Решение Самарского областного суда от 21 июня 2018 г. N 3а-1047/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Н.Г.Г., при секретаре А.Н.В., с участием прокурора В.С.Ш., представителей ООО "Р.-П." П.М.А., Думы городского округа Самара К.П. А., Главы городского округа Самара Е.М.В., Департамента управления имуществом Администрации городского округа Самара Г.Е.Ю., Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Е.С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1047/2018 по административному исковому заявлению ООО "Р.-П." к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Решения Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов", установил:
ООО "Р.-П." обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим пункт 4.5 "Размещение временных нестационарных объектов, предназначенных для организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания (павильонов, киосков, тонаров и подобных объектов временного функционирования)" Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" со дня его принятия.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на основании договора аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 октября 2017 года ООО "Р.-П." является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 50 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под установку временного павильона, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам N и N названного выше договора аренды земельный участок предоставляется под временный павильон на срок пять лет, исчисляемый со дня передачи Арендатору земельного участка по акту.
В силу пункта N договора аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 октября 2017 года и Приложения N 1 к нему "Расчет размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена", размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и представленные в аренду без торгов" по формуле
,
где - коэффициент вида использования земельного участка, определяемый в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 29 декабря 2015 года N 59 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством".
Решение Думы городского округа Самара от 29 декабря 2015 года N 59 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством" утратило силу в связи с принятием Думой городского округа Самара Решения от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов".
При этом, как следует из Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов", коэффициенты вида использования земельных участков () дифференцированы в зависимости от вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков. Кроме того, при расчете размера арендной платы за земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания применяется коэффициент, который поставлен в зависимость от типа строения - капитальное строение или временное, используемого для осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, установление Решением Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, в зависимости от типа строения - капитальное строение или временное, используемого для осуществления деятельности на товарных рынках по предоставлению услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ставит в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке, на земельных участках, отнесенных к одной категории земель, используемых для одних и тех же видов деятельности и предоставленных по одним и тем же основаниям, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Данные коэффициенты ставят хозяйствующих субъектов в неравное положение, поскольку устанавливают неравные условия доступа на товарный рынок.
Арендная плата за земельные участки под некапитальными объектами торговли в 7,5 раз превышает арендную плату под капитальными магазинами. При этом, право органа местного самоуправления дифференцировать размер арендной платы за землю в зависимости от вида объекта, расположенного на арендуемом земельном участке, федеральным законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представитель ООО "Р.-П." П.М.А. уточнил заявленные требования, просит суд признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункт 4.5 Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" в части установления коэффициента вида использования земельных участков для размещения иных объектов торговли - временных, нестационарных объектов, предназначенных для организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания (павильонов, киосков, тонаров и подобных объектов временного функционирования), находящихся на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара, со дня его принятия. В обоснование своих требований привел доводы, изложенные выше.
Представитель Думы городского округа Самара К.П.А. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Думой городского округа Самара, в установленной законом форме, а также с соблюдением процедуры его принятия и вступления в силу.
Оспариваемое административным истцом значение коэффициента видов использования земельных участков определено на основании полученного в установленном законом порядке экономического обоснования. Согласно пояснительной записке к проекту решения коэффициенты видов использования земельных участков () устанавливаются в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с учетом факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, их коммерческую привлекательность, потребительский спрос в зависимости от места расположения земельных участков (внутригородских районов городского округа Самара) и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
До рассмотрения вопроса принятия оспариваемого Решения на заседании Думы городского округа Самара его проект в установленном законом порядке направлялся для согласования в прокуратуру города Самары. Согласно заключению прокуратуры города Самары от 24 июля 2017 года N 22-161 при изучении представленного проекта несоответствий федеральному и региональному законодательству, коррупциогенные факторы и нарушения правил юридической техники не выявлены.
Кроме того, в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проект оспариваемого Решения подлежал оценке регулирующего воздействия. По заключению Департамента финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара об оценке регулирующего воздействия от 17 июля 2017 года положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению в проекте нормативного правового акта отсутствуют.
Коэффициенты видов использования земельных участков () установлены не в зависимости от типа строения (временное или капитальное), как указывает истец, а в зависимости от видов разрешенного использования, предусмотренных Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, за исключением случаев установления коэффициентов (
) для видов разрешенного использования, не поименованных в указанном Классификаторе, но под которые фактически предоставлялись соответствующие земельные участки, в частности, указанные в оспариваемом пункте 4.5 Приложения к Решению Думы ("иные объекты торговли").
Представитель Главы городского округа Самара Е.М.В. возражает против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, приведенные представителем Думы городского округа Самара.
Представитель Департамента управления имуществом Администрации городского округа Самара Г.Е.Ю. административный иск ООО "Р.-П." также не признала, сослалась на доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Департаментом управления имуществом Администрации городского округа Самара были заключены муниципальные контракты с независимой экспертной организацией на оказание услуг по проведению анализа оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков с экономическим обоснованием применения коэффициентов для определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории городского округа Самара. По результатам проведенного аналитического исследования в Департамент управления имуществом Администрации городского округа Самара представлены отчеты, содержащие анализ и экономическое обоснование коэффициентов видов использования земельных участков, в том числе в зависимости от типа строения - капитальное строение или временное, на территории городского округа Самара.
Таким образом, значения коэффициентов видов использования земельных участков, утвержденные Решением Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218, установлены на основании всестороннего аналитического исследования, проведенного независимой экспертной организацией, и являются экономически обоснованными. Более того, установление различных значений коэффициентов видов использования земельных участков в зависимости от типа строения - капитальное строение или временное, не влечет за собой создания дискриминационных условий, а также не приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Е.С.Н. решение по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда, пояснила, что оспариваемое в настоящее время Решение Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 принято административным ответчиком во исполнение предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о прекращении нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании аналитического исследования, предметом которого являлся анализ факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков в зависимости от места расположения земельного участка с экономическим обоснованием применения коэффициентов для определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с представлением указанного выше аналитического исследования Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области пришло к выводу, что требования выданного ранее предписания Думой городского округа Самара исполнены.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, свидетеля ФИО9, заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление ООО "Р.-П." подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов настоящего административного дела усматривается, что на основании договора аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 октября 2017 года ООО "Р.-П." является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 50 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под установку временного павильона, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам N и N названного выше договора аренды земельный участок предоставляется под временный павильон на срок пять лет, исчисляемый со дня передачи Арендатору земельного участка по акту.
В силу пункта N договора аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 октября 2017 года и Приложения N 1 к нему "Расчет размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена", размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и представленные в аренду без торгов" по формуле
,
где - коэффициент вида использования земельного участка, определяемый в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 29 декабря 2015 года N 59 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством".
Решение Думы городского округа Самара от 29 декабря 2015 года N 59 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством" утратило силу в связи с принятием Думой городского округа Самара Решения от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов".
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 6 апреля 2018 года, т.е. в период действия оспариваемого им Решения Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов".
Поскольку, в соответствии с договором аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 октября 2017 года, ООО "Р.-П." производит оплату арендных платежей, размер которых определяется с учетом коэффициента вида использования земельного участка, утвержденного указанным выше Решением Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218, и напрямую зависит от него, оспариваемый нормативный правовой акт применяется в отношении административного истца, который является субъектом отношений, регулируемых им, а потому ООО "Р.-П." вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов.
Приложением N 1 к названному выше Порядку установлена Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей не связанных со строительством, согласно которой размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле:
,
где - размер арендной платы за земельный участок в год;
- кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года;
- коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением;
- коэффициент инфляции расчетного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 22 Устава городского округа Самара Самарской области Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме решения.
Решение Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" принято на 29-м заседании Думы городского округа Самара, состоявшемся 25 июля 2017 года. Согласно протоколу заседания Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года, на заседании присутствовал 31 депутат из числа депутатов, избранных в Думу (41 депутат), за принятие оспариваемого в настоящее время решения проголосовали 31 депутат, против - 0, воздержались - 0.
Названное выше Решение Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 подписано Председателем Думы городского округа Самара и Главой городского округа Самара, после чего официально опубликовано в газете "Самарская газета" от 29 июля 2017 года N 109 (5851) и вступило в силу с 1 октября 2017 года.
Таким образом, оспариваемое в настоящее время административным истцом Решение Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Приложением "Коэффициенты видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" к названному выше Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 установлены коэффициенты вида использования земельных участков (Кв), применяемые для исчисления арендной платы за землю на территории городского округа Самара с внутригородским делением.
Оспаривая указанный выше нормативный правовой акт в части, ООО "Р.-П." ссылается на противоречие положений данного нормативного правового акта части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а также основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 и пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под конкуренцией в соответствии с вышеупомянутым законом понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона).
Признаками ограничения конкуренции, предусмотренными пунктом 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункты 1 и 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
В целях осуществления хозяйственной деятельности на товарном рынке по оказанию услуг торговли ООО "Р.-П." заключен договор аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 октября 2017 года, на основании которого административному истцу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером N площадью 50 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под установку временного павильона, расположенный по адресу: <адрес>.
Пунктами 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4 Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 установлены коэффициенты видов использования земельных участков (Кв), применяемые при определении размера арендной платы в отношении земельных участков под объектами торговли: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), рынки, магазины, иные объекты торговли.
Указанные выше коэффициенты видов использования земельных участков () дифференцированы по месту их нахождения на территории соответствующих внутригородских районов городского округа Самара: Железнодорожный внутригородской район, Кировский внутригородской район, Красноглинский внутригородской район, Куйбышевский внутригородской район, Ленинский внутригородской район, Октябрьский внутригородской район, Промышленный внутригородской район, Самарский внутригородской район и Советский внутригородской район.
Более того, применяемый при расчете арендной платы коэффициент поставлен в зависимость от вида торгового помещения - капитальное строение или временное.
Так, на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара, где находится арендуемый административным истцом земельный участок, оспариваемым Решением Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 установлены следующие коэффициенты видов использования земельных участков ():
- для земельных участков под объектами торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) - 0,0342264 (п. 4.2);
- для земельных участков под рынками - 0,0520616 (п. 4.3);
- для земельных участков под магазинами - 0,0342264 (п. 4.4);
- для земельных участков под размещение временных нестационарных объектов, предназначенных для организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания (павильонов, киосков, тонаров и подобных объектов временного функционирования) - 0,2487297 (п. 4.5);
- для земельных участков под размещение объектов торговли передвижного или сезонного использования - 0,2487297 (п. 4.5.1);
- для земельных участков под размещение временных нестационарных объектов, осуществляющих торговлю полиграфической продукцией, товарами видео и звукозаписи - 0,0544107 (п. 4.5.2);
- для земельных участков под размещение иных объектов торговли - 0,0342264 (п. 4.5.3);
- для земельных участков под размещение объектов торговли лекарственными средствами - 0,0544107 (п. 4.5.4).
При этом, коэффициент вида использования земельного участка () влияет на размер арендной платы земельных участков, поскольку он предусмотрен формулой расчета размера арендной платы.
Из пунктов 4.4, 4.5, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3 и 4.5.4 Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 следует, что коэффициенты вида использования земельного участка () дифференцированы внутри видов разрешенного (функционального) использования земельных участков, владельцы (арендаторы) которых осуществляют деятельность на одном товарном рынке - торговля, в зависимости от вида торгового помещения - капитальное строение или временное.
В случаях, предусмотренных перечисленными выше пунктами Приложения к оспариваемому Решению, всеми хозяйствующими субъектами осуществляется один вид деятельности - осуществление торговли. Утверждение коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, в зависимости от вида торгового помещения - капитальное строение или временное, используемого для осуществления такой деятельности, ставит хозяйствующие субъекты, осуществляющие одинаковый вид деятельности, заведомо в неравные условия.
Данное обстоятельство создает преимущества одним хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность через определенный вид объектов, перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, но через другие виды объектов, расположенных на земельном участке, что может повлечь за собой ограничение конкуренции.
В результате применения указанных выше коэффициентов вида использования земельного участка (Кв) могут создаваться дискриминационные условия предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, которые выражаются в установлении различной платы за аренду земли внутри фактически одного вида ее функционального использования для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, что противоречит Федеральному закону "О защите конкуренции" и принципу запрета необоснованных предпочтений, предполагающему, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены, в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость (не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований) выявлять, проводились ли помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы (коэффициентам вида использования земельного участка).
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины оспариваемого коэффициента.
В обоснование возражений на заявленные требования административным ответчиком представлено аналитическое исследование от 16 июня 2017 года, подготовленное ООО " <данные изъяты>".
Данное аналитическое исследование подготовлено на основании муниципального контракта от 17 апреля 2017 года N , заключенного Департаментом управления имуществом городского округа Самара с ООО " <данные изъяты>". Предметом названного договора сторонами оговорена услуга по проведению анализа оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков в зависимости от места расположения земельного участка с экономическим обоснованием применения коэффициентов для определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара.
Из представленного суду аналитического исследования от 16 июня 2017 года, подготовленного ООО " <данные изъяты>", усматривается, что, устанавливая различные значения коэффициентов вида использования земельного участка для временных и капитальных строений, оценщик исходил из того, что для арендодателя с договором аренды земельного участка под временное строение связано больше расходов по сравнению с аналогичным договором аренды под капитальное строение, что обусловлено следующими факторами:
- временный характер строений подразумевает риски, вызванные вероятным отсутствием арендатора при демонтаже строения: сезонность торговли, продажа строения на вывоз при наличии негативных тенденций в бизнесе и т.д., вследствие чего разумный собственник будет стремиться компенсировать такие риски недоиспользования объекта недвижимости путем повышения арендной ставки по сравнению с объектами, не обладающими такими рисками. При расторжении договора аренды поиск нового арендатора может быть осуществлен только с проведением торгов, что ставит собственника в более невыгодные условия по сравнению с физическими или юридическими лицами, для которых проведение торгов необязательно;
- наличие эффекта масштаба, который заключается в увеличении удельной стоимости земли при уменьшении площади, т.е. участок с меньшей площадью будет стоить значительно дороже, чем участок с большей площадью в пересчете на 1 кв. м. их площади, следовательно, и арендная ставка в рыночных условиях для участка с меньшей площадью будет также значительно выше арендной ставки для участков большей площадью. Кадастровая стоимость, на которой базируется расчет арендной платы, не учитывает указанный выше эффект масштаба, в связи с чем для собственника произвести учет эффекта масштаба для участков площадью менее 100 кв. м., а именно столько составляют арендованные участки под временные строения, возможно только в коэффициенте вида использования;
- при небольшой площади арендованных участков под временные строения общая величина арендной платы значительно ниже среднего показателя по всем договорам аренды, при этом, количество ресурсов, необходимых для управления недвижимостью, одинаковое, т.е. процент затрат на управление в составе операционных расходов по отношению к действительному валовому доходу для участков, арендованных под временные строения, значительно выше по отношению к участками предназначенными под капитальные строения. Компенсация затрат на управление с целью доведения до рыночного уровня рентабельности аренды земли возможна только в повышении арендной ставки путем повешения величины коэффициента вида использования земельного участка.
Кроме того, по мнению оценщика, возможность арендовать участки по более высоким ставкам собственникам временных строений по сравнению с владельцами капитальных зданий также экономически обоснованна, поскольку:
- указанный выше эффект масштаба является доминирующим для обоснования с экономической точки зрения дифференциации коэффициентов вида использования земельных участков, предназначенных для временных и капитальных строений;
- собственник временного строения несет меньше затрат на возведение временного строения по сравнению со строительством капитального здания, при этом, ставки аренды самих помещений практически одинаковы, как для капитальных, так и для временных строений;
- собственник капитального объекта уплачивает налог с кадастровой стоимости объекта капитального строительства, в том время как собственники временных строений налоги за такие строения, как правило, не уплачивают.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, при проведении указанного выше аналитического исследования оценщиком не проводился анализ доходности непосредственно от осуществления хозяйствующими субъектами своей деятельности в зависимости от вида расположенных на земельных участках торговых помещений - капитальное строение или временное. В частности, не проводились анализы: рентабельности деятельности хозяйствующих субъектов соответствующего товарного рынка; а также себестоимости используемых в деятельности объектов и их окупаемости, в зависимости от вида используемого помещения - капитальное или временно.
Вывод о целесообразности дифференциации значений коэффициентов вида использования земельного участка для временных и капитальных строений обоснован лишь необходимостью компенсировать риски арендодателя, вызванные вероятным отсутствием арендатора при демонтаже строения, и затраты на управление с целью доведения до рыночного уровня рентабельности аренды земли, а также тем, что арендатор земельного участка, на котором расположено временное строение, несет меньше затрат связанных с его возведением, содержанием и уплатой налогов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что представленное суду аналитическое исследование от 16 июня 2017 года, подготовленное ООО " <данные изъяты>", не содержит полноценного многофакторного анализа оценочных характеристик доходности земельных участков в зависимости от вида расположенных на них помещений - капитальное строение или временное, и не свидетельствует о соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков при дифференциации значений коэффициентов вида использования земельного участка для временных и капитальных строений, в связи с чем оно не может быть признано допустимым доказательством по настоящему административному делу.
Таким образом, устанавливая оспариваемый в настоящее время административным истцом коэффициент вида использования земельных участков для размещения иных объектов торговли - временных, нестационарных объектов, предназначенных для организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания (павильонов, киосков, тонаров и подобных объектов временного функционирования), находящихся на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара, Дума городского округа Самара не располагала отвечающим установленным законом требованиям экономическим обоснованием введения коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, исходя из анализа и оценки всех существенных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, с учетом категории земельных участков, их разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таких земельных участках.
Приведенные выше обстоятельства дают суду основания полагать, что установление административным ответчиком рассматриваемого коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление ООО "Р.-П." подлежит удовлетворению.
Доводы административного истца о том, что указанный в пункте 4.5 Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 вид разрешенного использования "иные объекты торговли" не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Вместе с тем, согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Следовательно, виды разрешенного использования земельных участков, установленные до дня утверждения указанного выше Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540) признаются действительными вне зависимости от их соответствия указанному классификатору.
Применительно к спорным правоотношениям, согласно сведениям публичной кадастровой карты, арендуемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером N площадью 50 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 18 января 2013 года с видом разрешенного использования: под установку временного павильона. Таким образом, указанный вид разрешенного использования данного земельного участка признается в настоящее время действительным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что Решение Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" длительное время применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление ООО "Р.-П." удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункт 4.5 Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" в части установления коэффициента вида использования земельных участков для размещения иных объектов торговли - временных, нестационарных объектов, предназначенных для организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания (павильонов, киосков, тонаров и подобных объектов временного функционирования), находящихся на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара, в размере 0,2487297 со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Думу городского округа Самара опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 июня 2018 г. N 3а-1047/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании