Решение Самарского областного суда от 15 июня 2018 г. N 3а-1143/2018
Самарский областной суд в составе: Председательствующего судьи Р.Т.А. При секретаре Б.Т.А. с участием прокурора К.А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1143/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т.Т." о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, представителей общества с ограниченной ответственностью "Т.Т." М.И.П., Н.З.А., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
общество с ограниченной ответственностью "Т.Т." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 33420 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости используется только в целях удовлетворения производственных потребностей предприятия. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное помещение, не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
В судебном заседании представители административного истца М.И.П., Н.З.А. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что объект включен в Перечень в соответствии с тем, что более 20% его общей площади используются под помещения офисов и офисной инфраструктуры.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)),"Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)),"Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "Т.Т." на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером: N площадью 3414,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером N , на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации здания (лит А51) - подстанции газораспределения, административно-бытового (АБК), которое не предусматривает размещение на нём объектов делового, административного или коммерческого назначения.
По сведениям технического учета спорный объект недвижимости является нежилым помещением, в котором размещаются кабинеты, музей, технические и бытовые помещения.
В этой связи документы технического учёта однозначно не подтверждали принадлежность указанного объекта недвижимости к объекту делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений) и помещений, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2017 года N 402, Государственное казённое учреждение Самарской области "Р.Ц.Н." 8 февраля 2018 года произвело осмотр объекта недвижимости, в ходе которого установило, что в нежилом помещении с кадастровым номером N площадью 3414,5 кв. м. располагаются офисы площадью 1271,10 кв. м., выставочный зал площадью 117, 1 кв. м., архив площадью 273,7 кв. м, складские помещения площадью 299,8 кв. м, коридоры, тамбур, лестницы, холлы площадью 658,1 кв. м., санузлы площадью 132,6 кв. м, комната охраны площадью 28,1 кв. м, комната приёма пищи, комната отдыха площадью 199,4 кв. м., раздевалка площадью 23 кв. м, мастерская площадью 12,9 кв. м, игровая комната площадью 25,3 кв. м, серверная площадью 4,7 кв. м., пустое помещение площадью 57,1 кв. м.
Вместе с тем, установлено, что помещения, обозначенные в акте осмотра как офисы, являются кабинетами, предназначенными для размещения профсоюзного комитета, кабинета хозяйственного отдела, кабинета художественной библиотеки, заместителя главного инженера по инновациям и стандартизации, кабинета группы окружающей среды, эколога, начальника цеха N 26, кабинета садовников цеха N 26, кабинета НТЦ, приёмной главного конструктора, кабинета конструкторского сектора металлоконструкций, кабинета конструкторского сектора систем охлаждении, конструкторского бюро, конструкторского сектора погрузок, упаковки, помещения архива, кабинета конструкторского бюро, отдела проектирования САПР (СИТ), кабинета главного конструктора по преобразовательной технике, кабинета ОГК, кабинета отдела подготовки технической документации, заведующего отделом, что подтверждается актом обследования, выполненным 22 ноября 2017 года кадастровым инженером ФИО1
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Т.Т." является производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов.
На территории предприятия действует пропускной и внутриобъектовый режим, в силу чего беспрепятственный доступ посторонних лиц на прилегающую к объекту территорию отсутствует.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное помещение, составляющее инфраструктуру промышленного предприятия и предназначенное для размещения сотрудников своего предприятия, не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Т.Т." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тольяттинский Трансформатор" госпошлину в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.