскохозяйственных животных.
Предусмотрен ряд льгот по налогу на доходы физических лиц. В частности, освобождены от налогообложения:
доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, в течение первых пяти лет с момента регистрации хозяйства;
суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам (кредитам);
суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие животноводческих ферм.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, допускается их дифференцирование, при этом они не могут превышать 2,2% от остаточной стоимости имущества.
При уплате транспортного налога не являются объектом обложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Действующий льготный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей сохраняется без изменений, что отражено в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
Что касается запланированного на текущий год двукратного увеличения отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальными предпринимателями, главами К(Ф)Х, сообщаем.
В 2013 году крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированный размер страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон), который определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз. При этом для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Кодекса, установлен пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 21 процент от базы для начисления страховых взносов.
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в целях смягчения негативных последствий повышения страховой нагрузки определен следующий порядок исчисления страховых взносов.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, с 1 января 2014 года возвращается система исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которая действовала до 1 января текущего года.
Также сообщаем, что регулирование отношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определение правил и ограничений, применяемых к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, осуществляется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Директор Департамента экономики |
А.А. Куценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства РФ от 20 сентября 2013 г. N 17/816
Текст письма опубликован не был