Решение Самарского областного суда от 19 апреля 2018 г. N 3а-947/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора Г.Е.С., представителя административного истца - Ч.В.М., представителя административного ответчика З.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-947/2018 по административному исковому заявлению Г. ФИО10 о признании недействующими в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Г.М.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По данным технической документации объект является складом и расположен в здании, имеющем многофункциональное назначение, на земельных участках с кадастровыми номерами N и N видом разрешенного использования которых является "для строительства кафе с бильярдным клубом".
В судебном заседании представитель административного истца Ч.В.М., действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный объект включен в Перечень на основании п. п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ, исходя из данных Единого государственного реестра недвижимости, как объект общественного питания, поскольку расположен в здании, имеющем наименование "кафе с бильярдным клубом".
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "А." в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагал заявленные требования обоснованными, указав, что общество является арендатором части спорного помещения, площадью 71, 1 кв. м, которое используется под склад (55 кв. м) и офис (16, 1 кв. м) на основании договора аренды от 24.04.2013 года. Просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованные лица Е.Е.Е. и Ш.С.П. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с административным иском согласны.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Г.Е.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года N , которым утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год";
В указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Как видно из материалов дела, спорное нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 619, 60 кв. м по адресу: Самарская <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Г.М.А., Е.Е.Е. и Ш.С.П., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.06.2012 г., выпиской из ЕГРН.
04.10.2017 г. Ш.С.П. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями об определении вида фактического использования объекта недвижимости.
11.10.2017 г. министерством направлено уведомление, из которого следует, что исходя из данных Единого государственного реестра недвижимости, согласно п. п. 1, 4 статьи 378.2 ч. 2 НК РФ, п. 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. N , министерство принимает решение об определении вида фактического использования объекта с кадастровым номером N как объекта общественного питания и, соответственно, об отсутствии оснований для исключения его из Перечня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером N является подвальным и имеет наименование и назначение: "нежилое помещение", данные о видах его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно экспликации к техническому паспорту в указанном нежилом помещении располагаются лестничные клетки (22, 2 кв. м, 15, 2 кв. м, 8, 9 кв. м,), склад (490, 7 кв. м), туалеты (2,9 и 4,3 кв. м), подсобные помещения (11, 1 кв. м, 7,0 кв. м, 16, 1 кв. м, 18, 0 кв. м), тамбур (6,6 кв. м), электрощитовая (16,6 кв. м).
В этой связи оснований полагать, что нежилое помещение является объектом общественного питания, у административного ответчика не имелось.
Установлено также, что помещение находится в нежилом здании с кадастровым номером N , имеющем наименование: "кафе с бильярдным клубом" и назначение: "нежилое здание".
Указанное здание располагается на земельных участках с кадастровыми номерами N и N с видом разрешенного использования: "для строительства кафе с бильярдным клубом", что предполагает их использование для строительства указанного объекта, но не предусматривает размещение на них объектов общественного питания. Единый участок под объект недвижимости по окончании строительства не сформирован, вид его разрешенного использования не определен.
В соответствии с приказом Министерства спорта России "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации" от 06.09.2013 г. N 715, бильярд относится к одному из видов спорта, в связи с чем наименование здания "кафе с бильярдным клубом" свидетельствует о его многофункциональном предназначении.
Таким образом, исходя из вида разрешенного использования земельных участков КН N и N , наименования и назначения расположенного на них нежилого здания КН N , наименования и назначения нежилого помещения КН N , они не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования спорного объекта недвижимости.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня, как и в связи с обращением в министерство Ш.С.П., не проводилось.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлено заключение кадастрового инженера А.Н.В. от 04 декабря 2017 года N о фактическом использовании помещения.
Согласно заключению в результате обследования установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 619, 6 кв. м, подвал N 1 перепланировано и используется:
- помещения (комнаты): N 1 площадью 22, 2 кв. м, N 3 и 4 площадью 7,2 кв. м; N 7 площадью 15, 20 кв. м, N 16 площадью 8,9 кв. м, N 8 площадью 6, 6 кв. м - являются помещениями общего пользования;
- помещения (комнаты): N 2 площадью 486, 40 кв. м - не используется;
- помещения (комнат): N 13 площадью 16, 6 кв. м, N 5а площадью 11, 1 кв. м, N 6 площадью 7,0 кв. м, N 2/1 площадью 1, 9 кв. м, N 2/2 площадью 2, 4 кв. м - являются вспомогательными помещениями;
- помещения (комнаты): N 14 площадью 16, 1 кв. м, N 15 площадью 18, 00 кв. м - используются под офис.
Процентное отношение офисных (административно-бытовых) помещений (34, 1 кв. м) к общей площади объекта (616, 9 кв. м) составляет 5, 52%.
О проведении осмотра нежилого помещения с привлечением кадастрового инженера министерство имущественных отношений Самарской области было заблаговременно извещено телеграммой.
Из представленного в материалы дела договора аренды от 24.04.2013 г., зарегистрированного в Управлении Росреестра по Самарской области, следует, что часть спорного нежилого помещения, общей площадью 71, 10 кв. м (нежилые помещения: комната N 15 площадью 18 кв. м, N 14 площадью 16, 1 кв. м, N 2 площадью 37 кв. м) на срок 5 лет собственниками передано в аренду ООО "А." в целях размещения складов арендатора в помещения N 15 и N 2 и осуществления торговли в помещении N 14.
Общая площадь помещений, переданных в аренду, составляет менее 20% всей площади спорного нежилого помещения.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование нежилого помещения, принадлежащего административному истцу на праве долевой собственности, суд приходит к выводу о том, что указанное помещение не соответствует критериям объектов в смысле, придаваемом положениями п. п. 1 п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих, что более 20% площади нежилого помещения используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком в нарушении требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено.
В связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт министерства имущественных отношений Самарской области не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Г. ФИО11 удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.04.2018 г.
Решение
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора Г.Е.С., представителя административного истца - Ч.В.М., представителя административного ответчика З.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-947/2018 по административному исковому заявлению Г. ФИО12 о признании недействующими в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Административный иск Г.М.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.