Решение Самарского областного суда от 3 мая 2018 г. N 3а-937/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора А.О.А., представителя административного истца З.С.Н. - Н.И.И., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-937/2018 по административному исковому заявлению З. ФИО15 о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
З.С.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N и пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание - магазин "Г." N с кадастровым номером N . Считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими его права, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, так как данный объект демонтирован в 2012 году.
В судебном заседании представитель административного истца Н.И.И., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнив, что объект снесен силами подрядной организации в 2016 году.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагает, что объект включен в Перечни на 2017 и 2018 год обосновано, в соответствии с п. п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, на основании сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости, как торговое здание.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года N , которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года N , которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2017 год под пунктом N и на 2018 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N , площадью 443, 4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является З.С.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.06.2014 г., выпиской из ЕГРН от 05.04.2018 г.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу п. 4 ст. 378.2 НК РФ для отнесения объекта недвижимого имущества к торговому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме.
Как видно из материалов дела, объект капитального строительства, общей площадью 443, 4 кв. м, с кадастровым номером N , по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: "нежилое здание" и наименование: магазин "Г." N
Названный объект недвижимости расположен на принадлежащем З.С.Н. на праве собственности земельном участке, площадью 1 855 кв. м, с кадастровым номером N по тому же адресу с видом разрешенного использования: "под зданием магазина "Г." N и территорией обслуживания", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2018 г.
При таких обстоятельствах, учитывая наименование здания и вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающих размещение объектов торговли, спорный объект недвижимости отвечает критериям для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 и 2018 г.г.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что по решению собственника спорное здание было снесено в декабре 2016 года силами подрядной организации ООО <данные изъяты> в рамках заключенного с административным истцом договора подряда на выполнение демонтажных работ от 01.12.2016 г. Согласно акту выполненных работ от 31.12.2016 г. работы по демонтажу нежилого здания магазина "Г." N по адресу: <адрес> проведены в полном объеме на общую сумму 60 000 руб.; стороны не имеют взаимных претензий по исполнению договора.
В подтверждение факта отсутствия здания административным истцом представлен Акт обследования земельного участка с кадастровым номером N от 10.04.2018 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО16 Согласно акту, в результате полевого обследования участка выявлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N на земельном участке отсутствует, что подтверждено и приложенным к акту фотоматериалом.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
Пунктом 4 статьи 7 указанного Закона определено, что орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 7 п. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пп. 3 п. 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии с п. 6 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Согласно положениям пп. 4 п. 1 ст. 22 Закона N 221-ФЗ в состав необходимых для кадастрового учета документов при снятии с учета объекта недвижимости входит акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 42 Закона N 221-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено (п. 1 ст. 42).
Акт обследования заверяется подписью и печатью кадастрового инженера (п. 2 ст. 42).
Как видно из содержания представленного истцом акта от 10.04.2018 г., он подготовлен в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета Здания с кадастровым номером N . Акт заверен подписью и печатью кадастрового инженера и подтверждает, что здание прекратило свое существование (здание снесено).
В такой ситуации суд приходит к выводу, что в 2017 и 2018 гг. спорное нежилое здание не могло являться объектом налогообложения по смыслу п. 1 ст. 401 НК РФ.
Ссылки представителя административного ответчика на то, что на момент включения принадлежащего административному истцу нежилого здания магазина в Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год (приказ от 14.11.2016 г.) сведения о данном объекте не были исключены из ЕГРН, не могут быть учтены судом.
Из положений пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности прекращается в случае гибели или уничтожении имущества. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь по смыслу положений пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, регулируя сферу публичных, а не гражданских правоотношений, связанную с налогообложением, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Поэтому, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, а также учитывая то, для чего формируется и утверждается перечень объектов недвижимого имущества, необходимо исходить из того, что если объект недвижимости фактически прекратил свое существование и поэтому уже не может являться объектом налогообложения, то и включение такого объекта в перечень объектов недвижимого имущества ничем не обоснованно. Недвижимое имущество, прекратившее свое существование (уничтоженное, снесенное), в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения не признается и таковым не является.
Включение здания в Перечни на 2017 и 2018 г.г. при отсутствии самого объекта налогообложения противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество, которое фактически не существует.
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные З.С.Н. административные исковые требования.
Определяя момент, с которого указанные правовые акты признаются недействующими, суд учитывает ограниченный срок их применения и полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание данных норм недействующими со дня принятия.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Согласно представленным в суд документам - договор возмездного оказания услуг от 05.03.2018 г., заключенному с Н.И.И., расписке в получении денежных средств от 05.03.2018 г., административный истец понес расходы на оплату юридических услуг в размере 15 000 рублей.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание требования законодательства, учитывая категорию спора, фактическую занятость по нему представителя административного истца в суде первой инстанции, объем оказанных услуг, суд полагает, что в пользу З.С.Н. подлежат взысканию расходы на услуги представителя в сумме 8000 рублей, полагая такой размер разумным.
Также в пользу З.С.Н. подлежат взысканию с административного ответчика расходы на оплату государственной пошлины, в связи с подачей административного иска в суд, в размере 600 рублей, отвечающем требованиям ст. 333.19 НК РФ, и подтвержденные чек-ордером Самарского отделения ПАО Сбербанк N 6991 филиал N от 07.03.2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление З. ФИО17 удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N , в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
Заявление о взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу З. ФИО18 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 рублей, на оплату услуг представителя 8 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.05.2018 г.
Решение
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора А.О.А., представителя административного истца З.С.Н. - Н.И.И., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-937/2018 по административному исковому заявлению З. ФИО19 о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление З. ФИО20 удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N , в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
Заявление о взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу З. ФИО21 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 рублей, на оплату услуг представителя 8 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Самарский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 3 мая 2018 г. N 3а-937/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании