Решение Самарского областного суда от 31 июля 2018 г. N 3а-1239/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1239/2018 по административному иску ООО "С.-2000" о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, установил:
ООО "С.-2000" обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год". В указанный выше "Перечень..." под пунктом N включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, площадью 24 392,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Административный истец полагает, что включение указанного выше объекта недвижимости в "Перечень...", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, является необоснованным, поскольку нежилое здание - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N не соответствует критериями административно-делового или торгового центра, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании изложенного, ООО "С.-2000" просит суд признать недействующим пункт N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, со дня принятия.
В судебном заседании представитель ООО "С.-2000" Л.Е.В., действующая на основании доверенности от 2 ноября 2017 года N, заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше, и дополнила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без фактического осмотра указанного выше объекта недвижимости, что привело к необоснованному отнесению его к объектам, подпадающим под положения ст. 378.2 НК РФ.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности от 26 декабря 2017 года N, административные исковые требования не признала, пояснила, что включение спорного объекта в "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с его назначением и техническими параметрами.
Прокурор Х.Е.В. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ООО "С.-2000" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы...
... Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта...
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 372 этого же Кодекса).
Статей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно статье 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", который опубликован в газете "Волжская коммуна" от 31 октября 2017 года, N 218 (30176), от 1 ноября 2017 года N 283 (30178), от 2 ноября 2017 года N 285 (30180) и от 16 ноября 2017 года N 297 (30192), а также на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru".
В указанный выше "Перечень..." включено под пунктом N принадлежащее ООО "С.-2000" на праве собственности нежилое здание - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, площадью 24 392,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 17 января 2014 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 мая 2018 года N, а также решением Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2013 года.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ООО "С.-2000" не оспаривает соблюдение министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах, предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа министерства имущественных отношений Самарской области, подписан уполномоченным лицом, опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" и в газете "Волжская коммуна" до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;...
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к торговым объектам, объектам общественного питания и бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащее ООО "С.-2000" нежилое здание с кадастровым номером N включено в "Перечень...", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объектов недвижимости не составлялось.
При этом, нежилое здание - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, площадью 24 392,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, находится на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером 63:17:0507003:111 с категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и с видом разрешенного использования: для строительства торгово-складской базы.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 17 января 2014 года и от 20 мая 2014 года, решением Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2013 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21 мая 2018 года N и N.
Вместе с тем, из материалов настоящего административного дела усматривается, что согласно Уставу ООО "С.-2000" и выписке из ЕГРЮЛ от 29 июня 2018 года N одним из основных видов деятельности Общества является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
На основании договора аренды нежилого помещения от 12 октября 2017 года N ООО "С.-2000" передало в аренду ООО " <данные изъяты>" складские и офисные помещения в нежилом здании с кадастровым номером N для складирования, хранения, обработки алкогольной продукции и иных продовольственных и непродовольственных товаров, проведения погрузочно-разгрузочных работ, для работы в офисных помещениях, либо иной аналогичной деятельности, согласованной с арендодателем и не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 13 июля 2018 года N, основным видом деятельности ООО " <данные изъяты>" является торговля оптовая алкогольными напитками, кроме пива и пищевого этилового спирта, а дополнительными видами деятельности являются, в том числе: хранение и складирование прочих грузов, транспортная обработка прочих грузов.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 31 января 2014 года N ООО "С.-2000" передало в аренду ООО " <данные изъяты>" складские и офисные помещения в нежилом здании с кадастровым номером N для решения хозяйственных задач и обслуживания клиентов арендатора, хранения и реализации товаров, а также для размещения на предоставляемых площадях управлений и служб арендатора и организаций, являющихся хозяйственными партнерами арендатора.
Как видно из выписки из ЕГРЮЛ от 13 июля 2018 года N, основным видом деятельности ООО " <данные изъяты>" является торговля оптовая ручными инструментами, а дополнительным видом деятельности является, в том числе транспортная обработка грузов.
В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 19 февраля 2018 года N ООО "С.-2000" передало в аренду ООО " <данные изъяты>" нежилое помещение, в нежилом здании с кадастровым номером N для использования в целях решения хозяйственных задач и обслуживания клиентов арендатора, а также для размещения на предоставляемых площадях управлений и служб арендатора и организаций, являющихся хозяйственными партнерами арендатора.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 13 июля 2018 года N следует, что основным видом деятельности ООО " <данные изъяты>" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
В соответствии с актом осмотра о фактическом использовании объекта недвижимости с кадастровым номером N от 29 мая 2018 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО1, нежилое здание состоит из одного этажа, в здании находятся: офисные помещения площадью 1 330,23 кв. м. (5,5% от общей площади помещений здания); производственные помещения площадью 21 419,47 кв. м. (87,8% от общей площади помещений здания); санитарно-технические помещения площадью 826,4 кв. м. (3,4% от общей площади помещений здания); помещения общего пользования - коридоры и лестницы, площадью 816,2 кв. м. (3,3% от общей площади помещений здания).
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 24 июля 2018 года, подготовленному специалистами ГКУ Самарской области "Региональный центр недвижимости", нежилое здание - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, площадью 24 392,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, состоит из одного этажа. В здании находятся: офисы площадями 11,7 кв. м., 46,4 кв. м., 19,8 кв. м., 11,6 кв. м., 19,9 кв. м., 26 кв. м., 24,2 кв. м., 42,6 кв. м., 33,9 кв. м., 16,2 кв. м., 50,5 кв. м., 32,6 кв. м., 31,8 кв. м., 31,8 кв. м., 56,1 кв. м., 18,1 кв. м., 30,1 кв. м., 30,2 кв. м., 45,9 кв. м., 14,6 кв. м., 19 кв. м., 19,1 кв. м., 16,2 кв. м., 19,5 кв. м., 41,2 кв. м., 20,8 кв. м., 30,4 кв. м., 20,4 кв. м., 15,6 кв. м., 26,6 кв. м., 13 кв. м., 18,8 кв. м., 20,1 кв. м., 20 кв. м. и 102,6 кв. м.; торговый объект площадью 130,6 кв. м.; медицинский кабинет площадью 21,2 кв. м.; склады площадью 21 004,9 кв. м.; лестницы и коридоры площадями 20 кв. м., 23,5 кв. м., 91 кв. м., 16,7 кв. м., 20,3 кв. м., 31,1 кв. м., 20,9 кв. м., 20,6 кв. м., 8 кв. м., 14,3 кв. м., 20,8 кв. м., 131,4 кв. м., 15,5 кв. м., 14,5 кв. м., 13,7 кв. м., 55,8 кв. м., 21 кв. м., 19,9 кв. м., 19,2 кв. м. и 29,4 кв. м.; комнаты приемы пищи и отдыха площадями 11,3 кв. м., 13,9 кв. м., 22,3 кв. м. и 30,5 кв. м.; технические помещения (серверные, электрощитовая и бойлерная) площадями 16,1 кв. м., 84,2 кв. м., 12,7 кв. м., 19,2 кв. м., 18,4 кв. м. и 11,3 кв. м.; комната охраны площадью 6,3 кв. м.; пустые помещения площадями 17 кв. м. и 35,7 кв. м.; раздевалки площадями 62,5 кв. м., 23,1 кв. м., 29,5 кв. м., 224,2 кв. м. и 237,2 кв. м.; санузлы площадями 4,1 кв. м., 4,1 кв. м., 15,7 кв. м., 16,6 кв. м., 4,1 кв. м., 29,9 кв. м., 15,1 кв. м., 16,5 кв. м., 2,9 кв. м., 2,9 кв. м., 14,4 кв. м., 6,4 кв. м., 16,4 кв. м. и 15,5 кв. м.; архив площадью 66,7 кв. м. Беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца указанные выше офисы фактически являются кабинетами руководства и персонала ООО " <данные изъяты>", ООО " <данные изъяты>" и ООО " <данные изъяты>".
Таким образом, указанные выше помещения административного назначения носят вспомогательный характер, предназначены для обеспечения уставной деятельности ООО " <данные изъяты>", ООО " <данные изъяты>" и ООО " <данные изъяты>".
Таким образом, доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в нежилом здании - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, используются для осуществления самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, не связанной с обеспечением деятельности указанных выше Обществ, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что согласовывалось бы со статьей 378.2 НК РФ, суду не представлено.
При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, площадью 24 392,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим пункта N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд также полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в части "Перечня...", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, со дня его принятия, поскольку действие названного выше нормативного правового акта имеет ограниченный срок применения (2018 год), а потому признание его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу или иного указанного судом времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "С.-2000" о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания - складской корпус N 3 для хранения негорючих материалов, с кадастровым номером N, площадью 24 392,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.