Решение Самарского областного суда от 23 апреля 2018 г. N 3а-998/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора В.С.Ш., представителя административного истца Т.А.С. - Н.Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-998/2018 по административному исковому заявлению Т. ФИО6 о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Т.А.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N и пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным помещением, в нем не располагаются объекты торговли, бытового обслуживания или общественного питания. По данным технической документации объект расположен на 1 этаже жилого дома и не используется.
В судебном заседании представитель административного истца Н.Ю.П., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 30 ноября 2015 года N , которым утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25 декабря 2015 года N , которым Перечень дополнен;
- от 14 ноября 2016 года N , которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года N которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2016 год под пунктом N , на 2017 год под пунктом N и на 2018 год под пунктом N включено нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 67, 7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> собственником которого является Т.А.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2010 г., выпиской из ЕГРН.
28.11.2017 г. Т.А.С. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении спорного объекта из Перечней.
Министерством назначен осмотр помещения, который проведен 20.12.2017 года уполномоченной организацией - Государственным казённым учреждением <данные изъяты>
29.01.2018 г. по результатам осмотра помещения министерством в адрес Т.А.С. направлено уведомление, из которого следует, что ГКУ " <данные изъяты>" установлено, что нежилое помещение КН N является пустым и не функционирует, в связи с чем министерством принято решение об отсутствии оснований для определения вида фактического использования объекта недвижимого имущества.
На основании обращения Т.А.С. приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.02.2018 г. N в приказ N от 30.11.2015 г. "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" внесены изменения - объект капитального строительства с кадастровым номером N исключен из Перечня на 2016 год.
Аналогичных решений в отношении Перечней на 2017 и 2018 г.г. министерством не принималось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
На основании пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N , площадью 67,7 кв. м, расположен по адресу: <адрес> и имеет наименование и назначение - "нежилое помещение", данные о виде разрешенного использования помещения отсутствуют.
Установлено также, что указанное нежилое помещение находится на 1 этаже (комн. N N 178-181, 183-186) здания с кадастровым номером N , имеющего назначение "многоквартирный дом" и наименование "жилой дом поз. 26 - Я со встроенными нежилыми помещениями", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.04.2018 г. Сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен жилой дом, в ЕГРН отсутствуют.
По сообщению администрации городского округа Тольятти Самарской области от 23.04.2018 г., границы земельного участка с местоположением: <адрес> сформированы и утверждены распоряжением заместителя мэра г. о. Тольятти N от 26.07.2010 года для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями. На государственный кадастровый учет земельный участок не поставлен.
Согласно документам технического учета - экспликации к техническому паспорту на нежилые помещения + 1 этажа <адрес>, спорное нежилое помещение, площадью 67, 7 кв. включает в себя: комнаты N 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 186 назначением "нежилые помещения".
Таким образом, сведения об объекте с кадастровым номером N , содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, наименование и назначение нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п. п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2017 и 2018 г.г., министерством не проводилось.
Как указывалось выше, по результатам осмотра нежилого помещения, проведенного 20.12.2017 года по обращению Т.А.С., ГКУ <данные изъяты>" установило, что объект является пустым и не функционирует.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017 и 2018 гг.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня их принятия.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, с административного ответчика в пользу Т.А.С. подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины, в связи с подачей административного иска в суд, в размере 300 рублей, отвечающем требованиям ст. 333.19 НК РФ, и подтвержденные чек-ордером Самарского отделения ПАО Сбербанк от 14.03.2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Т. ФИО7 удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N , в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Т. ФИО8 судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.04.2018 г.
Решение
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора В.С.Ш., представителя административного истца Т.А.С. - Н.Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-998/2018 по административному исковому заявлению Т. ФИО9 о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Т. ФИО10 удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N , в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Т. ФИО11 судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.